Памятники письменности восточных славян
Место находки
| Название памятника
| Эпиграфика
| Новгород
| Надпись на свинцовой «вислой» печати полоцкого князя Изяслава Владимировича конца X в., считается одним из самых древних памятников письменности в Беларуси
| Полоцк
| Надпись на каменном фундаменте Софийского собора «Давидъ, Тоума, Микоула» (XI в.)
| Полоцк (в русле Западной Двины)
| Борисовы камни (четыре валуна). Надписи: «Господи, помозирабу своему Борису» (XII в.)
| Полоцк
| Надпись на кресте Евфросинии Полоцкой, созданном в честь христианского праздника Воздвижения. В первой части надписи говорится, что в 1161 г. Евфросиния навеки подарила крест церкви Спаса. Во второй части надписи — молитве — записано проклятие тому, кто унесет крест из Спасской церкви. На нижней пластине обратной стороны креста имеется мелкая надпись с именем мастера Богши (в крещенииЛазаря), который сделал этот крест на средства Евфросинии
| Брест
| Гребень с буквами славянского алфавита
| Пинск
| Пряслице с надписью «Настасино праслен». Амфора с надписью «Ярополче вино»
| Орша
| Рогволодов камень. Сын полоцкого князя Бориса Рогволод в 1171 г. приказал высечь крест и надпись на огромном камне высотой 3 м
| Новгород
| Самая древняя берестяная грамота, которую прислал Жировит — житель Полоцка или Витебска
| Мстиславль
| Берестяная грамота, в которой говорится о покупке пшеницы на 4,5 гривны (начало XIII в.)
| Витебск
| Берестяная грамота, в которой Степан просит Нежилу
купить ему рожь за 6 гривен (конец XIII в.)
| Сфрагистика
| Новгород
| Свинцовая «вислая» печать полоцкого князя Изяслава Владимировича с надписью конца X в., на ней изображен княжеский знак «трезубец»
| Новгород
| Свинцовая печать Евфросинии Полоцкой
| Туров, Брест, Волковыск
| Печати с надписью туровского князя Изяслава Ярославича, который с 1054 г. был киевским князем
| Минск
| Печать с изображением святого Глеба
|
Рукописные книги
Название произведения
| Характеристика
| Туровское евангелие
| Рукописный памятник XI в., самая ранняя церковная книга из сохранившихся на территории Беларуси. Книга украшена заглавными буквами, нарисованными красной, синей, зеленой красками. Найдена в Турове в 1865 г. Хранится в библиотеке АН Литвы
| « Русская Правда»
| Памятник древнего права эпохи Киевской Руси и феодальной раздробленности. Известно более 100 списков «Русской Правды», которые сохранились в летописных и других сборниках XIII—XVII вв. Тексты «Русской Правды» делятся на 3 редакции: Краткую Правду (XI в.), Пространную Правду (XII—XIII вв.) и Сокращенную Правду (XV в.). Изложены нормы права, в которых отображается классовое расслоение общества, права и привилегии феодалов, обязанности зависимых категорий населения, определялось, что мера наказания зависит от социального положения пострадавшего.
| «Повесть временных лет»
| Летописный свод, составленный в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором на основе более ранних источников. Основное содержание произведения — политическая история восточных славян. Киевского государства. Охватывает время от IX в. до второго десятилетия XII в. Содержатся сведения о расселении славянских племен, о князе Владимире, Рогнеде, князе Всеславе Брячиславиче, самые ранние сведения о Полоцке, Витебске, Минске, Турове
| «Слово о полку Игореве»
| Памятник средневековой художественной литературы. Написан в конце XII в. (вероятно, в Киеве). Автор неизвестен. В «Слове...» рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. Автор выступает с критикой княжеских усобиц, которые облегчили нападение степным кочевникам-половцам на Русь. Каждый из крупных князей показывается в поэме как независимый в своих задумках и действиях. В «Слове...» рассказывается о событиях по истории Полоцкой земли: время княжения Всеслава Брячиславича (князь Всеслав сравнивается с оборотном) и время, когда здесь княжили, воевали между собой и другими князьями Руси его внуки.
| «Слова» Кирилла Туровского
| В «Словах» Кирилл выступает против язычества и проповедует христианское вероучение. Он призывает прихожан «читать книги святые в церкви и дома» старательно посещать церковь. Кирилл с иронией говорит: «Если бы раздавал в церкви мед и пиво, как бы вы быстро шли сюда, наперегонки, а я же высказываю в церкви слово Божье, которое лучше пива и меда». Кирилл призывает народ отмечать дни святые «не в пьянстве с играми, не в обжорстве, а, приходя в церковь, миловать сирот и нищих, помогать бедным, уважать слуг Божьих»
| «Житие и хождение Евфросинии Полоцкой»
| Памятник агиографической (церковной) литературы. Написан монахом из окружения великой просветительницы, который упоминается как слуга Михаил. В «Житии...» последовательно рассказывается об отце Евфросинии, о том, как рано проявились устойчивые морально-духовные черты ее характера и любовь к знаниям. Широко распространились слухи о ее мудрости и красоте. Выбор Евфросинии — это выбор между светской, людской (богатством и славой) и подвижнической монашеской жизнью. «Каждый день обучала сестер (монахинь) своих: ...к старшим — покорности, к равным и младшим — любви нелицемерной...»
| «Сказание омонахе Мартине»
| Памятник агиографической литературы XII в. Описывается тяжелая жизнь монаха-отшельника в келье Борисоглебского монастыря в Турове
| «Житие Авраамия Смоленского»
| Ученик Авраамия Ефрем написал это произведение около 1240 г., где показал Авраамия как человека, который переносил мучения, издевательства, пока к нему не пришло настоящее признание. В монастыре Авраамий прожил около 50 лет
| «Оршанское евангелие»
| Рукописный памятник конца XII — начала XIII в. найден в Орше в 1812 г. Возможно, создано на Полотчине. В «Оршанском евангелии» содержатся две миниатюры с изображениями евангелистов Луки и Матвея. Книга украшена заглавными буквами
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|