МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 3Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 4.3. Графическое решение фигуры человека в одежде.
Графикой называется один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т.е. линия, светотень): роль цвета остается в ней сравнительно ограниченной. К произведениям графического искусства относятся станковые рисунки, гравюры, литографии, книжные иллюстрации, плакаты, газетные карикатуры, театральные афиши, торговая реклама и др. Слова «графика» происходит от греческого слова «graphike», что означает рисую, пишу. Одним из характерных признаков графики является построение изображения с помощью рисунка и применение одного ахроматического (чаще всего черного) цвета в сочетании с белым или же цветным фоном самой бумаги. В самом рисунке может преобладать не линия, а пятно. В цветной графике употребляются иногда и другие цвета, но при этом все дополнительно вводимые краски остаются именно дополнением и не определяют основных элементов изображения. Графическими средствами можно дать почувствовать такое свойство предметов, как фактуру (гладкую, шероховатую, блестящую), и даже вызвать представление о цвете. Графика имеет свои преимущества: её исполнение требует меньшей затраты времени, и потому она может очень быстро отразить волнующие художники чувства и мысли. К графическим материалам можно отнести: графитовые карандаши различной мягкости (дающие красивый серый тон и имеющие мягкий отблеск), уголь (ивовый, прессованный, квадратный прессованный, угольный карандаш), соус (рисовальный материал из очень мелкого черного порошка, скрепленного клеящим веществом), тушь, гуашевые и акварельные краски, цветные карандаши. К графическим композициям можно отнести также аппликативное решение (наложение на бумагу, ткань, кожу и т.п. разноцветных кусочков бумаги или ткани, кожи и других материалов, создающих тем самым рисунок, орнамент, изображение). Аппликации различной сложности могут сочетаться с другими приемами и техниками изображения, создавая композицию в технике «коллажа». К элементам графики относятся элементы изобразительного языка, строящие форму предметов: линия, штрих, точка, пятно. Элементы используются как отдельно, так и группами (например, линия плюс пятно). Выразительность композиции зависит не только от геометрии – формы, размеров и взаимного расположения её составных частей, но и от качественных характеристик материала. Для выражения идеи произведения зачастую возникает необходимость усилить выразительность композиции. В этом может помочь условно-стилизованное изображение. «Стилизация – это обобщенное, упрощенно схематическое изображение фигур и предметов с помощью определенных приемов рисунка и форм, объемных и цветовых соотношений, выявление и подчеркивание наиболее характерного.» (Искусство: словарь-справочник. М.: Библиотека, 2002). Стилизация– это подражание какому-либо стилю, направлению и использованию его черт. Стиль – общность изобразительных приемов, отвечающая определенному времени или эстетическому направлению. Условно-стилизованный характер изображения достигается в процессе многократных тренировок и поэтапного выполнения изображений с натуры, подходами к изменению яркости освещения предметов, их размытости, декоративного разделения на свет и тень, намеренным уплощением пространства. Этап зарождения идеи, замысла является одним из ключевых. На этом этапе способность мыслить абстрактно, опираясь на внутренние законы природы, и умение передать идею визуально-графическими средствами очень важны. Как реальный объемный мир можно увидеть в виде линий, пятен, геометрических форм, так и изображение этого мира можно передать с помощью этих же средств. Условное изображение должно вызывать определенные ощущения, эмоции. При изображении предметов выделенные качества могут быть или «исторически сложившимися», или заданными по условию. Задачи условно-стилизованного изображения усложняются по мере освоения приемов трансформации действительности: · не изменяется форма объектов (чаще неживой природы), их трехмерность, но всё передается условно-декоративным языком; · при выполнении стилизованного изображения, в основном не меняется форма изображаемых предметов с передачей (без полутеней) света и тени; вся композиция приближается к условно-плоскостному виду; · натурные постановки становятся лишь «катализаторами идей», развиваются наблюдательность, умение отбирать и использовать главное для итогового результата; допускается трансформация размеров, формы, ракурса и положения предмета с выделением и сохранением характерного. Трехмерность формы очень условно, решение всей композиции плоскостное. Условное