Здавалка
Главная | Обратная связь

Избирательные права



Болгарский опыт правового регулирования выборов имеет уже столетнюю историю и довольно значителен по объему. Так, только по выборам в Народное собрание (включая Великое народное собрание) с 1879 по 1991 г. было принято 16 законов.

Действующее избирательное право некодифицировано и содержится в четырех законах: Законе о выборах Великого народного собрания, Законе о выборах Президента и Вице-президента, Законе о выборах народных представителей, общинных советников и кметов и Законе о местных выборах. Первые два закона были приняты в 1990 г., третий — в 1991 г., последний — в 1995 г.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 42) и законами о выборах активным избирательным правом наделены все граждане, которые достигли ко дню выборов 18-летнего возраста, не находятся под опекой и не отбывают наказания в виде лишения свободы. Для участия в местных выборах установлен ценз оседлости — необходимо быть зарегистрированным по адресу в соответствующей территориальной единице до дня назначения выборов, то есть практически не менее, чем за 60 дней.

Для болгарского пассивного избирательного права характерны следующие условия (ст. 65, ч. 1 ст. 93 Конституции и соответствующие положения избирательных законов): обладание, активным избирательным правом, наличие болгарского гражданства и отсутствие иного гражданства, достижение возраста 18 лет для кандидатов в общинные советники (члены общинных советов) и кметы (старосты), 21 года для кандидатов в народные представители и 40 лет — для кандидатов в Президенты и Вице-президенты. Последние должны быть болгарскими гражданами по рождению.

На президентских выборах 1996 г. кандидатом от социалистов был первоначально выдвинут Г. Пиринский, который родился в 1948 г. от отца-болгарина и матери-американки в США, где, как известно, действует принцип почвы. Болгарское гражданство он получил после того, как в 1952 г. семья переселилась в Болгарию. В предвидении проблем с его гражданством (то ли оно по рождению, то ли по натурализации) Народное собрание изменило Закон о болгарском гражданстве, предусмотрев, что гражданином по рождению считается лицо, у которого хотя бы один родитель — болгарский гражданин, независимо от места и времени рождения. Однако Конституционный суд постановил, что изменение Закона о болгарском гражданстве не может иметь обратной силы и гражданство кандидатов в Президенты должно определяться на основании закона, действовавшего в момент их рождения. А в момент рождения Пиринского действовал закон, принятый незадолго до этого, согласно которому лица, родившиеся за границей и автоматически приобретавшие гражданство страны рождения, не являлись болгарскими гражданами. Тем самым коммунистические законодатели стремились лишить гражданства детей политэмигрантов. В результате на президентских выборах 1996 г. социалистам пришлось выдвинуть другую кандидатуру*.

* См.: Конституционное право: восточноевропейское обозрение (КПВО), 1997, № 1 (18), с. 98.

 

Для кандидатов в общинные советники и кметы действует такой же двухмесячный ценз оседлости, как и для избирателей; кандидаты в Президенты и Вице-президенты должны проживать в стране последние пять лет перед выборами. Кандидаты в народные представители, состоящие на государственной службе, приостанавливают ее несение после своей регистрации.

Избирательное право, как отмечалось, — всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании. Постоянно проживающие или пребывающие за границей граждане могут голосовать только по возвращении в страну. Они должны заявить лично о желании участвовать в выборах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.