Здавалка
Главная | Обратная связь

Президент республики



Конституция (§29) определяет Президента республики как главу государства, который олицетворяет единство нации и стоит на страже демократической деятельности государственной организации. Он является главнокомандующим Вооруженными силами.

Полномочия Президента установлены в ч. 1 § 30-а Конституции. Их перечень начинается с полномочий в сфере внешней политики. Президент представляет венгерское государство, заключает от имени республики международные договоры (если предмет договора подлежит регулированию законом, для заключения договора требуется предварительное согласие Государственного собрания), назначает и принимает послов и посланников.

Ряд полномочий связан с деятельностью законодательной власти. Президент республики назначает всеобщие выборы в Государственное собрание и органы местного самоуправления, может участвовать в заседаниях Государственного собрания и его комитетов и выступать, предлагать Государственному собранию какие-либо мероприятия, выступать с инициативой общенационального референдума. Можем здесь вспомнить и изложенные выше его полномочия в законодательном процессе.

В отношениях с исполнительной властью Президент назначает и освобождает от должности в соответствии с особым законом государственных секретарей и республиканских уполномоченных, по предложениям указанных в особом законе лиц или органов назначает и освобождает от должности председателя Венгерского национального банка и его заместителей и университетских профессоров, ректоров университетов, присваивает и повышает генеральские звания, утверждает в должности президента Венгерской академии наук. Но главное здесь — полномочия, связанные с формированием Правительства, о которых речь ниже.

В сфере личного статуса Президент республики присваивает определенные законом звания, производит награждение орденами и иными наградами, разрешает их принятие, осуществляет право индивидуального помилования, принимает решения по вопросам гражданства.

В соответствии с § 19-в Конституции при введении особого положения, если Государственное собрание не может действовать, решение об использовании Вооруженных сил принимает Президент республики. Он также постановляет о предусмотренных особым законом чрезвычайных мерах и незамедлительно информирует об этом председателя Государственного собрания. В период особого положения Государственное собрание, а если это невозможно, то его комитет по вопросам обороны заседает регулярно. Они могут приостановить применение введенных Президентом чрезвычайных мер. Эти меры действительны в течение 30 дней, если не продлены Государственным собранием или его комитетом по вопросам обороны. В остальном в период особого положения применяются нормы, установленные для чрезвычайного положения.

Президент республики также может осуществлять иные полномочия, установленные законом. При этом только представительство венгерского государства, назначение выборов, участие в работе Государственного собрания и предложение ему мероприятий, а также инициатива референдума осуществляются Президентом самостоятельно, по собственному усмотрению. Все остальные полномочия, указанные в § 30-а Конституции, Президент может осуществлять только при наличии контрасигнатуры Министра-председателя или соответствующего министра.

Согласно § 29-а Конституции, Президент республики избирается Государственным собранием на пять лет. На эту должность может быть избран любой избиратель, достигший 35 лет. Переизбрание на должность Президента допускается только один раз.

Процедура выборов урегулирована § 29-б Конституции. Для выдвижения кандидата в Президенты республики необходимо письменное предложение не менее 50 депутатов Государственного собрания, представляемое его председателю до назначения голосования. Депутат может участвовать в выдвижении только одного кандидата, в противном случае его подпись под любым предложением недействительна.

Выборы тайные. Для избрания в первом туре необходимы 2/3 голосов депутатов. Если ни один из кандидатов не избран, выдвижение кандидатов производится заново, и во втором туре для избрания также необходимы 2/3 голосов депутатов. Если и в этом случае никто не избран, проводится третий тур голосования, в котором баллотируются два кандидата, получившие во втором туре наибольшее число голосов. В третьем туре для избрания достаточно относительного большинства голосов независимо от числа голосовавших. Выборы должны завершиться в течение трех дней.

Согласно § 29-в Конституции, Президент республики должен быть избран не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий предыдущего Президента, а если полномочия последнего прекратились досрочно, то в течение 30 дней после их прекращения. Выборы назначаются председателем Государственного собрания (§ 29-г). Избранный Президент республики вступает в должность в день прекращения полномочий предыдущего Президента, а в случае его досрочного выбытия — на восьмой день после официального опубликования результатов голосования. При вступлении в должность Президент приносит присягу перед Государственным собранием.

В июне 1995 г. Президентом республики вторично избран известный писатель и правозащитник Арпад Гёнц.

Если Президент республики временно не может исполнять свои обязанности или если его мандат прекратился досрочно, его полномочия до вступления в должность нового Президента переходят к председателю Государственного собрания. Последний, однако, не может возвращать законы в Государственное собрание, направлять их в Конституционный суд, распускать Государственное собрание, а помиловать может только тех осужденных, в отношении которых приговор вступил в силу. При исполнении президентских обязанностей председатель Государственного собрания не осуществляет депутатских прав, а председательствует в Государственном собрании назначенный им заместитель председателя (§ 29-д).

