Здавалка
Главная | Обратная связь

Межличностные отношения в коллективе»



Межличностные отношения -- это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями. Например, трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии - аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения повышают работоспособность, улучшают здоровье, уменьшают вероятность возникновения различных заболеваний и преждевременной смерти.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.

Например :

Группа коллег из пяти человек работают в одном кабинете. Вcе молодые, перспективные. Друг к другу не испытывают симпатию, напротив, не ладят друг с другом, каждый из них хочет показать себя лучше всех остальных. В таком коллективе отрицательные взаимоотношения, что уменьшают работоспособность и ухудшают здоровье.

Конфликты»

Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

Таблица 5

 

Горизонтальные и вертикальные конфликты

 

 

Тип конфликта Способ проявления конфликта
По «горизонтали По «вертикали»
«снизу вверх» «сверху вниз»
Препятствия достижению основных целей совместной трудовой деятельности Действия одного препятствуют успешной деятельности другого. Организационный конфликт. Руководитель не обеспечивает подчиненным возможности успешного достижения цели деятельности Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели деятельности
Препятствия достижению целей совместной трудовой деятельности Действия одного препятствуют достижению личных целей других. Организационный конфликт. Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения личных целей Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем личных целей
Противоречие действия принятым нормам Конфликт норм поведения в группе Противоречия деятельности руководителя, его стиля работы Деятельность подчиненного как носителя определенной социальной роли противоречит ожиданиям руководителя
Личные конфликты Личная несовместимость Лидеры и авторитеты не оправдывают ожиданий последователей Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов

 

Субъекты конфликта

 

Возможными субъектами конфликта в организации являются:

· администрация организации;

· средний управленческий персонал;

· низший управленческий персонал;

· основные специалисты (в штате);

· вспомогательные специалисты (вне штата — по контракту);

· технический персонал;

· структурные подразделения;

· неформальные группы сотрудников.

 

 

Типы конфликтов.

 

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.

Внутриличностный конфликт может возникнуть также в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу — в свой выходной — какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт возникает как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.

Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.

По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы. Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом. Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции.

Примеры:

1.Начальник при коллегах унизил подчинённого, человек не выдержал пошёл на конфликт с начальником
2. Бытовые мелочи-один открыл окно,потому что жарко,другой закрыл потому что дует.Спор-конфликт
3. Замечания личностного плана не так одета,не так и не стем говорит по телефону,обсуждает темы,которого раздражают коллег конфликт,спор...
4.Упрёк в профнепригодности от одного другому работнику, или начальника в несогласие, спор-конфликт
5.Личная неприязнь, придирки по любому поводу, зависть, что кого то повысили, а кому то за кого то попало...вот вам и конфликт в организации.
Причём всегда коллектив делится на 2 лагеря, кто то поддерживает одну, кто то другую сторону и конфликт перерастает в массовый.

Элементарная конфликтная ситуация: вы постоянно опаздываете на работу , что вызвало негодование вашего руководства. Ситуация обостряется с каждым днем:
Причина данного конфликта: их много, первая - отношение к работе, вторая - уровень ответственности, третья - внутренняя неготовность к данной работе и ли другие внутренние конфликты, ваш режим ( поздно спите или долго собираетесь на работу) и т.д.
Возможные варианты выхода из конфликтной ситуации:
1. Поговорить с руководством о смене выхода на работу , на час позже.
2. Сменить место работы.
3. Пересмотреть свой режим
4. Поработать над собой и т.д.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.