Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 7: Теория производства фирмы.

1. Понятие субъекта хозяйствования. Хозяйствование и предпринимательство.

2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды предприятий.

3. Постоянные и переменные факторы производства, их предельная производительность и убывающая отдача.

4. Издержки фирмы: понятие, классификация. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

5. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность, пути ее повышения.

1. Термин "хозяйствование" означает организацию, на­правление хозяйственной деятельности на достижение определенных результатов, определенных целей. Хозяй­ствование главным образом связано с реализацией функ­ции распоряжения собственностью. Объекты хозяйствования – средства производства, продукт, доход. Субъ­екты хозяйствования – индивиды, группы людей (профессиональные и общественные объедине­ния), государство. Отсюда хозяйствующий субъект – это эко­номическое лицо, носитель хозяйственно-практической деятельности, который организует производство и реа­лизацию продукции, несет полный риск хозяйствова­ния, ставит свое благополучие в прямую зависимость от конечных результатов экономической деятельности. Хо­зяйствующий субъект должен быть наделен самосозна­нием, иметь экономический интерес, владеть этическими и нравственными нормами, про­являть инициативу и т.д. Основной мотив его дея­тельности – стремление к максимизации прибыли, "эко­номическому самовыражению".

В экономической теории исходными видами хозяйствующих субъектов выступают: домашнее хо­зяйство, предпринимательская фирма и институт госуп­равления.

Домашнее хозяйство может быть представле­но в виде отдельного человека, семьи или крестьянского хозяйства. Оно является собственником имущества, рас­поряжается совокупным доходом. Рабочая сила, которая является основным фактором производства, сосредоточе­на в домашнем хозяйстве.

Предпринимательская фирма обеспечивает соедине­ние факторов производства, используя собственный или заемный капитал. Основные параметры хозяйственной деятельности предпринимательской фирмы – самостояте­льность, ответственность, риск, заинтересованность. Содержание предпринимательской деятельности – производство и поставка товаров, оказание услуг.

Государственные органы управления – это, как прави­ло, бесприбыльные бюджетные организации, реализую­щие функции государственного управления страной и функции регулирования национальной экономикой на различных уровнях – от общенационального до местного.

Основные функции хозяйствования:

1) достижение экономичной, рациональной и продук­тивной комбинации всех факторов производства;

2) обеспечение координации усилий, взаимодействия всех участников хозяйственной деятельности;

3) согласование экономических интересов всех участ­ников хозяйственной деятельности.

Предпринимательство – особый тип хозяйство­вания.

Предпринимательство – это инициативная деятель­ность, направленная на наиболее эффективное использование ресур­сов (факторов производства) в целях изв­лечения прибыли.

Предпринимательству присущи следующие черты:

1) экономическая свобода (самостоятельность, неза­висимость) субъекта хозяйствования в выборе направле­ний и методов деятельности;

2) полная материальная ответственность за принима­емые решения в пределах личного имущества (вплоть до банкротства);

3) ориентация на коммерческие результаты, получе­ние максимально возможной прибыли.

Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности отличают инициа­тивность, новаторство, риск, деловитость и гибкость.

Объектами предпринимательства выступают пред­приятия, доходное дело, хозяйственная единица.

Субъектами предпринимательства выступают: предприниматель как хозяйствующий субъект; собственник капитала и др. факто­ров производства; технократия, выполняющая функции управления производством; производственная ассоциация; вкладчики капитала или акционеры; поставщики и покупатели продукции; профсоюз, государство, общественность.

Мотивами предпринимательской деятельности явля­ются: прибыль и доход; сохранение позиции фирмы в конкурентной среде; честолюбие и жажда риска; обеспе­чение будущего для семьи и творческое самовыражение; накопление капитала.

Основные функции предпринимателя:

- мобилизация производственных ресурсов в услови­ях их ограниченности;

- оптимальное соединение факторов производства;

- творческое и интеллектуальное обеспечение произ­водства.

По формам собсвенности различают следующие основные организационно-правовые формы предприни­мательства: единоличное владение, партнерство, корпорация.