Конституция в § 30 устанавливает несовместимость должности Президента республики с любой другой государственной, общественной и политической должностью или мандатом. Он не может иметь другое оплачиваемое занятие и не может получать плату за прочую деятельность, кроме деятельности, охраняемой авторским правом. Для принятия закона, определяющего должностной оклад Президента, льготы и компенсации, требуются 2/3 голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.

Согласно ч. 1 § 31-а Конституции, личность Президента республики неприкосновенна, и особым законом обеспечивается его уголовно-правовая охрана.

Конституция устанавливает следующие случаи прекращения полномочий Президента (§ 31): истечение срока полномочий; смерть; состояние, при котором он не может исполнять обязанности в течение более 90 дней; констатация несовместимости; отставка; отрешение от должности. Несовместимость должности, занятия или деятельности, осуществляемых Президентом вопреки конституционному запрещению, констатируется Государственным собранием по инициативе любого депутата тайным голосованием и большинством в 2/3 голосов всех депутатов. Если же Президент желает подать в отставку, он обращается с соответствующим заявлением к Государственному собранию, и оно в течение 15 дней может попросить Президента пересмотреть свое решение. Если он настаивает на отставке, Государственное собрание не может ему в этом отказать.

В соответствии с ч. 4 § 31 Конституции Президент республики может быть отрешен от должности, если при ее исполнении умышленно нарушил Конституцию или другой закон. Процедура отрешения урегулирована ч. 2—6 § 31-а. Согласно этим положениям, с инициативой привлечения Президента к ответственности за нарушение Конституции или другого закона при исполнении им своей должности может выступить 1/5 общего числа депутатов Государственного собрания. Решение Государственного собрания о привлечении Президента к ответственности принимается тайным голосованием и большинством 2/3 голосов всех депутатов. С этого момента Президент не может осуществлять свои полномочия до завершения процедуры. Разбирательство по делу относится к компетенции Конституционного суда. Если Конституционный суд установит, что факт нарушения закона Президентом имел место, то может отрешить Президента от должности. Из конституционного текста следует, что здесь все зависит от усмотрения Конституционного суда, который может и оставить Президента в должности, несмотря на констатированное нарушение закона, включая Конституцию.

Если Президент республики привлекается к ответственности за деяние, совершенное в связи с исполнением обязанностей и наказуемое в уголовном порядке, то, согласно § 32 Конституции, в производстве в Конституционном суде должны применяться также основные положения уголовно-процессуального права. Обвинение представляет обвинитель, избранный Государственным собранием из числа своих членов. Уголовное преследование Президента за прочие деяния может быть возбуждено только после прекращения его полномочий. Если Конституционный суд установит, что Президент умышленно совершил уголовно-наказуемое деяние, то может отрешить Президента от должности и назначить любое наказание и меру, предусмотренные Уголовным кодексом за данное деяние.

Правительство

Конституция (§ 33) предусматривает, что Правительство Венгрии состоит из Министра-председателя и министров. В случае отсутствия Министра-председателя его замещает назначенный им для этого министр.

Министра-председателя избирает Государственное собрание по предложению Президента республики большинством голосов депутатов. Одновременно оно одобряет и программу Правительства. Министров назначает и освобождает от должности Президент республики по предложению Министра-председателя. После сформирования Правительства его члены приносят присягу перед Государственным собранием. Перечень министерств устанавливается особым законом (§ 34 Конституции). Нынешнее Правительство, сформированное после выборов 1994 г., состоит из представителей ВСП и ССД.

В соответствии с § 35 Конституции Правительство выполняет следующие задачи:

защищает конституционный строй, защищает и обеспечивает права граждан;

обеспечивает исполнение законов;

направляет работу министерств и иных непосредственно подчиненных ему органов, координирует их деятельность;

при содействии министра внутренних дел обеспечивает через областные и столичное управления публичной администрации контроль за законностью местного самоуправления;

обеспечивает разработку социально-экономических планов и их выполнение;

определяет задачи по развитию науки и культуры и обеспечивает условия для их решения;

определяет государственную систему социального обеспечения и здравоохранения и заботится о снабжении ее материальными средствами;

руководит деятельностью Вооруженных сил, полиции и органов охраны;

во время особого положения, т.е. стихийных бедствий и ликвидации их последствий, принимает необходимые меры для сохранения жизни и имущества граждан, общественного порядка и безопасности;

участвует в определении внешней политики, от своего имени заключает международные договоры;

выполняет все задачи, отнесенные законом к его компетенции.

