Здавалка
Главная | Обратная связь

Высший судебный совет



Этот орган, выступающий как самоуправление должностных лиц судебной власти (не только судейского сообщества), играет важную роль в решении кадровых вопросов в судебной системе Болгарии. Высший судебный совет, согласно ст. 130 Конституции, состоит из 25 членов, причем председатели Верховного кассационного и Верховного административного судов и Главный прокурор являются его членами по праву, 11 членов избираются Народным собранием, а остальные 11 — органами судебной власти из числа юристов с высокими профессиональными и нравственными качествами, имеющих юридический стаж не менее 15 лет. Срок мандата выборных членов Высшего судебного совета — пять лет, и они не могут переизбираться немедленно. Кадровые решения принимаются в Совете тайным голосованием. Председательствует на заседаниях министр юстиции, не участвующий в голосовании.

Предложенные Высшим судебным советом кандидатуры председателей обоих верховных судов и Главного прокурора Президент может отклонить только один раз; если они представлены Советом повторно, Президент обязан произвести соответствующие назначения.

Судебная система

Основы статуса судов предусмотрены в главе шестой (ст. 117 — 134) Конституции. Более подробно он регулируется Законом о судебной власти 1994 г., часть положений которого была отменена Конституционным судом.

Конституция провозглашает задачей судебной власти защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Суды контролируют законность актов и действий административных органов, а граждане и юридические лица могут обжаловать в суд любые затрагивающие их административные акты, кроме прямо указанных законом.

Судебная власть объявляется независимой, и одной из гарантий этого служит самостоятельный бюджет. При осуществлении своих функций судьи, судебные заседатели, прокуроры и следователи подчиняются только закону. Судьи, прокуроры и следователи пользуются тем же иммунитетом, что и народные представители; лишить их иммунитета может только Высший судебный совет.

Организация судебной власти в Болгарии характеризуется наличием общей и административной юстиции. Согласно Конституции, правосудие в республике осуществляется от имени народа Верховным кассационным судом, Верховным административным судом, апелляционными, окружными, военными и районными судами. Законом могут создаваться специализированные суды, но чрезвычайные суды не допускаются.

Рассмотрим судебную систему снизу вверх.

Районный суд — основной суд первой инстанции. Он состоит из судей и возглавляется председателем, у которого могут быть один или несколько заместителей. Как правило, дела рассматриваются в составе судьи и двух судебных заседателей.

В районных судах действуют также судьи-исполнители, назначаемые министром юстиции по предложению председателя соответствующего окружного суда. Они не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности без разрешения министра юстиции, кроме случаев задержания при совершении тяжкого преступления.

Окружной суд рассматривает по первой инстанции определенные законом уголовные и гражданские дела, а в качестве апелляционной инстанции — жалобы и протесты на решения районных судов. При окружном суде могут создаваться гражданские, торговые, уголовные и административные отделения, возглавляемые председателем и заместителями председателя окружного суда. Окружной суд состоит из судей и младших судей. Судьи этого суда образуют его общее собрание, в котором могут участвовать с совещательным голосом младшие судьи и председатели районных судов. Дела в этом суде рассматриваются, как правило, в составе трех судей, одним из которых может быть младший судья. В столице действует городской суд с правами окружного суда. К окружным судам приравнены военные суды.

Апелляционный суд разрешает жалобы и протесты на решения окружных судов своего судебного района, вынесенные ими по первой инстанции. Военно-апелляционный суд разрешает жалобы и протесты на решения военных судов всей страны. В апелляционном суде рассматриваются также дисциплинарные дела младших судей и младших прокуроров. Апелляционный суд имеет гражданские, торговые и уголовные отделения. В общем собрании судей апелляционного суда участвуют с совещательным голосом председатели окружных судов. Апелляционный суд заседает, как правило, в составе трех судей.

Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами. Он является высшей судебной инстанцией по уголовным и гражданским делам и кассационной инстанцией для решений, определенных законом. В его состав входят гражданская, уголовная и военная коллегии, в которых имеются отделения. В качестве кассационной инстанции и при разрешении споров о подсудности Верховный кассационный суд заседает в составе трех судей, а когда выносятся решения о толковании закона при неправильной или противоречивой судебной практике или об обращении в Конституционный суд — в составе общего собрания соответствующей коллегии.

Общее собрание коллегии состоит из ее судей. Уголовная и военная коллегия образуют общее собрание под руководством председателя уголовной коллегии. При вынесении решений о толковании закона в общем собрании обязательно участвуют главный прокурор или его заместитель, а также председатель или член Высшего адвокатского совета; эти решения обязательны для органов судебной и исполнительной власти.