Единоличное владение базируется на собственности одного лица или семьи. Его признаки:

1) неограниченная ответственность;

2) ограниченные возможности, связанные с личным капиталом и его конкурентоспособностью;

3) максимальная гибкость и оперативность.

Партнерство – это объединение собственности двух и более человек на основе определенного соглашения о размере вклада, разделении труда и доли в доходе. Его признаки:

1) неограниченная ответственность;

2) ограниченные возможности (временный характер соглашения, его конкурентоспособность);

3) гибкость.

Корпорация – объединение многих собственников. Основной способ объединения – выпуск акций. Призна­ки корпорации (акционерного общества):

1) ограниченная ответственность (акционерным капи­талом);

2) широкие возможности в связи с объединением ка­питалов;

3) ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом);

4) длительность функционирования.

2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды предприятий.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, ко­торый на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выпол­няет работы, оказывает услуги.

На предприятии осуществляются непосредственное соединение факторов производства, их рациональная комбинация с целью осуществления эффективного про­изводства материальных благ и услуг. Здесь формируют­ся экономические отношения, реализуются экономиче­ские интересы субъектов хозяйствования. Каждое пред­приятие как юридическое лицо имеет свой устав, бухгал­терский баланс, свой расчетный счет в банке.

Предприятие призвано удовлетворять общественные потребности в его продукции (работах, услугах) и реали­зовать на основе полученной прибыли социальные и эко­номические интересы членов трудового коллектива и ин­тересы собственника имущества предприятия.

Предпри­ятие может осуществлять любые виды хозяйственной де­ятельности, если они не запрещены законодательными актами. Оно вправе по собственной инициативе прини­мать любые решения, не противоречащие действующему законодательству.

Обратим внимание на отличительные черты предприятия. Такими чертами являются: организационное единство, технико-про­изводственное единство, экономическая обособленность и экономическая самостоятельность.

Организационное единство означает, что хозяйственная деятельность предприятия производится коллективом работников, ко­торые связаны разделением труда и кооперацией труда, общими экономическими интересами.

Технико-произ­водственное единство состоит в том, что предприятие свою хозяйственную деятельность осуществляет на осно­ве использования комплекса средств производства, кото­рый составляет единую технологию.

Экономическая обо­собленность проявляется:

- в обособлении ресурсов предприятия и их самостоя­тельном движении в процессе воспроизводства;

- в возмещении затрат на осуществление производст­венно-хозяйственной деятельности за счет собственных средств предприятия;

- в наличии локальной цели хозяйствования, отлича­ющейся от целей звеньев экономики и общества в целом.

Экономическая самостоятельность – это возмож­ность определять что, как и для кого производить. Степень экономической самостоятельности предприятия зависит от его места в системе отношений собственности – от того, какие функции присвоения (владение, распоряжение и пользование) реализуют субъекты, осуществляющие хо­зяйственную деятельность на данном предприятии.

Функции, выполняемые предпри­ятием:

– удовлетворение потребителей в определенных видах продукции и услуг;

– максимизация дохода (прибыли) – долгосрочная, стратегическая цель.

В соответствии с краткосрочными, локальными целями можно выделить краткосрочные функции:

– обновление про­изводства, его технической базы, ассортимента выпуска­емой продукции;

– рациональное использование ресурсов (одна из основных причин глубокого эко­номического кризиса нашей экономики – нерациональное отношение к ре­сурсам: много ресурсов уходит в отходы, разворовывается, портится, гибнет на всех стадиях их функционирования);

– рост и сокращение объема продукции (производства).

