Экономическая и социальная эффективность в сфере управления персоналом
Рис. 2. Категории и показатели эффективности в области управления персоналом
Решения, затрагивающие персонал, должны ориентироваться и на экономические, и на социальные цели. Поэтому в основу положена двойная связка целей, называемых экономической и социальной эффективностью (рис. 2).
Экономическая эффективностьв области управления персоналом означает достижение целей организации путем использования сотрудников по принципу экономичного расходования ограниченных средств.
Социальная эффективность реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников (хорошая оплата труда, приятные условия работы, возможности для развития личности).
В качестве компонентов экономической эффективности с точки зрения управления персоналом рассматривается соотношение «результаты работы/затраты» в сфере персонала; ориентированные на более длительный период цели, например, стабильность и гибкость в сфере персонала (табл. 1).
Таблица 1
Компоненты экономической эффективности в области управления персоналом
Соотношение работы и затрат
| Результаты работы: способность к результативной работе (подготовка, образование, навыки, опыт, психическое и физическое здоровье, утомляемость, способность выдерживать нагрузки, адаптироваться, работать в команде и координировать свою работу с другими, преодолевать конфликты); готовностьработать (состыкованность мотивационной структуры и мотивирующей ситуации (вознаграждение, содержание работы, стиль управления); организационные условия(результаты труда коллег по команде, вид и качество применяемой технологии, условия среды, окружающей рабочее место, организация и координация процесса работы).
| Затраты на персонал затратына вознаграждение за произведенную работу (зарплата и премии/тантьемы);социальные расходы; затраты, не связанные с денежными стимулами (затраты на мероприятия, касающиеся гуманизации труда, затраты на профессиональное совершенствование);затратына работу с персоналом (затраты на соответствующие информационные системы, на заводскую газету, на службу жалоб и предложений сотрудников, затраты на содержание отдела персонала).
| Долгосрочные компоненты экономической эффективности
| Стабильность обеспечивается связанными с сотрудниками процессами, которые протекают все время одинаково или аналогично. Она конкретизируется в: преемственности состава персонала; надежности выполнения сотрудниками порученной им работы с точки зрения как ее объема, так и качества выполнения; отсутствии напряженности и конфликтов.
| Гибкостьв сфере персонала проявляется в том, что сотрудники при внешних изменениях в состоянии адаптировать свою работу к новым условиям: способность разрабатывать новые решения проблем и претворять их в жизнь; активно содействовать организационным изменениям; быть готовым идти на конфликты, если это необходимо для реализации инновационных концепций.
|
Степень социальной эффективности организации определяется удовлетворением потребностей и интересов ее сотрудников. Чтобы можно было рассматривать эффективность как одну из целевых установок в экономике персонала и найти способ ее измерения, эти потребности и интересы также необходимо представить в операционализированном виде. Социальная эффективность проявляется в том, чтобы по возможности избежать отрицательных моментов и реализовать преимущества.
Таблица 2
Общая схема социальной эффективности
Каталог потребностей сотрудников
| Отрицательные моменты, которые следует предотвращать:
| Преимущества, которые следует реализовать
| - ущерб, связанный с неблагоприятными условиями труда на рабочем месте, стрессовыми ситуациями, неблагоприятным графиком работы, интеллектуальными и физическим перегрузками или недогрузками;
- ущерб, наносимый здоровью (телесные и психосоматические заболевания, несчастные случаи на работе);
- ущерб, наносимый личности (снижение способностей, апатия в свободное от работы время, алкоголизм и др.).
| - гарантированное существование, обеспечение надлежащего жизненного уровня (надежное рабочее место, соответствующая зарплата, социальные услуги);
- реализация/развитие индивидуальных способностей;
- определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определяющие сферы задач, методику их выполнения и интенсивность работы, рабочее время и др.);
- признание, успех, влияние;
- социальный контакт и приятный климат в организации (возможность для коммуникаций, информированность, относительная бесконфликтность отношений с начальством и коллегами, возможность разрешения конфликтов при противоречиях интересов).
| Формирование коллективных интересов сотрудников на основе их индивидуальных потребностей
| «Игра с нулевой суммой»
| Устранение разногласий
| Ограниченные ресурсы
| Потребности, удовлетворение которых для одного сотрудника означало бы невозможность их удовлетворения для другого сотрудника или для другой группы (повышение в должности)
| Путем компромиссов в процессе переговоров (иногда и за счет доминирующей позиции отдельных сотрудников)
| Из-за ограниченности средств организация не сможет удовлетворить все потребности сотрудников или не сможет удовлетворить их одновременно
| | | | |
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|