Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционный суд



Это специализированный орган конституционного контроля, который ранее был неизвестен болгарскому конституционному (государственному) праву. Статус данного органа регулируют глава восьмая (ст. 147 — 152) Конституции и Закон о Конституционном суде 1991 г. В Конституции не указано, к какой из ветвей власти он относится, а глава, регулирующая его правовой статус, следует за главой о местном самоуправлении. Решением от 16 декабря 1993 г. Конституционный суд указал, что он не является судебным органом и стоит вне трех ветвей власти. Такое понимание места Конституционного суда характерно для стран с романской системой права (например, Италии, Испании).

Компетенция. Полномочия Конституционного суда довольно обширны, они не могут быть расширены или сужены путем издания закона, т. е. для изменения компетенции данного органа необходимо внесение изменений в Конституцию. Конституционный суд осуществляет следующие полномочия:

дает обязательное толкование Конституции;

выносит решения по искам об установлении противоконституционности законов и других актов Народного собрания, а также актов Президента;

разрешает споры о компетенции между Народным Собранием, Президентом и Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами;

выносит решения о соответствии заключенных Республикой Болгарией международных договоров Конституции до их ратификации, а также о соответствии законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, по которым Болгария является стороной;

выносит решения по спорам о конституционности политических партий и объединений;

выносит решения по спорам о законности выборов Президента и Вице-президента, а также народных представителей;

выносит решения по обвинениям, выдвинутым Народным собранием против Президента и Вице-президента.

Формирование и состав. Конституционный суд состоит из 12 судей, из которых 1/3 избирается Народным собранием, 1/3 назначается Президентом и 1/3 избирается на общем собрании судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда. Срок действия мандата судей Конституционного суда девять лет. Состав Конституционного суда обновляется каждые три года от каждой квоты.

На должности судей Конституционного суда избираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами и с юридическим стажем не менее 15 лет. Положение члена Конституционного суда несовместимо с представительным мандатом, государственной или общественной должностью, с членством в политических партиях или профсоюзах либо с осуществлением свободной, торговой или другой оплачиваемой профессиональной деятельности. Не допускается повторное избрание на должность члена Конституционного суда. Члены Конституционного суда пользуются иммунитетом народных представителей.

Мандат судей прекращается в случаях истечения срока, отставки перед Конституционным судом, вступления в силу приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление, фактической невозможности исполнять обязанности в течение более одного года, занятия несовместимой должности или осуществления несовместимой деятельности, а также смерти. В таких случаях в месячный срок на место выбывшего судьи избирается другой от соответствующей квоты.

Тайным голосованием и большинством 2/3 всех судей Конституционный суд может лишить своего члена иммунитета или установить фактическую невозможность исполнения им обязанностей.

Процедура. Конституционный суд рассматривает дела по инициативе не менее 1/5 народных представителей, Президента, Совета министров, Верховного кассационного суда, Верховного административного суда и Главного прокурора, а по спорам о компетенции между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами — и по инициативе общинных советов. Верховный кассационный суд и Верховный административный суд, установив несоответствие между законом и Конституцией, приостанавливают производство по делу и вносят вопрос в Конституционный суд.

Иски заявляются в письменной форме с изложением мотивировок и приложением доказательств. Заседания проводятся без участия заинтересованных сторон, за исключением случаев, когда суд решит иначе.

Решение Конституционный суд принимает большинством голосов всех судей, причем закон запрещает судьям воздерживаться от голосования. В 15-дневный срок по их принятии решения подлежат обнародованию в «Дыржавен вестник», после чего они через три дня вступают в силу.

Акт, объявленный противоконституционным, не применяется со дня вступления решения в силу. Часть закона, не объявленная неконституционной, сохраняет свое действие.

Счетная палата

Согласно ч. 1 ст. 91 Конституции, Народное собрание избирает Счетную палату, которая осуществляет контроль за исполнением бюджета.

Закон о Счетной палате 1995 г. (с последующими изменениями) установил, что Счетная палата при осуществлении своей деятельности независима от исполнительной власти.

Счетная палата осуществляет проверку:

соответствия закону и целесообразности исполнения государственного бюджета, бюджетов общин и других бюджетов, принимаемых Народным собранием;

использования бюджетных средств, предоставляемых лицам, осуществляющим хозяйственную и нехозяйственную деятельность,

текущих отчетов по бюджетным приходам и расходам, отчетов кассового исполнения, составления и представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов по исполнению вышеупомянутых бюджетов;

исполнения внебюджетных смет;

отчетов по бюджетным расходам Болгарского народного банка вместе с надлежащими объяснительными документами; взаимоотношений Болгарского народного банка с государственным бюджетом;

условий возникновения и обслуживания государственного долга и использования долговых инструментов в управлении экономикой;

приходов и расходов юридических лиц с некоммерческими целями и фондов, образованных из бюджетных средств или гарантированных государством;

поступлений от приватизации по соответствующим фондам, их распределения и использования.

Счетная палата может осуществлять и другие проверки. Объектами проверок служат все организации, которые содержатся на средства бюджета или получают их из него, в том числе органы безопасности и спецслужбы, поэтому должностные лица проверяемых органов не могут ссылаться на государственную, служебную или коммерческую тайну.

Счетная палата — юридическое лицо на бюджетном финансировании. Она состоит из председателя и 10 членов, которые избираются и освобождаются от должности Народным собранием. Порядок формирования Счетной палаты следующий. Народное собрание избирает председателя, который в месячный срок предлагает кандидатуры членов Счетной палаты. В состав Счетной палаты могут входить только болгарские граждане, не имеющие другого гражданства; ограничений по возрасту нет, но имеются иные ограничения, например, необходимо высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет, а для председателя —не менее 15 лет.

Срок полномочий членов Счетной палаты — девять лет; в отношении председателя устанавливается, что он не может быть переизбран.

Счетная палата создает областные территориальные Подразделения, которыми руководят директора.

В случае выявления при проверках действий, которые создают опасность нанесения ущерба государственному имуществу или незаконного использования бюджетных средств, председатель Счетной палаты издает распоряжение об их приостановлении и направляет документы в Совет министров, который и выносит окончательное решение. Все лица, которым Счетная палата предлагает принять какие-либо меры, должны отреагировать соответствующим образом в месячный срок, в противном случае председатель Счетной палаты вносит в Совет министров и Народное собрание предложение о принятии окончательного решения по данному вопросу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.