Ряд организационных вопросов решается пленумом Суда, в состав которого входят все судьи Суда.

Верховный административный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов в административной юстиции. Он также выносит решения по спорам о законности актов Совета министров, министров и др. Этот Суд является высшей судебной инстанцией в административной юстиции, выступая в качестве кассационной инстанции по решениям всех судов относительно законности административных актов. Решения о толковании законов обязательны для судебной и исполнительной власти.

При Верховном административном суде создаются отделения. Он заседает в составе трех судей — когда действует в качестве кассационной инстанции, пяти судей — когда разрешает споры о законности актов Совета министров и др., и, наконец, в составе общего собрания, когда выносит решения о толковании законов или об обращении в Конституционный суд. В общем собрании участвуют заместитель Главного прокурора или другой прокурор, состоящий при этом Суде, а также председатель или члены Высшего адвокатского совета. Пленум Суда решает некоторые организационные вопросы.

До последнего времени, однако, положения Конституции о двух верховных судах реализованы не были. Продолжает действовать прежний Верховный суд в составе 96 судей с полномочиями в сфере как общей, так и административной юстиции. Это следствие саботажа социалистов, опасавшихся утратить влияние на назначение судейских кадров. В результате в портфеле Верховного суда скопилось более 100 тыс. дел. Когда Президент по представлению Высшего судебного совета назначил председателей обоих верховных судов, Народное собрание запретило печатать номер «Дыржавен вестник» с соответствующими президентскими указами, объявив их неконституционными, поскольку они не были контрасигнованы министром юстиции. Конституционный суд решением, принятым 11 судьями против одного, постановил, что, поскольку контрасигнатура — инструмент сдерживания Президента как исполнительного должностного лица, решения его, относящиеся к судебной власти, контрасигнатуры не требуют, ибо она означала бы ограничение независимости этой власти министерским усмотрением. Конституционный суд отклонил и попытку Народного собрания посредством поправки к Закону о судебной власти ограничить полномочия Высшего судебного совета по назначению председателей верховных судов*.

* См.: КПВО, 1997, № 1 (18). С. 97—98.

 

В осуществлении правосудия в установленных законом случаях участвуют судебные заседатели. Ими могут быть совершеннолетние болгарские граждане, пользующиеся хорошей репутацией и авторитетом в обществе и не осуждавшиеся к лишению свободы за умышленные преступления независимо от последующей реабилитации. Они назначаются в районные и окружные суды по предложению общинных советов общими собраниями судей непосредственно вышестоящих судов. В военных судах судебными заседателями могут быть генералы (адмиралы), офицеры, а также сержанты сверхсрочной службы; они назначаются по предложению соответствующих командиров общим собранием судей военно-апелляционного суда. Срок полномочий судебных заседателей — пять лет.

Прокуратура и Национальная следственная служба действуют при судах. Главный прокурор осуществляет надзор за законностью и методическое руководство деятельностью всех прокуроров. Следя за соблюдением законности, прокуратура привлекает к ответственности лиц, совершивших преступления, и поддерживает обвинение по уголовным делам общего характера, осуществляет надзор за исполнением наказаний и других принудительных мер, предпринимает действия для отмены незаконных актов и в предусмотренных законом случаях участвует в гражданских и административных делах.

В районных судах действуют нотариусы, функции которых могут осуществлять в необходимых случаях районные судьи или судьи-исполнители районных судов.

Судьи, прокуроры и следователи пользуются тем же иммунитетом, что и народные представители. Они назначаются, повышаются и понижаются в должности, перемещаются и освобождаются от должности Высшим судебным советом, который также решает и о лишении их иммунитета. Председатели обоих верховных судов и Главный прокурор назначаются и освобождаются от должности Президентом республики по предложению Высшего судебного совета сроком на семь лет без права на переизбрание. Повторно направленное предложение Высшего судебного совета Президент отклонить не может. После трехлетнего пребывания в должности судьи, прокуроры и следователи становятся несменяемыми и освобождаются от должности только в случае выхода на пенсию, отставки, вступления в силу приговора о лишении свободы за умышленное преступление, а также при стойкой фактической невозможности исполнять обязанности в течение более чем года.

Адвокатура — свободная, независимая и самоуправляющаяся. Она помогает гражданам и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Судопроизводство должно обеспечивать установление истины по делам. Суды обеспечивают в судебном процессе равенство сторон и условия для их состязательности. Разбирательство дел во всех судах публичное, кроме случаев, прямо указанных законом. Акты правосудия мотивируются. Граждане и юридические лица имеют право на защиту на всех стадиях процесса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.