Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологические особенности умственного развития личности в зрелых возрастах.



Существуют три основных модели описания происходящих в период взросления и старости изменений: модель необратимости утраты, регресса, упадка; модель, описывающая старение как упа­док с компенсацией; модель, описывающая процесс старения как период, включающий динамику приобретения и потерь. Наибо­лее обоснованной представляется третья модель, где с возрастом удельный вес потерь возрастает, а приобретений — уменьшается.

Исследования динамики изменения когнитивных способностей с возрастом обнаруживают несостоятельность взглядов на умственное развитие как процесс стабильности и неизменности в зрелости, сме­няющийся падением и регрессом в старости. Установлено, что ин­теллект является многомерным образованием, включающим различ­ные формы. С возрастом наблюдается снижение операционно-дина­мического, подвижного интеллекта, ответственного за базовую переработку информации и установление отношений классифика­ции, в то время как предметно-содержательный кристаллизованный интеллект не только сохраняет свой уровень, но и возрастает. Пред­метно-содержательный интеллект связан с функционированием операционно-динамического интеллекта в контексте определенных зна­ний и жизненных ситуаций. Противоположно направленные изме­нения разных форм интеллекта реэультируются во внешней картине стабильности и неизменности интеллекта. В исследовании развития интеллекта К. Шайи было проанализировано изменение спо­собности к числовой комбинаторике, установлению пространствен­ных отношений, логической индукции, классификации. Были полу­чены доказательства того, что снижение интеллекта не является линейным. Наиболее очевиден регресс там, где для решения интеллек­туальных задач оказываются необходимыми скорость реакции и участие сенсорных органов и мышечной активности. Факторами
риска снижения интеллекта являются сердечно-сосудистые заболе­вания и депривация и ограничение общения и взаимодействия с со­циальным окружением. Сохранение активных форм деятельностии профессиональной практики предотвращает снижение интеллек­та. Оказались велики как индивидуальные различия снижения интеллекта, связанные с состоянием здоровья, образованием, профессией, так и межкогортные различия. Полученные факты свидетельствуют в пользу того, что влияние культуры и исторического времени существенным образом определяет картину когнитивных изменений в период старения и старости. Регрессивные изменения могут быть компенсированы за счет высокой пластичности познаватель­ной сферы человека.

Высокая пластичность развития основана на компенсации ут­раченных способностей. Резервы пластичности могут рассматри­ваться на трех уровнях: базовом уровне интеллектуальной дея­тельности человека; на уровне основного резерва возможностей, определяемого как «потолок исполнения», доступный при мобили­зации всех основных ресурсов; на уровне резерва развития воз­можностей. Отметим, что возможности обучения и приобретения нового опыта достаточно велики в пожилом возрасте и старости. Результатом обучения оказывается увеличение основного резерва возможностей человека.

Важнейшим психологическим новообразованием старости яв­ляется «мудрость, позволяющая решать жизненные задачи на осно­ве достижения баланса между знаниями и опытом и определенной жизненной позицией доброжелательности и оптимизма. Понятие эффективного или успешного старения, развиваемое в последние годы в психологии, открывает новую перспективу развития в ста­рости, когда снижение, регресс и упадок перестают быть синонима­ми старости.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.