В современных экономических системах обще­ства функционируют различные виды предприятий:

1) по формам собственности различают частные, кол­лективные, государственные предприятия;

2) по целям деятельности предприятия делятся на ком­мерческие и некоммерческие (бюджетные). Целью пер­вых является максимизация прибыли, вторые создаются для обеспечения занятости населения, оказания социа­льных услуг;

3) в зависимости от размеров предприятия подразделя­ются на малые, средние и крупные;

4) по сфере деятельности предприятия делятся на про­мышленные, сельскохозяйственные, транспортные, тор­говые и т.д.;

5) по структуре организации и количеству владельцев выделяют: а) единоличное предприятие, или предприятие, принадлежащее одному владельцу; б) товарищество, или партнерство, основанное на паях; в) корпорацию, принад­лежащую многим собственникам, владеющим ее акция­ми;

6) по формам организации хозяйственной деятельности предприятия делятся на государственные хозрасчетные предприятия, арендные, акционерные, кооперативные, народные, совместные. В нашей экономике широкое раз­витие получили совместные предприятия. Они создаются на основе объединения имущества (собственности) учреди­телей, в числе которых иностранные юридические лица (предприятия, филиалы) и граждане.

Существуют также различные объединения предпри­ятий: производственные объединения (ПО) и научно-производственные объединения (НПО). Первые объединяют близкие по выпускаемой продукции предприятия, вторые наряду с предприятиями вклю­чают КБ, проектные организации, НИИ. К объединениям предприятий также относятся концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, торговые дома.

 

3. Постоянные и переменные факторы производства, их предельная производительность и убывающая отдача.

Применяемые в производстве факторы подразделяют­ся на постоянные (фиксированные) и переменные.

Постоянные факторы производства – факторы, количество которых остается неизменным при производстве данного товара (например, оборудование при производстве обуви).

Переменные факторы производства –факторы, ко­личество которых изменяется при производстве данного продукта (например, электроэнергия, сырье).

Каждое благо требует для своего производства использования определенного чис­ла факторов производства. Отсутствие одного или не­скольких из них делает невозможным производствен­ный процесс. Факторы производства являются взаимодополняемыми. Для производства любого блага необходимы земля, на которой строится предприятие; капитал в виде оборудования, сырья; труд рабочих и служащих.

Объем производствен­ных благ зависит от количества используемых факторов производства. Между количеством использо­ванных факторов производства и количеством произве­денной продукции существует непосредственная зависи­мость. Эта зависимость выражается с помощью произ­водственной функции: Q = f(x1, х2, ..., хn), где Q – количество произведенного продукта; x1, х2, ..., хnиспользованные факторы производства.

Для каждой фирмы определение своей производственной функции заключается в нахождении оптимального соотношения факторов производства для данного объема выпуска продукции. Производственная функция предполагает существование бесконечного чис­ла пропорций, в которых могут сочетаться между собой факторы производства. Дело в том, что факторы произ­водства, помимо их взаимодополняемости, обладают и взаимозаменяемостью, т.е. характеризуются отношени­ем субституции. Фактически любое благо может быть произведено путем использования различных факторов производства в изменяющихся пропорциях. В рыночном хозяйстве этот выбор осуществляет предприниматель. Он соединяет все факто­ры производства в такой комбинации, которая позволяет получить требуемое количество продукции с возможно меньшими затратами, с максимизацией прибыли.

Суть предельной производительности состоит в следующем: при данном уровне знаний и техники последовательное увеличение вложений в производство какого-либо продукта одного из используемых ресурсов (факторов производства), начиная с определенного момента, ве­дет к убывающей от­даче этого ресурса. Теория предельной производительности факторов произ­водства предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Лишь при неизменном состоя­нии техники и технологии всегда достигается точка, в которой предельная производительность фактора произ­водства (например, переменного фактора) в сочетании с неизменными факторами становится убывающей. Толь­ко технический прогресс может изменить границы дей­ствия этой теории.

 

4. Издержки фирмы: понятие, классификация. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Издержки фирмы. Существуют два подхода к определению содержания издержек производства. В основе марксистского подхода лежит определение издержек, их видов, с точки зрения стоимости товара. Маркс исходил из того, что существу­ют издержки предприятия (затраты капитала на производ­ство товара) и издержки общества (затраты труда, они рав­ны стоимости товара). При этом издержки предприятия количественно меньше товарной стоимости на величину прибавочного продукта.

