Здавалка
Главная | Обратная связь

Коллективные трудовые споры: понятие и порядок их рассмотрения и разрешения.



Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий трудового договора, заключения, изменения и выполнения колдоговоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа при принятии ЛНА.

Сторонами его являются работник и работодатель (кроме ФЛ не ИП). ТК указывает также на представителей, которые не являются самостоятельной стороной, а действуют только в интересах коллективных субъектов.

Состав сторон зависит от предмета спора, насколько широкий круг субъектов он затрагивает. Так, например, в связи с проектом колдоговора на предприятии может возникнуть трудовой спор между работниками организации и работодателем.

Предмет спора подразделяется на три группы:

Первая – установление и изменение условий труда, включая заработную плату, представляет собой общие условия труда, установленные у конкретного работодателя, в отрасли, на территории.

Заключение колдоговора и соглашений – отдельная группа, которая может стать предметом спора, если работодатель отказывается от переговоров или препятствует их проведению, в результате чего коллективный договор, соглашение не могут быть заключены, а также если после переговоров работодатель отказывается заключить договор. Выполнение их также может стать предметом.

Отказ учесть мнение представительного органа при принятии ЛНА также предусматривается в ТК (ст. 372 установила порядок учета мнения ППО при принятии ЛНА.

Отношения по разрешению трудовых споров входят в предмет ТП как непосредственно связанные.

Юридическое содержание такого правоотношения – права и обязанности сторон при разрешении.

Порядок разрешения коллективного договора характеризуется положениями ТК о порядке выдвижения требований работников (399, 400), примирительных процедурах (401-404), гарантиях в связи с разрешением спора (405), участии ОГВ по урегулированию споров в их разрешении (407), забастовке, запрещении локаута, ведении документации при разрешении спора (418).

Правом выдвижения требований к работодателю обладают работники и их представители (профсоюзы и их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами профсоюзов уровня не ниже межрегионального, иные представители при отсутствии профорганизации, объединяющей более половины работников).

Эти требования утверждаются на общем собрании или конференции работников большинством голосов от правомочного состава (1/2 для собрания, 2/3 для конференции).

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателем.

Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган.(ФСТЗ)

Работодатель обязан принять к рассмотрению требования, о своем решении сообщить в течение трех рабочих дней со дня получения требований. Представители работодателей же должны сообщить о своем решении в течение месяца профсоюзам.

В поддержку своих требований работники имеют право проводить публичные мероприятия (ст. 31 КРФ и ч. 8 ст. 401 ТК).

Далее следует этап примирительных процедур. Это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредники и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия стороны приступают к переговорам о приглашении посредника или создании арбитража, если в течение трех дней не определились с кандидатурой посредника, то они приступают к переговорам о создании арбитража.

Каждая из сторон может обратиться в ФСТЗ для уведомительной регистрации спора, а также для рекомендации кандидатуры посредника. Все стороны, органы по рассмотрению и посредник обязаны принять все усилия для разрешения спора.

Действия сторон спора, соглашения, рекомендации протоколируются.

Соглашение, достигнутое сторонами, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу, со взаимным контролем.

День начала спора – день сообщения об отклонении всех или части требований или несообщения решения в срок.

Органы (примирительная комиссия, арбитраж, а также посредник) – см. вопрос 135.

В связи с разрешением спора предусмотрены гарантии для членов примирительных органов, которые освобождаются от основной работы с сохранением заработка на срок не более трех месяцев в течение года, и представителей работников, которые не могут быть переведены или уволены без предварительного согласия уполномочившего их органа.

Последний этап – забастовка. (см. 137)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.