Здавалка
Главная | Обратная связь

II уровень саморегуляции



Дети, показавшие II уровень сформированности саморегуляции (48,6 воспитанников массовых дошкольных учреждений и 7,7% воспитанников диагностико-коррекционных групп), также пол­ностью принимают инструкцию взрослого, но несколько труднее входят вработу: им сложнее сосредоточиться на задании, осознать «тонкости» отдельных правил до начала работы. Они далеко не всегда умеют сформулировать правило лаконично, хотя общая суть его им понятна. Некоторые детали задания они постигают уже в процессе работы, хотя и на самых начальных ее этапах, и в по­мощи взрослого при этом, как правило, не нуждаются.

Дети во всем объеме сохраняют задание до конца занятия, но в процессе его выполнения допускают немногочисленные ошибки на то или иное правило (но не теряют его совсем), самостоятельно их не замечают и не исправляют. Характерно, что эти де­ти почти не делают ошибок на «сенсорные» правила: 1) не пишут на полях; 2) не пишут на каждой строчке. Они допускают отдельные ошибки главным образом на структурирование и реструктурирование (при переносе) систем знаков, хотя соответствую­щие правила и были ими усвоены. Им не хватает внимания и терпения для осуществления пооперационного контроля при напи­сании систем знаков. В этом убеждает и тот факт, что к концу занятия ошибок становилось несколько больше. Детей дезорганизовывало и отсутствие внешнего контроля'. Мы неоднократно убеждались, что при усиленном внешнем контроле, обычно имеющем место на групповом учебном занятии (и тем более на индивидуальном), они выполняют аналогичную работу с более вы­соким качеством.

Саморегуляция в процессе деятельности у воспитанников диагностико-коррекционных групп со II уровнем осуществляется своеобразно: во-первых, они допускают в целом больше ошибок; во-вторых, иногда ошибка ребенка как бы «затягивается» во вре­мени: он может, например, вдруг бездумно написать целую строчку знаков без всяких правил (II — II — II или I — I — I и т. д.), а потом снова начать работать по правилам2; в-третьих, их больше затрудняет техника письма: они пишут медленнее, им труднее урав­нивать палочки по высоте, наклону, нажиму, писать на одинако­вом расстоянии друг от друга, т. е. труднее координировать дви­жения руки, они быстрее устают. Вот почему дети писали в це­лом меньше знаков и строк.

Как правило, все дети на этом уровне, а не только воспитанники диагностико-коррекционных групп, сразу же после сигнала об окончании работы с чувством некоторого облегчения кладут карандаш, отодвигают от себя листок, иногда оставляя недописанным один знак, т. е. прекращают работу на том месте, на каком их застает сигнал. Предложение педагога еще раз внимательно посмотреть свою работу в большинстве случаев они воспринимают формально: берут листок в руки, бегло просматривают написанное и, не обнаружив ошибок, откладывают его в сторону.

Для части детей (меньшей) совершенно безразлично, с каким результатом они пришли к концу занятия: чувствуют себя свободно, разговаривают с соседями, работа их больше не интере­сует, не интересует и оценка ее взрослым. Хотя надо сказать, что для большинства детей оценка и похвала взрослого не была чем-то малозначимым. Напротив, их интересовала отметка (поскольку они писали, «как школьники»), которую они могли получить за свою работу Но чаще и эти дети были довольны своей работой, не давали ей собственной объективной оценки.

Поведение детей как в процессе деятельности, так и на заклю­чительном ее этапе свидетельствует о том, что у них еще не сложились более или менее устойчивые, в какой-то степени привычные способы самоконтроля на всех основных этапах умст­венной деятельности, т. е. такие способы самоконтроля, которые могли бы проявляться достаточно стабильно и не зависели бы от внешних помех и препятствий Как скоро это произойдет и прои­зойдет ли вообще, зависит от того, будут ли действия самоконтроля у детей объектом специального педагогического внимания.

Негативные особенности саморегуляции, проявившиеся на дан­ном уровне, конечно, не могут не затруднять процесса дальнейшего умственного развития детей, формирования у них способностей к учению. Направленная педагогическая работа с такими детьми, в частности на групповых занятиях, с целью закрепления полноценных способов самоконтроля процесса и результата интеллектуальной деятельности в соответствии с заданием взрослого является, на наш взгляд, одним из важных условий формирования у них этих способностей. В противном случае трудно исключить стабилизацию у них импульсивности действий и поведения в учебном труде, что при современных усложненных требованиях школьной учебной деятельности может привести к самым нежелательным последствиям в их психическом развитии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.