Подход современных экономистов основан на определе­нии издержек и их видов с точки зрения их влияния на объем производства. Этот подход исходит из редкости при­меняемых ресурсов и возможности их альтернативного ис­пользования. Издер­жки в экономике непосредственно связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров. Все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) из­держки. Ког­да фирма решает производить какой-то определенный то­вар, например, мебель из дерева, то она тем самым отказы­вается от производства из дерева, скажем, блоков для дач­ных домиков; решение о производстве чего-либо вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких-то иных вещей.

Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономиче­ские, или вмененные, издержки любого ресурса, выбран­ного для производства товара, равны его стоимости, или ценности, при наихудшем из всех возможных вариантов использования. Ограниченность ресурсов означает необходимость выбора, а выбор означает отказ от од­ного в пользу другого.

Экономические издержки – выплаты, которые предприятие (фирма) обязана сделать, или доходы, которые оно дол­жно обеспечить поставщику ресурсов, чтобы от­влечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах.

Издержки производства классифицируются разными способами.

С точки зрения отдельного предприятия (фирмы), различают явные (внеш­ние) и неявные (имплицитные, внутренние) издержки.

Явные издержки – это платежи фирмы поставщикам факторов производства и промежуточных изделий (заработная плата, выплачивае­мая рабочим; жалованье менеджеров; комиссионные вы­платы торговым фирмам; выплаты банкам и другим по­ставщикам финансовых услуг; гонорары за юридические консультации, транспортные расходы и др.).

Неявные издержки – это издержки по использованию собственных ресурсов фирмы, не принимающие форму денежных выплат. К ним относятся: 1) неполу­ченное владельцем фирмы жалованье (управляя собст­венной фирмой, ее владелец отказывается тем самым от жалованья, которое он мог бы получать, приложив свои предпринимательские способности в другой фирме); 2) фирма, используя принадлежащее ей здание, теряет доход, который имела бы, сдав ее в аренду; 3) нормаль­ная прибыль, т.е. та минимальная плата, которая необ­ходима, чтобы удержать владельца (предпринимателя). Это вознаграждение владельцу за выполнение им пред­принимательских функций.

Неявные издержки не пре­дусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными. Обыч­но фирмы не отражают неявные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся ме­нее реальными. Установление различий между явными и неявными издержками производства необходимо для понимания различных разновидностей прибыли.

Следующий способ классификации издержек основан на учете временных рамок, на протяжении которых при­нимаются те или иные производственные решения. Речь идет об издержках производства в краткосрочном и дол­госрочном периоде.

Издержки производства в краткосрочном периоде.

Краткосрочный период – это период времени, слиш­ком короткий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т.е. размеры предприятия. Однако в этот период фирма может изменить степень ин­тенсивности использования имеющихся производствен­ных мощностей, в том же здании и с тем же оборудовани­ем выпускать больше продукции за счет лучшей органи­зации труда. В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным.

Постоянными называются издержки, величина ко­торых не зависит от объема производства (рентные платежи, отчисления на амортизацию зданий и оборудо­вания, страховые взносы, оплата обязательств по облига­циям, проценты по кредитам, жалованье высшего управ­ленческого персонала). Постоян­ные издержки связаны с самим существованием фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.

Большое значение для экономики имеют альтерна­тивные издержки, которые возникают вследствие утра­ченных возможностей осуществить иное, альтернатив­ное решение. Например, вы можете потратить деньги на приобретение участка, но тогда лишаетесь возможности купить машину. Таким образом, если перед вами имеет­ся ряд альтернативных возможностей, то, выбирая одну из них, вы тем самым оказываетесь не в состоянии реа­лизовать любую другую.

Переменными называются такие издержки, величи­на которых изменяется в зависимости от объема произ­водства (затраты на сырье, топливо, энер­гию, транспортные услуги, большую часть затрат на тру­довые ресурсы). Переменные издержки зависят от объема производимой продукции, но эта зависимость имеет раз­личный характер при разных количествах продукции. На первом этапе, когда объем продукции невелик, такие издержки значительны. В дальнейшем, по мере увеличе­ния объема производимой продукции, уровень затрат снижается, поскольку начинает действовать фактор эко­номии на масштабе производства. Наконец, при вступле­нии в действие закона убывающей доходности перемен­ные издержки начинают обгонять рост производства.

