Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского
Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурии. При формировании культурно-исторической теории ими был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении ('формальная школа' в литературоведении и др.). Сознание – продукт исторического развития общества, не дано человеку. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана 'методика двойной стимуляции', с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.
ЛС Выготский сформулировал ряд законов развития психики в онтогенезе: 1. Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания. Отсюда вытекает учение о психологическом возрасте как единице анализа онтогенетического развития. 2. Закон гетерохронности развития – писхическое развитие ребенка не совпадает с хронологическим возрастом. 3. З-н развития ВПФ – генезис ВПФ как процесс интериоризации знаков 4. З –н ведущей роли обучения для развития 5. З-н системного и смыслового строения сознаиния раскрывает природу сенситивных периодов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|