Модели организационных изменений
3-х шаговая модель изменений Идея модели принадлежит К. Левину американскому, которая включает следующие шаги: 1) «разморозка» (для того чтобы изменение произошло, прежние, сильно укоренившиеся представления и отношения к вещам должны быть развеяны, т.е. разморожены) Используются методы: - тренировка чувствительности к изменениям - переобучение и т.д. 2) «изменение» (необходимо вести работу по приобретению персонала новых представлений и нового отношения к делам в организации) Используют введение новых ритуалов, церемоний и обычаев. В этом случае происходит постепенный переход: - к новым действиям и новому поведению - изменяется структура и культура организации - используются различные организационные методы 3) «заморозка» (как только работники овладеют новым отношением к делам в организации, необходимо ввести механизмы и процессы, предотвращающие возврат к старому (новое поведение, сплоченность вместо конкуренции, введение новой системы стимулирования))
Исследования – действия Представляет собой процесс решения проблем организационных изменений, осуществляемых в определенной циклической последовательности.
1) включает восприятие и признание менеджером организации проблем, решение которых связано с проведением изменений; для диагноза этих проблем и консультации по их решению приглашаются специалисты по развитию организации, которые собирают информацию, которая структурируется и анализируется в целях её последующей презентации руководству фирмы. Делается первое заключение экспертов о причинах происходящего в организации. 2) «обратная связь» Предполагает сотрудничество между менеджером и консультантами. Менеджеры получают и знакомятся с информацией, подготовленной экспертами для того, чтобы менеджеры смогли выявить слабые и сильные стороны организации. 3) «обсуждение» Представляет собой структурированную консультантами дискуссию с группой менеджеров, которые будут разрабатывать планы и проводить в жизнь изменения. В ходе обсуждения совместно вырабатывается порядок действий по проведению изменений. 4) «действие» Начинается только после того, как менеджмент и консультанты договорились о дальнейшем плане совместной работы.
Модель планируемых изменений Представляет собой подход к определению фаз планируемых изменений. В основе 2 принципа: - вся имеющаяся информация должна свободно и открыто обмениваться между менеджментом и консультантами - ценность информации определяется её пригодностью к использованию в практических действиях 1) «вхождение в процесс» Развитие совместных контактов и ожиданий, которые проходят по 3 вариантам: - эксперт демонстрирует потребность в изменении, предоставляя данные, указывающие на наличие серьезных проблем в организации - высший менеджмент, видя необходимость изменений, сводит консультанта с потенциальным клиентом в организации - клиент сам убеждается в необходимости изменений и желает помощи консультанта 2) «сотрудничество» Развиваются рабочие отношения между экспертом и клиентом. Проверяется на сколько эксперт реально независим и объективен. 3) «диагноз» происходит выяснение и диагноз проблемы на основе собранных экспертом данных и его стремление понять узкие места системы и организации 4) «планирование» Установление целей планируемого изменения сопровождается определением степени готовности организации к изменениям, т.е. определение практических шагов и возможного сопротивления изменениям 5) «действие» Превращение намерений в конкретные мероприятия, внедрение нового поведения, проведение самих изменений. 6) стабилизация и оценка результатов - распространение изменений по всей организации - создание механизма стабилизации 7) «закрытие проекта» Подготавливается завершение отношений «эксперт-клиент». На этой фазе должна произойти передача умения изменять от эксперта к клиенту.
Сопротивление ОИ Источники индивидуального сопротивления организационным изменениям: - Стереотипы как ошибка восприятия могут быть основой сопротивления изменения. - Личные качества. Отдельные личные качества работника (склонность к авторитарности, догматизм, могут стать основой сопротивления изменениям). - Привычки. Мало кто будет сопротивляться повышению зарплаты до тех пор, пока это существенным образом не изменит привычные условия. - Угроза власти и влиянию. Потеря контроля над инф. И ресурсами рассчитывается как покушение на их власть и влияние - Боязнь неизвестного. Любое изменение в работе несет элемент неопределенности. Она в таких ситуациях возникает не от самих изменений, а от их потенциальных последствий. - Экономические причины. Можно ожидать от людей сопротивления, если в ходе изменений произойдет снижение их дохода. Источники ОИ: -Организационная структура. Орг-ия предполагает наличие в ней необходимой структуры, т.е. работникам должны быть определены роли, установлены рабочие процедуры, потоки информации и т.д.
-Организационная культура. Важно определить содержит ли существующая в организации культура, элементы гибкости, т.е. позволяет ли она работникам легко перейти от одних привычек к другим.
-Ограниченность ресурсов. Любое изменение стоит денег, времени, подготовленных кадров и других ресурсов.
-Межорганизационные доверенности. Соглашения между организациями возлагают на людей определенные обязательства, регулирующие их поведение. Напр., переговоры с профсоюзами, заключение коллективных договоров.
-Одним из подходов, позволяющий минимизировать негативные последствия сопротивления изменениям является анализ силовых полей. Использование анализа силовых полей имеет 2 преимущества: 1) Приобретая опыт диагностики действующих сил, люди больше начинают разбираться в различных аспектах меняющейся ситуации 2) Выявляет
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|