Различие между постоянными и переменными издер­жками имеет важное значение для предпринимателя: 1) сумма переменных издержек меняется в за­висимости от изменения объема производства, а величина постоянных издержек не зависит от объема производст­ва; 2) переменными издержками предпринима­тель может управлять, а величина постоянных издержек находится вне контроля администрации фирмы.

Сумму постоянных и переменных издержек производ­ства составляют общие, или валовые издержки. Это издер­жки при каждом данном объеме производства. Для произ­водителей важны не только общие издержки, но и издерж­ки в расчете на единицу продукции. Поэтому выделяют средние издержки производства, которые определяются путем деления суммы общих издержек на количество про­изведенного продукта. Если постоянные издержки разде­лить на количество произведенной продукции, то получат­ся средние постоянные издержки. Путем деления пере­менных издержек на количество произведенной продук­ции получаются средние переменные издержки. Если де­лить общие издержки на количество произведенной про­дукции, то образуются средние общие издержки. В эконо­мике используется также понятие "предельных издер­жек". Предельные издержки – дополните­льные, или добавочные, издержки, связанные с производ­ством еще одной единицы продукции. Предельные издер­жки показывают, во что обойдется предприятию увеличе­ние объема выпуска продукции на одну единицу или ка­кую экономию можно получить при сокращении объема производства на эту единицу. Так как постоянные издерж­ки не меняются, то постоянные предельные издержки все­гда равны нулю. Поэтому предельные издержки – это все­гда предельные переменные издержки. Предельные издер­жки дают возможность определить фирме целесообраз­ность увеличения производства товаров. Для этого сравни­вают предельные издержки с предельной выручкой (дохо­дом). Если предельные издержки будут меньше получае­мого от продажи этой единицы продукции, то можно рас­ширять производство – оно прибыльно.

Издержки в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период – это период времени, достаточ­но продолжительный, чтобы фирма могла изменить ко­личество используемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия. В краткосрочном периоде, желая достиг­нуть определенного уровня продукции, фирма может изменить только один фактор производства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде изме­няется объем всех используемых ресурсов. Задачу выпу­ска того или иного объема продукции фирма может ре­шать, меняя все вводимые факторы производства.

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, средних постоянных издержек не существует, средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном пе­риоде используется единое понятие средних издержек. Если количество применяе­мых факторов изменяется в одинаковой пропорции, то имеет место изменение масштаба производства. Напри­мер, когда фирма увеличивает количество машин, поме­щений, материалов в два раза, она удваивает масштаб производства. Воздействие изменения масштаба произ­водства на объем выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства. Эффект масштаба производства может быть положитель­ным, отрицательным и постоянным.

Положительный эффект масштаба производства означает более быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с темпами роста затрат.

Отрицательный эффект масштаба производства – это более быстрый рост затрат по сравнению с вызванны­ми этими затратами расширением производства.

Постоянный эффект масштаба предполагает рост объема производства, пропорциональный росту объема используемых ресурсов. В этом случае средние издержки не меняются. Определенное увеличение количества всех ресурсов, например, на 10 % вызывает пропорциональ­ное увеличение объема производства на те же 10 %. При этом средние издержки производства не изменяются.

 

5. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность, пути ее повышения.

Используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получает доход.

В современной экономической теории доход – денежный эквивалент произведенной и реализован­ной продукции. На практике доход предприятия со­стоит из выручки от реализации продукции и внереали­зационных доходов.

Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, которые зачислены на банковский счет фирмы за отгруженную продукцию и иные материальные ценности. Внеареализационные до­ходы – денежные суммы, получение которых не связа­но непосредственно с основной производственной деяте­льностью (полученные штрафы, пени, неустойки, про­центы за хранение денежных средств банка, доходы от ценных бумаг и т.п.).

