Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже.



У Пиаже было 2 периода: ранний и поздний. В раннем у него была двухфакторная теория, в позднем важна роль активности субъекта. Изучал как происходит познание мира, открыл отличия мышления и речи детей от мышления и речи взрослых.

Новый метод изучения мышления – метод клинической беседы. Тк считал, что мышление прямо выражается в речи (изза этого ошибки его ранних теорий).

Отправные точки для теории Пиаже:

1. развитие мышл ребенка путем усвоения коллективных представлений в ходе верб общеня

2. изначально мышление направлено на получение удовольствия, затемм изза общества должно соответствовать принципу реальности

3. мышл ребенка обладает качественным своеобразием

 

Механизм р-я – социализация, кот. рассматривается как способ преодоления эгоцентризма ребенка.

 

 

Основные характеристики дет. мышления:

- эгоцентризм (перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей, объекты и явления рассматриваются только со своей точки зрения)

- магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы)

- анимизм (внешние предметы наделяются сознанием и волей)

- артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей)

- реализм (не может фантазировать и представить что-то, если никогда этого не видел);

- трансдукция (нет дедуктивного мышления, обобщения)

- синкретизм

- непроницаемость для опыта

 

+:

1) описывается специфика детского мышления

2) констатируется эгоцентризм и ряд других возрастных феноменов развития мышления ребенка

3) отмечается роль социализации в развитии ребенка как общения (пока еще без действия)

-:

1) не рассматривается развитие мышления ребенка в зависимости от условий его развития.

2) неверно рассматривается роль эгоцентрической речи в развитии ребенка – как выражение внутреннего содержания сознания, «логики чувств», а не как средство самоорганизации.

 

Развитие мышления в трех напр:

1. зазделение субхетивного и объективного восприятия мира

2. развитие умственной позиции

3. развитие мышл – от восп отдельных вещей к воспр связей между ними

 

Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Внешние материальные действия ребенка (до двух лет) первоначально выполняются развернуто и последовательно. Благодаря повторению в разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.) уже в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. В младшем школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социальной и культурной среды, в которой живет ребенок. Согласно Ж. Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания.

 

Периодизация развития мышления:

  1. аутистическое(от 0 до 2лет)
  2. эгоцентрическое(2г-12л)
  3. социализированное(12 и далее)

 

На стадиях идет вытеснение природного и заменяется на социальное.

Отличия аутистического – социального:

- по происхождению: врожденное – прижизенно формируется

- по принципу фун-ния: принцип удовольствия – принцип реальности

- по отн. к внеш. Миру: не напр на внешн мир (фантазии) – напр на познание и преобраз внешн мира

- по единице мышления: образ(неверб мышл) – понятие(верб мышл)

 

Почему происходит переход от аутистич к соц?

Существуют два типа отношений: принуждения (ребенок - взрослый) и сотрудничества (сверстники). Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замене ее эгоцентр мышлением. Отношения сотр приводят к социализированному мышлению. На стадии эгоц мышл две фазы: первая (до 7 лет) – принуждение в основном, живет в грезах, вторая - нужно договариваться со сверстниками, поэтому необх соу мышл.

 

В концепции Пиаже сформулировано важнейшее пложение о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотрудничества.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.