Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительный анализ формирования общей способности к учению у шестилетних детей с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников



Руководствуясь общим замыслом исследования, мы приблизили основной тип наших экспериментальных занятий к занятиям продуктивной деятельностью, являющимся ведущими в учебной работе дошкольного учреждения. Мы считали, что в этих условиях ребенку значительно легче осмыслить и запомнить учебное зада­ние, организовать контроль по способам его выполнения, получить результат в продуктивной форме, который при необходимости можно многократно и пооперационно сравнивать с образцом.

Разрабатывая содержание и методикуэкспериментальных занятий с детьми, мы стремились к тому, чтобы эти занятия принципиально не отличались по своему характеру от учебных занятий, типичных для дошкольного учреждения. Мы полагали, что они должны быть индивидуальными, ибо только при этом условии можно сравнительно полно и точно зафиксировать харак­терные для каждого ребенка особенности деятельности и поведе­ния. Длительность каждого экспериментального занятия не превышала 15 — 20 мин, так как на индивидуальном занятии по заданию взрослого ребенок находится в большем напряжении, нежели на групповом, и, естественно, устает значительно быстрее.

С целью получения по возможности более детальных качественных характеристик проявлений ребенка как субъекта учебной деятельности мы сочли необходимым: поставить его в условия относительно точного принятия задания взрослого и подчинения ему всех действий на определенный временной интервал; варьировать форму предъявления задания; варьировать задания по содержанию; фиксировать особенности учебных действий и операций детей не только со стороны подчинения общей цели и программе деятельности, но и технического исполнения; учитывать характерные и типичные особенности эмоционального отношения ребенка как к заданию взрослого, так и к процессу и результату деятельности в соответствии с ним.

Были выделены оценочные критерии овладения шестилетними детьми основными компонентами учебной деятельности: ориентировочно-мотивационным, операционным, регуляционным. В мотивационном компоненте ими стали: 1) интерес ребенка к заданию, 2) особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности, 3) эмоциональное отношение ребенка к возможному продолжению деятельности.

В ориентировочно-операционном компоненте: 1) особенности вербализации задания (осознания общей цели, средств и способов его выполнения), 2) особенности программирования ребенком предстоящей деятельности, 3) уровень выполнения и осознания учебных действий.

В регуляционном компоненте: 1) степень полноты принятия задания, 2) степень полноты сохранения задания до конца заня­тия, 3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания, 4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности — спо­собен ли критически оценить результат своего труда, адекватно обосновать свою оценку.

Эти критерии легли в основу выделения уровней овладения детьми структурой учебной деятельности (уровней сформированности общей способности к учению). Было выделено пять уров­ней в направлении от высшего к низшему, получивших выра­жение в условных баллах: 5, 4, 3, 2, 1. Кратко опишем эти уровни.

I. Ребенок встречает предложенное ему задание с выраженным интересом. Интерес к деятельности сохраняется у него на протяжении всего занятия. Ребенок проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания, искренне стремится к этому. Он испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выпол­ненной работы, обнаруживает желание продолжать ее.

Ребенку понятны общая цель и содержание задания, относящиеся как к результату, так и способам его получения. Он хорошо вербализует правила задания, составляет на их основе адекватную программу деятельности, о чем свидетельствуют верный и самостоятельный вербальный отчет о ней, а также произво­димые практические действия. Отбор последних ребенок осуществ­ляет в строгом соответствии с созданной им программой деятельности, необходимость и правильность своего отбора обосновывает вербально.

Ребенок полностью принимает задание, во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; результат его работы соответствует заданному образцу; ребенок адекватно оценивает результат своего труда, соотнося его с образцом, причем делает это в развернутой речевой форме и совершенно самостоятельно. Уровень овладения общей структурой учебной деятельности оценивается баллом «5».

II. Задание заинтересовывает ребенка. Положительное эмоцио­нальное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца занятия, но к продолжению деятельности по своей инициа­тиве за пределами времени, отведенного на занятие, он не стремится.

Общую цель и содержание задания ребенок в целом понимает правильно, хотя и не всегда достаточно точно в той его части, которая касается способов деятельности. В основном он составляет адекватную программу деятельности, но не в момент инструкти­рования, а в процессе практических действий. По ходу деятель­ности допускает неточности и даже ошибки. Окончательная вер­бализация задания осуществляется с помощью взрослого.

