Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей



В отличие от многих постсоциалистических конституций Конституция Болгарии не использует терминологию Декларации прав человека и гражданина. Глава вторая Конституции называется по социалистической традиции «Основные права и обязанности граждан», хотя она охватывает и правовой статус иностранцев, которому посвящены ч. 2 ст. 26 и ст. 27, а также институт гражданства. Ряд важнейших положений, относящихся к правовому статусу человека и гражданина, включен в первую главу «Основные начала». В частности, в ч. 2 ст. 4 установлено, что Республика Болгария гарантирует жизнь, достоинство и права личности и создает условия для свободного развития человека и гражданского общества. Глава вторая начинается с положений о гражданстве и режиме иностранцев, после чего следуют нормы о гражданских (личных), политических и социальных правах и свободах, а затем, опять же по социалистической традиции, определяются основные обязанности.

«Все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах», — гласит ч. 1 ст. 6 Конституции; ч. 2 этой же статьи устанавливает равенство граждан перед законом. «Не допускаются никакие ограничения прав или привилегии, основанные на расе, национальности, этнической принадлежности, поле, происхождении, религии, образовании, убеждениях, политической принадлежности, личном и общественном положении или имущественном состоянии». Как видно из приведенной цитаты, ставшая традиционной конституционная норма сформулирована с учетом условий посттоталитарного общества и в этом смысле дополняет ч. 3 ст. 1 и ч. 1 и 2 ст. 11, устанавливающие гарантии политического плюрализма в Болгарии.

В ч. 1 ст. 57 Конституции основные права граждан объявляются «неотменимыми». К положениям об основных правах в полной мере относится и норма ч. 2 ст. 5, согласно которой предписания Конституции действуют непосредственно. Перечень конституционных прав и свобод в целом традиционен, соответствует международным актам и весьма обширен.

Хотя, как указывалось, термин «права человека» в Конституции не употребляется, большая часть прав и свобод адресована всем лицам, находящимся на территории Болгарии, на что указывают формулировки статей, и поэтому может быть отнесена к правам человека. В ч. 2 ст. 26 указывается, что пребывающие в Болгарии иностранцы имеют все права и обязанности, предусмотренные Конституцией, за исключением тех, для которых Конституция и законы требуют болгарского гражданства. Если сопоставить эту норму, например, со ст. 42 об избирательных правах, которые признаются за гражданами, то несложно сделать вывод, что использование термина «граждане» позволяет отнести то или иное право к группе прав граждан.

Таким образом, к правам человека в Конституции отнесены право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность жилища, свобода и тайна переписки, свобода выбора места жительства, свобода совести, свобода мысли, право на поиск, получение и распространение информации, право на образование, пользование общенациональными и общечеловеческими культурными ценностями, развитие своей культуры в соответствии с этнической принадлежностью, свобода художественного, научного и технического творчества, изобретательские, авторские и родственные им права. К правам, осуществление которых требует болгарского гражданства, относятся: неприкосновенность личной жизни, право возвращаться в страну, право на изучение болгарского языка, на получение информации от государственных органов и учреждений, избирательные права, свобода собраний и манифестаций, свобода объединений, право на жалобы, предложения и петиции к государственным органам, право на труд, свободный выбор профессии и места работы, на социальное страхование, на охрану здоровья, на здоровую окружающую среду, на защиту, если нарушены или затронуты законные интересы лица, а также право являться в государственные учреждения с защитником.

Очевидно, что многие из этих прав не вполне удачно отнесены к правам гражданина. Например, почему только граждане имеют право на здоровую и безопасную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами (ст. 56)? А как же обстоят в этом плане дела с находящимися на территории Болгарии иностранцами? Еще более странно сформулирована ч. 1 ст. 32, в первом предложении которой неприкосновенной объявляется личная жизнь именно граждан, а во втором предложении говорится о праве каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь. Видимо, законодатель хотел подчеркнуть стремление защитить в первую очередь граждан, которые особенно страдали от вмешательства в личную жизнь в прошлом, но сделано это явно неудачно и свидетельствует о недостаточно высоком качестве данного конституционного текста.

Заслуживает вместе с тем внимания положение ч. 2 ст. 57 Конституции, согласно которому запрещается злоупотребление правами, равно как и их использование в ущерб правам или законным интересам других лиц.

Возможность ограничения прав и свобод урегулирована в Конституции четырьмя разными способами.

Во-первых, указывается, в каком объеме и по каким основаниям, а подчас и в каком порядке ограничивается то или иное право или свобода. Например, ч. 1 ст. 41 предусматривает право на поиск, получение и распространение информации. Одновременно указывается, что «осуществление этого права не может быть направлено против прав и доброго имени других граждан, а также против национальной безопасности, общественного порядка, народного здравия и морали». Согласно ч. 2 ст. 34, исключения из принципа свободы и тайны корреспонденции и других сообщений допускаются только с разрешения судебной власти когда это необходимо для предупреждения или раскрытия тяжких преступлений. Аналогичным образом урегулированы ограничения в ч. 2 ст. 33 (неприкосновенность жилища), ч. 2 ст. 37 (свобода совести), ч. 2 ст. 39 (право выражать мнение), ч. 2 ст. 40 (свобода печати), ч. 2 ст. 41 (право на получение информации от государственных органов или учреждений), ч. 2 ст. 44 (право на объединение).

Во-вторых, возможно ограничение права законом, но по определенным Конституцией основаниям. Такая норма содержится в ч. 1 ст. 35, которая устанавливает право свободно избирать место жительства, передвигаться по территории страны и покидать ее и вместе с тем содержит следующее ограничение: «Это право может ограничиваться только законом для защиты национальной безопасности, народного здравия, прав и свобод других граждан». Таким образом, устанавливается, что закон может ввести ограничения только по этим трем основаниям, но не по иным.

В-третьих, нормы об ограничении права содержат только отсылку к закону без каких-либо уточнений: ч. 2 и 3 ст. 30 (личная неприкосновенность), ч. 2 ст. 32 (неприкосновенность личной жизни), ч. 1 ст. 33 (неприкосновенность жилища), ч. 4 ст. 52 (запрещение принудительного лечения). Это означает, что для законодателя пределами для определения случаев и порядка ограничений конституционных прав и свобод служат нормы международных договоров и конвенций, к которым присоединилась Болгария.

В-четвертых, в норме Конституции может не содержаться упоминания об ограничениях права, но их потенциальная возможность заключается в том, что данное право в Конституции только названо, а его регулирование, т. е. определение реального объема и, следовательно, возможных ограничений отнесено к текущему законодательству. Например, в соответствии со ст. 50, устанавливающей право рабочих и служащих на стачку, «это право осуществляется при условиях и в порядке, определенных законом». Аналогичные нормы содержатся в ч. 2 ст. 51 (право на социальное обеспечение), ч. 1 и 2 ст. 52 (право на охрану здоровья), ч. 1 ст. 54 (право пользования культурными ценностями). Здесь также установление ограничений возможно в рамках, определенных международными актами, к которым присоединилась Болгария.

Именно в таком смысле истолковывает положения Конституции об ограничениях прав и свобод Конституционный суд Болгарии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.