Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению



Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – морфофизиологическую, предметную и психологическую готовность к школе. Обычно расхождение в созревании этих видов, при принятии в школу нужно учитывать их все.

Психологическая готовность включает личностную готовность, умственную зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность:

o Мотивационная готовность к школе: внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

o коммуникативная готовность для продуктивного сотудничества с учителем и сверстинками в контексте посталенной учебной задачи.

o сформированность Я-концепции – осознание своих физич возможностей, личностных качеств и тп

o эмоц зрелость в освоении соц норм выражения чувств, эстетич чувства..

Умственная зрелость:

o Интеллектуальная готовность:
- ориентировка в окружающем;
- запас знаний;
- развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);
-речевая готовность

o память

o внимание

o воображение

 

Переход ребенка от дошкольного образа жизни к школьному является большой комплексной пробле­мой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. В качестве составных компонентов пси­хологической готовности к школе обычно рассмат­риваются личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная, или мотивационная, готовность к школе заключается в стремлении ребенка к новой со­циальной позиции школьника. Эта позиция, согласно теории Л. И. Божович, представляет собой систе­му потребностей, связанных с учением, которое оли­цетворяет для ребенка новый, более взрослый образ жизни. В то же время стремление ребенка занять но­вую социальную позицию школьника далеко не все­гда связано с его желанием и умением учиться. Шко­ла привлекает многих детей прежде всего своими формальными аксессуарами, внешними атрибутами школьной жизни. Интересный подход к пониманию готовности к школе осуществлен в работе А. Л. Венгера и К. Н. Поливановой. В качестве главного усло­вия готовности к школе рассматривается способность ребенка выделить для себя содержание учебной дея­тельности. Часто дети стараются вести себя «как школьники», то есть сидят ровно, поднимают руку, но при этом не особенно прислушиваются к тому, что говорит учитель. Главное звено — содержание обу­чения — при этом выпадает.

Волевая готовность к школе определяется преж­де всего способностью к подчинению правилам и тре­бованиям взрослого. Готовность ребенка к школьно­му обучению предполагает «вращивание» правила, заданного взрослым, в самостоятельную деятель­ность. В этом случае правило взрослого становится внутренним регулятором действий ребенка.

Обучение в школе требует также интеллектуаль­ной готовности ребенка. Он должен преодолеть свой дошкольный эгоцентризм и научиться разли­чать разные стороны действительности. Важными аспектами интеллектуальной готовности к школе являются также умственная активность и познавательные интересы ребенка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить какую-то задачу. Учебное содержание и учебная задача должны быть не просто выделены и поняты ребенком: они должны стать мотивом его собственной учебной деятельности.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению обеспечивается высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуаль­ной и волевой сферы. Отставание в процессе разви­тия одной из них обычно влечет за собой отставание и в других, что сказывается на адаптации ребенка к школе и успешности учебной деятельности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.