Уровень выполнения учебных действий в целом хороший, но не хватает аккуратности, усердия, настойчивости в получении высоко­го качества. Отбор учебных действий ребенок обосновывает вер­бально, делает это в основном правильно, хотя и недостаточно самостоятельно.

Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия; по ходу работы допускает ошибки на те или иные правила задания, но не замечает и самостоя­тельно не устраняет их; результат работы в целом соответствует образцу; ребенок оценивает результат своего труда положительно, не видит допущенных ошибок; самостоятельно затрудняется сравнить качество выполненных действий с образцом; оценку результата труда в развернутой речевой форме самостоятельно сделать не может, делает это с помощью наводящих вопросов взрослого. Уровень овладения общей структурой учебной деятельности оценивается баллом «4».

III. Ребенок заинтересовывается общей ситуацией, в которой ему предлагается задание, но не его содержанием. К содержанию задания, результату его выполнения он индифферентен. Процесс работы его также не увлекает, он готов прекратить его в любую минуту.

Ребенок испытывает значительные затруднения в вербализации правил задания. В момент инструктирования самостоятельно вербализует лишь общую цель деятельности. Созданная им програм­ма деятельности в процессе практических действий адекватна общей цели задания и лишь частично — заданным способам дея­тельности.

Уровень сформированности учебных действий низкий. В развернутой речевой форме их выбор ребенок обосновать не может.

Для ребенка характерен и низкий уровень действий самоконтроля на всех этапах деятельности: он принимает лишь часть инструкции, до конца занятия может потерять и ее; в результате частичного непринятия или потери инструкции допускает много ошибок; он не замечает и не исправляет допущенные ошибки; дает неадекватную, чаще всего положительную, оценку результату своего труда, но при этом оказывается не в состоянии мотивировать ее в развернутой речевой форме; ни самостоятельно, ни с помощью не соотносит полученный им результат с образцом; заданного результата деятельности ребенок не достигает. Уровень овладения общей структурой учебной деятельности оценивается баллом «3».

IV. Ребенка несколько заинтересовывает общая ситуация занятия. Цель, поставленная перед ним, определенным образом организовывает и подчиняет его активность — он готовится рисовать, раскладывать фигурки и т. д. Содержание задания, относящееся к способам деятельности, оставляет его индифферентным и не воспринимается совсем. Им программируется лишь общая целевая установка задания, причем только лишь в практическом плане. Ни самостоятельно, ни с помощью он не вербализует даже целевой установки. Для него характерен крайне низкий уровень сформированности учебных действий, в плане задания они им не осоз­наются. Полученный результат не соответствует заданному образцу, но ребенок дает ему положительную оценку, не мотивируя ее уровень овладения общей структурой учебной деятельности оце­нивается баллом «2».

V. Ребенок безразличен не только к содержанию задания но и к ситуации организации занятия. Он вообще не понимает, что ему предъявляется задание, выполнить которое можно при соблюдении определенных правил. Из всего задания он улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. Ребенок проявляет свою активность (рисует, раскладывает фигурки и т. д.) так, как ему хочется, как подсказывает материал. Оценивает себя положительно, мотивировать оценку не может. Результат и заданный образец не имеют даже и малейшего сходства, но понять это ребенок не в состоянии. Уровень овладения общей структурой учебной деятельности оценивается баллом «1».

Было разработано три серии экспериментальных занятий с детьми, содержащие пять заданий. Общая цель первых двух серий состояла в изучении шестилетнего ребенка как субъекта учебной деятельности при условии выполнения задания взрослого. Разница между сериями заключалась в форме предъявления задания детям: в первой серии задание давалось в форме наглядного образца, во второй — в форме вербальной инструкции.

В третьей серии от ребенка требовалась самостоятельная поста­новка цели деятельности, ее планирование, а также оценка результата в соответствии с ранее поставленной целью и запрограммированными способами выполнения.

Основную экспериментальную группу, как и в предыдущих экспериментах (см.гл.III — IV),составили воспитанники диагностико-коррекционных групп (95 человек), контрольную—воспитанники детских садов обычного типа, успешно овладевающие программой дошкольного учреждения (80 человек). Каждый ребенок выполнял в общей сложности пять заданий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.