Здавалка
Главная | Обратная связь

Памятники письменности восточных славян



Место находки Название памятника
Эпиграфика
Новгород Надпись на свинцовой «вислой» печати полоцкого князя Изяслава Владимировича конца X в., считается одним из самых древних памятников письменности в Беларуси
Полоцк Надпись на каменном фундаменте Софийского собора «Давидъ, Тоума, Микоула» (XI в.)
Полоцк (в русле Западной Двины) Борисовы камни (четыре валуна). Надписи: «Господи, помозирабу своему Борису» (XII в.)
Полоцк Надпись на кресте Евфросинии Полоцкой, созданном в честь христианского праздника Воздвижения. В первой части надписи говорится, что в 1161 г. Евфросиния навеки подарила крест церкви Спаса. Во второй части надписи — молитве — записано проклятие тому, кто унесет крест из Спасской церкви. На нижней пластине обратной стороны креста имеется мелкая надпись с именем мастера Богши (в крещенииЛазаря), который сделал этот крест на средства Евфросинии
Брест Гребень с буквами славянского алфавита
Пинск Пряслице с надписью «Настасино праслен». Амфора с надписью «Ярополче вино»
Орша Рогволодов камень. Сын полоцкого князя Бориса Рогволод в 1171 г. приказал высечь крест и надпись на огром­ном камне высотой 3 м
Новгород Самая древняя берестяная грамота, которую прислал Жировит — житель Полоцка или Витебска
Мстиславль Берестяная грамота, в которой говорится о покупке пшеницы на 4,5 гривны (начало XIII в.)
Витебск Берестяная грамота, в которой Степан просит Нежилу купить ему рожь за 6 гривен (конец XIII в.)
Сфрагистика
Новгород Свинцовая «вислая» печать полоцкого князя Изяслава Владимировича с надписью конца X в., на ней изображен княжеский знак «трезубец»
Новгород Свинцовая печать Евфросинии Полоцкой
Туров, Брест, Волковыск Печати с надписью туровского князя Изяслава Ярославича, который с 1054 г. был киевским князем
Минск Печать с изображением святого Глеба

Рукописные книги

 

Название произведения Характеристика
Туровское евангелие Рукописный памятник XI в., самая ранняя церковная книга из сохранившихся на территории Беларуси. Книга украшена заглавными буквами, нарисованными красной, синей, зеленой красками. Найдена в Турове в 1865 г. Хра­нится в библиотеке АН Литвы  
« Русская Правда»   Памятник древнего права эпохи Киевской Руси и фео­дальной раздробленности. Известно более 100 списков «Русской Правды», которые сохранились в летопис­ных и других сборниках XIII—XVII вв. Тексты «Русской Правды» делятся на 3 редакции: Краткую Правду (XI в.), Пространную Правду (XII—XIII вв.) и Сокращенную Правду (XV в.). Изложены нормы права, в которых ото­бражается классовое расслоение общества, права и при­вилегии феодалов, обязанности зависимых категорий населения, определялось, что мера наказания зависит от социального положения пострадавшего.  
«Повесть времен­ных лет»   Летописный свод, составленный в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором на основе более ранних источников. Основное содержание произведения — полити­ческая история восточных славян. Киевского государства. Охватывает время от IX в. до второго десятилетия XII в. Со­держатся сведения о расселении славянских племен, о кня­зе Владимире, Рогнеде, князе Всеславе Брячиславиче, са­мые ранние сведения о Полоцке, Витебске, Минске, Турове  
«Слово о полку Игореве»   Памятник средневековой художественной литературы. Написан в конце XII в. (вероятно, в Киеве). Автор неизве­стен. В «Слове...» рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. Автор выступает с критикой княжеских усобиц, которые облегчили нападение степным кочевникам-половцам на Русь. Каждый из крупных князей показывает­ся в поэме как независимый в своих задумках и действи­ях. В «Слове...» рассказывается о событиях по истории Полоцкой земли: время княжения Всеслава Брячиславича (князь Всеслав сравнивается с оборотном) и время, когда здесь княжили, воевали между собой и другими князьями Руси его внуки.
«Слова» Кирилла Туровского   В «Словах» Кирилл выступает против язычества и проповедует христианское вероучение. Он призывает прихожан «читать книги святые в церкви и дома» старательно посещать церковь. Кирилл с иронией говорит: «Если бы раздавал в церкви мед и пиво, как бы вы быстро шли сюда, наперегонки, а я же высказываю в церкви слово Божье, которое лучше пива и меда». Кирилл призывает народ отмечать дни святые «не в пьянстве с играми, не в обжорстве, а, приходя в церковь, миловать сирот и нищих, помогать бедным, уважать слуг Божьих»
«Житие и хождение Евфросинии Полоцкой» Памятник агиографической (церковной) литературы. На­писан монахом из окружения великой просветительницы, который упоминается как слуга Михаил. В «Житии...» по­следовательно рассказывается об отце Евфросинии, о том, как рано проявились устойчивые морально-духовные чер­ты ее характера и любовь к знаниям. Широко распростра­нились слухи о ее мудрости и красоте. Выбор Евфроси­нии — это выбор между светской, людской (богатством и славой) и подвижнической монашеской жизнью. «Каждый день обучала сестер (монахинь) своих: ...к старшим — по­корности, к равным и младшим — любви нелицемерной...»
«Сказание омонахе Мартине» Памятник агиографической литературы XII в. Описыва­ется тяжелая жизнь монаха-отшельника в келье Борисо­глебского монастыря в Турове
«Житие Авраамия Смоленского» Ученик Авраамия Ефрем написал это произведение около 1240 г., где показал Авраамия как человека, который переносил мучения, издевательства, пока к нему не пришло настоящее признание. В монастыре Авраамий прожил около 50 лет
«Оршанское евангелие» Рукописный памятник конца XII — начала XIII в. найден в Орше в 1812 г. Возможно, создано на Полотчине. В «Ор­шанском евангелии» содержатся две миниатюры с изо­бражениями евангелистов Луки и Матвея. Книга украше­на заглавными буквами

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.