Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона.



Фрейд Эриксон
В центре структуры Id и Super-Ego В центре структура Ego
Идея «борьбы двух миров», антагонизма личности и общества Отношение личности и общества гармоничны (ритуализация)
Примат инфантильной сексуальности Ограничение роли сексуальности в развитии
Двухфакторная теория Сложная система детерминант, включая активности и общение. Активность личности имманентно предполагается в признании двух вариантов прохождения психосоциального кризиса и соответственно двух вариантов развития — конструктивного и деструктивного.

 

Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни.

Развитие личности определяется взаимодействием трех линий:

  1. соматическое развитие личности (законы созревания)
  2. психосоциальное (начало выполнения соц. ролей)
  3. психосексуальное (центральное содержание-развитие эго-идентичности)

Главным содержанием процесса развития личности становится процесс становления эго-идентичности. Идентичность – самотождественность.

Параметры идентичности:

Ø самотождественность – внутренняя тождественность самому себе во времени и простр.

Ø признание самотождественности окружением(значимым)

Ø уверенность в том, что внутр. и внеш. идентичность сохраняются (верность самому себе)

Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).

 

Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности.

Эпигенезналичие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич. структуры).

Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, сущ. сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности.

Развитиепроцесспреодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов.

Суть кризиса в выборемежду альтернативными путями развития:

· формирование позитивного новообразования ИЛИ

· деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.

Роль и значение общения ребенка с социальным окружением раскрываются Э. Эриксоном в таких понятиях, как «радиус значимых отношений» и «ритуал».

Общество предлагает ритуализации - как форму социального взаимодействия, способствующая успешному разрешению кризиса

они имеют общедоступное значение

сочетают устойчивость и повторяемость с определенной новизнойукладывание спать ребенка, но каждый раз что-то новое;

ритуальные действия сохр. и преобраз. на протяжении всей жизни человека

противоположность при негативном сценарии личности – ритуализмы (тоталитаризм например).

Каждая стадия характеризуется модусом – способом взаимодействия личности с миром, ее отношение к миру.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.