Актами Правительства являются постановления и решения, подписываемые Министром-председателем. Они не должны противоречить закону. Из этого следует, что правительственными актами могут регулироваться вопросы, законом не урегулированные. Постановления подлежат опубликованию в официальном печатном органе. В случае состояния угрозы Правительство по уполномочию Государственного собрания может принимать постановления и меры, отклоняющиеся от отдельных положений закона. Закон о правилах, которые могут применяться при состоянии угрозы, принимается 2/3 голосов присутствующих депутатов Государственного собрания. Правительство может изменить или отменить любые решения или меры подчиненных органов (кроме правовых норм), которые противоречат закону.

Согласно § 19-д Конституции, для отражения нападения в случае вооруженного вторжения на территорию Венгрии или для защиты территории страны силами противовоздушной обороны и авиации Венгерского войска, в интересах защиты конституционного строя, безопасности жизни и имущества граждан, общественного порядка и общественной безопасности Правительство в соответствии с законом об обороне обязано через Президента республики принять меры для объявления особого или чрезвычайного положения в зависимости от характера нападения и используемых для этого сил. Об этих мерах Правительство незамедлительно информирует Государственное собрание и Президента. Закон, уполномочивающий Правительство на такие меры, принимается 2/3 голосов присутствующих депутатов Государственного собрания.

Конституция (§ 36) обязывает Правительство сотрудничать при выполнении своих задач с заинтересованными общественными организациями.

Согласно § 37 Конституции, Министр-председатель руководит заседаниями Правительства, обеспечивает исполнение его постановлений и решений. Министры руководят соответствующими отраслями государственной администрации и работой подчиненных органов. Министры без портфеля выполняют задачи, определенные для них Правительством. Любой член Правительства может издавать постановления, которые, однако, не должны противоречить закону и актам Правительства. Эти постановления подлежат официальному опубликованию.

Конституция в § 40 устанавливает, что для выполнения определенного круга задач Правительство может образовывать правительственные комиссии. Непосредственно или через любого своего члена оно может издавать распоряжения по любому вопросу государственной администрации. Оно также может брать под свой непосредственный надзор любую отрасль и учреждать для этого специальные органы.

Предусмотрены четыре случая, в которых мандат Правительства прекращается (§ 33-а Конституции): сформирование нового Правительства новоизбранным Государственным собранием; отставка Министра-председателя или всего Правительства; смерть Министра-председателя; выражение Государственным собранием недоверия Правительству путем избрания нового Министра-председателя. Процедура для последнего случая урегулирована в § 39-а. Не менее 1/5 общего числа депутатов Государственного собрания могут выступить с инициативой недоверия Министру-председателю, однако при этом они должны предложить кандидатуру нового Министра-председателя. Это считается инициативой недоверия всему Правительству. Обсуждение инициативы и голосование по ней должны состояться не ранее чем через три дня и не позднее чем через восемь дней после ее внесения. Если на основе данной инициативы большинство депутатов Государственного собрания выскажется за недоверие, это будет означать, что тем самым избран новый Министр-председатель.

Здесь, как отмечалось, использован германский опыт конструктивного вотума недоверия. Его преимущество состоит в том, что исключается состояние более или менее длительного правительственного кризиса, когда старое правительство пало, а нового еще нет.

В свою очередь, Правительство через Министра-председателя может само поставить перед Государственным собранием вопрос о доверии, который рассматривается в вышеуказанные сроки. Этот вопрос может быть связан с каким-либо проектом, внесенным Правительством в Государственное собрание. Если Государственное собрание не проголосует за доверие (соответственно не поддержит внесенный проект), Правительство уходит в отставку.

В случае прекращения мандата Правительства оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства, однако не может заключать международные договоры, а постановления вправе принимать только на основе определенных законом полномочий в неотложных случаях (§ 39-6).

Совет обороны

Согласно § 19-6 Конституции, во время чрезвычайного положения вопрос об использовании Вооруженных сил внутри страны и о применении определенных особым законом чрезвычайных мер решается Советом обороны. Этот орган не является постоянным и создается, как отмечалось, Государственным собранием только на время чрезвычайного положения. Его возглавляет Президент республики. В состав Совета обороны входят председатель Государственного собрания, лидеры партийных депутатских групп, Министр-председатель, министры, командующий Венгерским войском, а также начальник генерального штаба.

Совет обороны осуществляет делегированные ему при его создании права Государственного собрания, права Президента республики и права Правительства. Он может издавать постановления, приостанавливать применение отдельных законов, отклоняться от отдельных предписаний законов, а также принимать прочие чрезвычайные меры, за исключением приостановления применения Конституции. Не подлежит ограничению и деятельность Конституционного суда. По прекращении чрезвычайного положения постановления Совета обороны теряют силу, если действие их не продлено Государственным собранием.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.