Развитие школы психоанализа (А. Фрейд, М, Клейн .Малор, .Виниикотт).
Винекот: концепция гармоничного взаимодействия среды и развития ребенка. У среды- поддерживающие и развивающие ф-ции. Ввел понятие холдинга – функция, которую реализует мать, поддерживающая ребенка. Благодаря матери ребенок знакомится с миром и развивается. Мать находится в спецефическом состоянии, у нее обострение чувствительности к нему. Стадии:
Стадия экстримальной зависимости от матери. Стадия интеграции: мать и ребенок – единое целое.
Стадия относительной зависимости.
Стадия достижения независимости. Развитие Я.
Омнипотенция – желание власти. По Винекоту уже младенцу свойственны омнипотентные потребности. Воплощены в стремлении ребенка установить контроль над матерью – покусывание груди. +: мать умеривает активность ребенка => развитие self -: мать отбирает грудь и дает бутылку => в будущем слабое Я. Идеи Винекота: o Единство матери и ребенка o Развитие – переход от интеграции к автономии o Развитие я обусловлено развитием активности.
М. Малер.Работала с аутичными детьми. Развитие Я происходит через установление отношений с означенными людьми и инетриоризация этих отношений. Стадии:
Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии – безопасный сноподобный переход ребенка в мир.
Отношения неразделенности, взаимозависимости. Происходит развитие эмоционального образа взрослого.
Отделение ребенка от взрослого. Ребенок приобретает черты самостоятельной автономной личности.
Субфазы: o Субфаза рождения , 6 – 10 мес, как бы вылупляется из яйца. Начинает выделять наиболее близкого взрослого, объектное отношение. o Субфаза повторения, 10 – 16 мес. Сепарация и объединение. Игра в куку, прятки. o Субфаза фосстановления, 16 – 24 мес. Экспериментирование ребенка с расставанием со взрослым и с возвращением. Пытается установить наиболее комфортные отношения.
Мать или другой взрослый приобретают стабильность и устойчивость. Мир становится надежным и предсказуемым. Предоставляются возможности для развития индивидуальности.
Первоначально Эго младенца фрагментарно, не завершено. Формирование происходит через отношения с близким взрослым. Эмпатическое отзеркаливание – процесс аккуратного и сензитивного отражения взрослым чувств, потребностей ребенка.
Карен Хорнисоциально-ориентированная теория психоанализа: социум, общество как источние развития. Общество и личность=сотрудничество. У человека есть врожденные потребности, а не влечения.У ребенка – потребность в безопасности. Это фактор, определяющий развитие личности. Пережив травму рождения, ребенок испытывает на себе враждебность мира, нуждается в безопасности. Ребенок крайне уязвим, человек никогда не находится так близко к смерти, как в первые часы после рождения. Если матери рядом нет, потребность в безопастности неудовлетворяется - у ребенка появл чувство тревоги. 3 варианта стратегий общения:
Последователи Фрейда ,но новые концепции:
Юнг:Отказ от абсолютизации секс влечения как источника развития. Пересмотр влияния общества. Акцент падает на зрелые возраста. Процесс индивидуации– процесс становления зрелой личности. Основная цель - интеграция личности и достижение ее целостности. Стр-ра личности: 1.Бессознательное: - коллективное - личностное 2. Сознание Сознание– производная от бессознательного. Коллективное бессознательное – универсальные архетипы – врожденные модели, первичные модели, определяющие поведение. Коллективная родовая память.
Адлер:Эта теория предвосхитила положения культ-истор теории Выготского. Индивидуальная психологическая концепция анализирует отношения семьи и ребенка в формировании личности ребенка. Человек – целостная саморегулирующая система. Каждая личность характеризуется стилем жизни. Развитие как самоопределение, развитие – выход из своей организмической оболочки. - стремление к совершенству из-за чувства неполноценности. Источник – неполноценность органов ребенка. Возникает понятие самопреодоления - Я-развитие.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|