ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА
ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА - школа, доступная для всего населения, дающая всем детям определённого возраста, независимо от общественного и имущественного положения их родителей, общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. С понятием Е. т. ш. неразрывно связаны преемственность различных ступеней школы, т. е. беспрепятственный переход от одной (низшей) ступени обучения к следующей (высшей), единство целей воспитания и образования, а также основных пед. принципов, на к-рых строится учебно-воспитательная работа школы. Е. т. ш. может быть создана только в условиях, социалистич. общества. В основе Е. т. ш. лежат две неразрывно связанные идеи: идея единства и идея трудового обучения и воспитания. Идея трудового обучения возникла в связи с развитием ремесла и мануфактурного производства. Её высказывали ещё ранние социалисты-утописты: англ. мыслитель-гуманист Т. Мор и итал. мыслитель Т. Кампанелла, англ, экономисты У. Петти (1623 - 87) и Дж. Беллерс. Особенно широкое распространение эта идея получила в конце 19 и нач. 20 вв., когда стала остро ощущаться потребность в квалифицированных рабочих для капиталистич. промышленности. Ещё в 17 в. Я. А. Коменский поставил вопрос о всеобщем образовании, доступном для всех, и выдвинул идею единой школы. Мысль о единой школе в отчётливой форме содержалась в "Плане университета для России", составленном в 1755 франц. просветителем Д. Дидро по просьбе Екатерины II. Сторонником единой школы был известный англ. деятель чартистского движения У. Ловетт (1800 - 77). В дореволюционной России преемственность между различными типами школ отсутствовала. Низшие школы были для народа, средние и высшие - гл. обр. для имущих классов. Имелись сословные уч. заведения - пережиток феода л ьно-крепостнич. строя (см. Бессословность школы). Демократич. общественность и передовые педагоги требовали создания школы, в к-рой обеспечивалось бы общее образование и трудовое обучение. Это нашло отражение в первой программе РСДРП (1903). Но только в результате победы Вел. Окт. социалистич. революции стало возможным приступить к созданию Е. т. ш. Положение "О единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики", декретированное ВЦИК 1 октября 1918 (декрет опубликован 16 октября), намечало пути строительства такой школы. Оно устанавливало социалистич. принципы построения системы нар. образования: связь школы с жизнью, последовательное проведение социалистич. демократизма, осуществление нац. и полового равноправия, обучение на родном яз., преемственность различных ступений обучения. Вводилась Е. т. ш. с девятилетним сроком обучения, разделённая на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс), вторая - от 13 до 17 лет (4-летний курс). На базе этой школы предусматривалось широкое развитие проф. образования для юношей и девушек с 17-летнего возраста. Наиболее глубоко и всесторонне сущность Е. т. ш. была раскрыта в программе РКП(б) (принята на VIII съезде партии в марте 1919), наметившей в то же время и пути её строительства. Программа ставила ближайшей задачей полное осуществление принципов Е. т. ш. с преподаванием на родном яз., с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготавливающей всесторонне развитых членов коммунистич. общества. На основе этих программных положений происходило строительство Е. т. ш. на всех этапах её развития. В связи с конкретными задачами строительства социалистич. общества видоизменялись типы и структуры школ, но сохранялось единство системы нар. образования, преемственность различных ступеней школы, единство общего и проф. образования. Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) открыл новый этап в строительстве Е. т. ш. Соединение обучения с производительным трудом создаёт прочную базу для развития подлинно Е. т. ш., на основе единства общего, политехнич. и проф. образования. Принцип единства школы реализуется в различных типах школ. Помимо всеобщей обязательной восьмилетней школы, установлены следующие основные типы школ: школы рабочей и сельской молодёжи - вечерние (сменные) ср. общеобразовательные школы, в к-рых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей нар. хозяйства, получают ср. образование и повышают проф. квалификацию; ср. общеобразовательные трудовые политехнич. школы с производственным обучением, техникумы и другие ср. спец. уч. заведения, в к-рых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают ср. общее образование и проф. подготовку. В СССР также функционируют школы-интернаты, муз. и другие школы для детей, одарённых в той или иной области искусства, а также спец. школы для аномальных детей. В учебно-воспитательной работе всех этих школ отражается принцип единства, и все они обеспечивают подготовку к жизни, к общественно-полезному труду.
К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми менее 100 храмов из 60000 действующих в 1917 году. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500.000 до миллиона Православных людей, за Христа пострадавших. Более чем 300 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 250 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Первая волна репрессий (1918-1919): 20.01.18 - Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства - изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы). 07.02.18 - расстрел священномученика Владимира, митрополита Киевского. 16.07.18 - расстрел императора Николая Второго и Царской Семьи. 14.02.19 - Постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей (что вызвало массовые глумления над святыми останками в 1919 году и в последующие годы). Первая волна гонений: расстреляно более 16000 священников только в 1918 году. Вторая волна репрессий (1918-1919): 23.02.22 - декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. 19.03.22 - секретное письмо Ленина («Чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше», и указание Троцкому тайно возглавить гонение). 09.05.22 - арест Патриарха Тихона. Июнь 1922 года - «суд» над священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, и расстрел его 13.08.22. Вторая волна репрессий: около 10000 арестованных, расстреляно около 2000 человек. Расстрелян каждый пятый из оставшихся в живых, в отличие от 1918 года, когда были расстреляны восемь из девяти. 10.12.25 -арест священномученика Петра, Патриаршего Местоблюстителя. Третья волна гонений (1929-1931): Начало 1929 года - письмо Кагановича: «Церковь единственная легальная контрреволюционная сила». 08.03.29 - Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства - изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы). 05.12.31 - расстрел священномученика Владимира, митрополита Киевского. Третья волна гонений в 5 раз сильнее 1922 года (около 50000 арестов и 5000 казней в 1930 и 1931 годах). Четвертая волна репрессий (1932-1936): «Безбожная пятилетка», названная так по поставленной цели: уничтожение всех храмов и верующих. Пятая волна репрессий (1937-1938): 05.03.37 - завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего массовый террор. 10.10.37 - расстрел после восьмилетнего пребывания в одиночной камере патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра. В 1937 году председатель Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский (Губельман) заявил, что «в стране с монастырями покончено» (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299). Четвертая и пятая волны гонений в 20 раз превышают гонения 1922 года (в 5 раз больше 1930 года) Расстрелян каждый второй (200000 репрессий и 100000 казней в 1937 году). К 1939 году закрыты все (их было в 1917 году более 1000) монастыри и более 60000 храмов - служба совершалась только в 100 храмах. 1939-1940 годы - 1100 казней в год. 1941-1942 годы - 2800 казней. 1943-1946 годы - число репрессий резко сокращается. 1947, 1949-1950 годы - по докладу Абакумова «с 1.01.47 по 01.06.48 арестовано за активную подрывную деятельность 679 Православных священников».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|