Здавалка
Главная | Обратная связь

История становления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



В феврале 1918 года России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении. Так зарождалась система противовоздушной обороны России.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 году свыше 3 тыс. добровольных формирований, более 3,5 млн. было обеспечено противогазами, строились защитные сооружения, в т.ч. и метрополитен. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и созданию быстродействующей системы оповещения населения.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации – Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашисткой Германии на Советский Союз, сыграло Постановление СНК СССР от 2 июля 1941 года «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому документу всё население страны от 16 до 60 лет должны были овладеть знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Этим же постановлением предусматривалось обучение детей в возрасте от 8 до 16 лет пользованию средствами индивидуальной защиты и действиям при воздушном нападении.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налётов фашистской авиации, обезвредили свыше 430 тыс. авиационных бомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин, обеспечили укрытие в убежищах, землянках и щелях почти 25 млн. человек, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьёзных аварий на объектах народного хозяйства. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил СССР, МПВО внесла свой огромный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налётов фашисткой авиации.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 году вновь пересмотреть организацию МПВО. Впервые она была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надёжность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Хотя ядерное оружие при этом не упоминалось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были направлены на организацию защиты именно от него. На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения по противовоздушной, противоатомной, противохимической, противобактериологической защите. Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

Революция в военном деле выдвинула необходимость иметь такую оборонительную систему в государстве, которая смогла бы осуществлять эффективную защиту населения и народного хозяйства на всей его территории. В силу этого, 13 июля 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для защиты населения и народного хозяйства от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных и катастрофических ситуаций.

Трагедия Чернобыля показала жизненную необходимость пересмотра традиционных подходов к обеспечению безопасности человека. Она подтвердила, что в мирное время возможны крупномасштабные катаклизмы для преодоления, которых потребуется привлечение всех ресурсов государства.

В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794.

Временем создания данной системы можно считать 1990 год, когда проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время были подняты на государственном уровне, что привело к созданию Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

В 1991 году на базе корпуса спасателей образован Государственный комитет по делам ГОЧС при Президенте РФ.

18.04.1992 года постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

25 ноября 1992 года Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).

После принятия в 1994 году Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Российская система предупреждения и действий в ЧС реформирована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако сокращённое название осталось прежним – РСЧС.

В январе 1994 года ГКЧС преобразуется в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.