Здавалка
Главная | Обратная связь

Начинаем урок с беседы.

- Как объясняет Раскольников свой первый визит к Сонечке?

Обращаем внимание на детали, пытаемся их объяснить: Расколь­ников, «стараясь не глядеть на нее», прошел в комнату... Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невы­разимом волнении»; «краска бро­силась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко».

- Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступле­нию;

- Раскольников, идя к Соне, не замечал разницы между своим и ее преступлением. Правда, потом понял, «до какой чудовищной бо­ли истерзала ее мысль о бесчест­ном и позорном ее положении».

- «Никому ты этим не помога­ешь, и никого ни от чего не спа­саешь», — говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Расколь­ников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас.

- Как можно объяснить поведе­ние Раскольникова, «бесцеремон­но осматривающего комнату»?

- Наверное, он осуждает подоб­ную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз».

- Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она ды­шит, что поддерживает ее, во имя чего она переступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содроганием».

Читаем и анализируем диалог Сони и Раскольникова.

- Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она рас­крывается в них?

- В ее рассуждениях — безгра­ничная любовь, сочувствие, уваже­ние, сострадание к бедным людям.

- Какое-то ненасытимое со­страдание... изображалось в чер­тах ее лица.

Почему Раскольников про­должает свой «допрос», хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет?

- Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет»; он доводит ее до исступления. Она,»как отчаянная», громко крикнула, как будто ее «ножом; ранили», по ее лицу «пробежали судороги», потом она горько­горько заплакала.

- Раскольников слышит: «Бог такого ужаса не допустит» - и пытается уверить себя в ее сума­сшествии. «Разве в здравом рас­судке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки поме­шательства?»

Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и ис­ход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» — в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнета­ется Раскольниковым, он настой­чиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?..»

Чтение и анализ библейской истории о воскресении Лазаря. Обратим внимание на поведение Раскольникова и Сони (запись в тетрадь).

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натяну­тая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дро­жала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ос­лепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радост­ного ожидания... чуда?

Раскольников: грубо и раздра­жительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с во­лнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезил­ся» — именно в это время Рас­кольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. По­чему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?

- Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресе­ние и жизнь». Как вы думаете, почему?

Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «пере­ступила» ради блага голодных де­тей, думала не о себе, а о своих ближних. Что-то святое мы видим в Соне, обрекшей себя на страда­ние ради других. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христи­анской любит Соня людей. Рас­кольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всею тварью дрожашею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту.

Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он из­менился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как из­вестно, сам писатель тоже не сра­зу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа — значит, обрести собственную ду­шу» — вот вывод, к которому при­ходит Достоевский.

Евангелие от Иоанна

Глава 11

1. Был болен некто Ла­зарь из Вифании, из се­ления, где жили Мария и Марфа, сестра ее.

2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помаза­ла Господа миром и отер­ла ноги Его волосами своими.

3. Сестры послали ска­зать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божи- ей, да прославится чрез нее Сын Божий.

5. Иисус же любил Мар­фу и сестру ее и Лазаря.

6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

8. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иу­деи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10. А кто ходит ночью, спотыкается,потому что нет света с ним.

11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду раз­будить его.

12. Ученики Его сказа­ли: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.

17. Иисус, пришед, на­шел, что он уже четыре дня в гробе.

18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,

19. И многие из Иуде­ев пришли к Марфе и Марии - утешать их в пе­чали о брате их.

20. Марфа, услышав­ши, что идет Иисус, по­шла навстречу Ему; Ма­рия же сидела дома.

21. Тогда Марфа сказа­ла Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;

22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24. Марфа сказала Ему: знаю, что воскрес­нет в воскресение, в пос­ледний день.

25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Ме­ня, если и умрет, оживет;

26. И всякий, живу­щий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27. Она говорит Ему: так, Господи! я верую,

28. Сказавши это, по­шла и позвала тайно Ма­рию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29. Она, как скоро ус­лышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30. Иисус еще не вхо­дил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31. Иудеи, которые были с нею в доме и уте­шали ее, видя, что Мария поспешно встала и вы­шла, пошли за нею, пола­гая, что она пошла на гроб - плакать там.

32. Мария же, пришед- ши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к но­гам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33. Иисус, когда уви­дел ее плачущую и при­шедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскор- бел духом и возмутился…

34. И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35. Иисус прослезился.

36. Тогда Иудеи гово­рили: смотри, как Он лю­бил его!

37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38. Иисус же, опять скорбя внутренно, при­ходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39. Иисус говорит: от­нимите камень. Сестра умершего, Марфа, гово­рит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же воз­вел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43. Сказав это, Он воз­звал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44. И вышел умерший, обвитый по рукам и но­гам погребальными пеле­нами, и лице его обвяза­но было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверова­ли в Него...

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел ду­шу?

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.