В экономической теории различают общий (валовой или совокупный) доход, сред­ний доход и предельный доход.

Общий доход – это сумма дохода, поступившего от продажи определенного количества продукции (блага). Он равен количеству проданных благ, умноженному на цену блага: Добщ = Q * Р, где Q – количество благ; Р – цена.

Средний доход равен общему доходу, деленному на ко­личество единиц проданного блага. При условии, что това­ры продаются по одинаковым ценам, он равен рыночной цене этого блага (в условиях совершенной конкуренции): Дср = QP : Q = Добщ : Q = Р.

Предельный доход – это добавочный доход к валово­му доходу, который получает предприниматель от прода­жи еще одной дополнительной единицы продукции. Предельный до­ход будет положительным, если спрос эластичен, отри­цательным – когда спрос неэластичен, равен нулю в слу­чае, когда спрос переходит из эластичного в неэластич­ный.

Фирмы сначала приобретают на рынке ресурсы, а за­тем соединяют их в процессе производства и реализуют на рынке готовую продукцию. Приобретение ресурсов связано с затратами (издержками), реализация произве­денной продукции приносит доход (выручку).

Разница между доходом и издержками называется прибылью.

Прибыль имеет различные формы. В нашей экономике прибыль рассматривается в основном как форма чистого дохода предприятия и высту­пает в форме балансовой, расчетной и чистой прибыли.

Балансовая прибыль – это общая сумма прибыли от реализации продукции, иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшен­ных на сумму расходов по этим операциям.

Расчетная прибыль образуется после отчисления из балансовой прибыли сумм, предназначенных для расче­та с государственным и местным бюджетом, банком и вышестоящими органами управления в виде налогов и различных платежей.

Чистая прибыль представляет собой прибыль, остаю­щаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей, поступающая в их полное распоряжение.

Западные экономисты выделяют также различные формы прибыли. В первую очередь, они разграничивают экономическую и бухгалтерскую прибыль. Экономиче­ская прибыль – это: 1) общая выручка за вычетом внешних и внутренних издержек; 2) раз­ность между валовым доходом фирмы и ее издержками (явными и неявными); 3) об­щая выручка за вычетом вмененных издержек. Это доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимой для сохранения заин­тересованности предпринимателя в данном направлении деятельности. Экономическая прибыль связана с приняти­ем на себя риска и с обладанием монопольной властью. Она представляет собой избыток нормальной прибыли.

Чистую экономическую прибыль следует отличать от бухгалтерской и нормальной прибыли. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек или разность между вало­вым доходом и суммой явных издержек.

Имплицитные альтернативные издержки капитала, вложенного в дело владельцами фирмы, получили назва­ние нормальной прибыли, т.е. минимальной платы, что­бы удержать предпринимательский талант в рамках дан­ного предприятия. Нормальная, или нулевая прибыль предстает как прибыль, необходимая, чтобы побудить предпринимателей к организации и управлению фирмой и иметь доход, чтобы удержать капитал в деле. Она явля­ется частью внутренних издержек.

Рентабель­ность – показатель эффективности предприятия. Она характеризует результативность использования приме­няемых и потребляемых средств производства и трудо­вых ресурсов при выпуске продукции.

Уровень рентабельности определяется как отноше­ние полученной предприятием прибыли к сумме основ­ных и оборотных фондов или к полным издержкам про­изводства.

Пути повышения рентабельности предприятия следую­щие: в сфере производства – обновление основных фондов, рост производительности труда, экономия сырья и матери­алов, повышение качества продукции; в сфере обращения – ликвидация нерациональных перевозок, улучшение ра­боты транспорта.

Важным путем повышения прибыльно­сти, рентабельности предприятия является систематиче­ское снижение издержек производства. Можно выделить следующие основные направления снижения издержек во всех сферах национальной экономики, в том числе и на предприятии: 1) использование достижений НТП; 2) совершенствование организации произ­водства и труда; 3) государственное регулирова­ние экономических процессов.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.