изображение человека требует подготовительного этапа в виде выполнения длительного рисунка с натуры. Затем выбираются манера выполнения, графические приемы, материалы. Разрабатываются фор-эскизы, выбирается наиболее удачный. Выполняется графический лист. Коллаж (франц. collage, букв. наклеивание) – прием, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, а также произведение, исполненное в этой технике. С начала ХХ столетия приобрел статус художественной техники. Один из простых способов – рисование поверх бумажных форм. Он лучше всего подходит для объектов, имеющих четкие, простые очертания и объемы, таких как натюрморт или архитектурные мотивы. Выполняется легкий предварительный набросок, в соответствии с которым можно вырезать бумажные формы. Элементы коллажа не приклеиваются до тех пор, пока не найдено оптимальное расположение для составных частей. Когда всё уже на месте (и клей высох), появляется возможность работать по ним практически любой из техник рисунка (цветными карандашами, пастелями, пастельными карандашами или цветными чернилами). В случае необходимости, можно вернуться непосредственно к приемам коллажа в процессе работы. Попробуйте противопоставить вырезанные и порванные края. При использовании газет лучше приклеивать текст «вверх ногами», чтобы не слишком привлекал внимание. Коллаж из порванной бумаги. Это форма коллажа создает живое и необычное изображение: в рисунке, немного напоминающем мозаику, используется готовая цветная или тонированная бумага, порванная на кусочки. Разрывание бумага вместо вырезания дает возможность работать быстрее, а порванные края в коллаже выглядят весьма эффектно. Работать можно в одноцветном или цветном вариантах, используя готовую или раскрашенную от руки бумагу. Если в изображении будет присутствовать слишком много тонов и цветов, картинка может оказаться бесформенной, хаотичной и сложной для восприятия. Следует обращать особое внимание на способ, которым падающий свет моделирует формы: анализировать формы, создаваемые тенями и бликами. Порванные бумажные формы не обязаны быть точными, поскольку можно вносить исправления, просто приклеивая сверху следующие кусочки.
РАЗДЕЛ 5. РИСОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА
В различных видах деятельности человека иногда возникает необходимость в изображении интерьера какого-либо помещения. Интерьер – внутренне пространство архитектурного сооружения или внутренний вид любого помещения. В зависимости от расположения стен помещения относительно зрителя изображение интерьера может быть фронтальным или угловым. Если одна из стен расположена фронтально, то есть параллельно картине, а две другие боковые являются глубинными, то такое изображение принято считать фронтальной перспективой интерьера. Если видны только две стены помещения, и они находятся под углом к картинной плоскости, то такое изображение принято считать угловой перспективой интерьера. В тех случаях, когда одна из стен угла комнаты расположена параллельно картине, а вторая является глубинной, такое сочетание определяет фронтально-угловую перспективу интерьера. Выполнение заданий по рисованию интерьеров продолжает развивать объемно-пространственное мышление, закрепляет и углубляет знания по практическому применению законов перспективы и светотени, развивает чувство пропорции. Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объемов, прежде всего куба и близких ему прямоугольных форм. Любой интерьер, каким бы он ни был сложным по конфигурации, всегда приближен к этим объемам, поскольку преобладающее большинство помещений прямоугольно в плане. Пол, потолок, стены есть плоскости куба или параллелепипеда, отграничивающие замкнутое пространство. Интерьер с округлой формой можно принять за цилиндр или шар. Практическое умение изображать геометрические форм в перспективе во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению. Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности: различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы. Из-за наличия различных предметов, отвлекающих восприятие, увидеть геометричность замкнутого пространства (контуры пола, потолка, стен) намного труднее. Но, в целом, рисование интерьера по своей сути ничем не отличается от рисование предметных форм. При изображении интерьера с натуры очень важно правильно выбрать точку зрения; определить наиболее выгодную и выразительную для рисующего группу элементов, составляющих интерьер. Прежде чем приступить к основному рисунку интерьера, необходимо предварительно выполнить несколько эскизных вариантов рисунка с различных точек зрения. В них изображаются уходящие в глубину основные линии стен, пола, потолка, оконных и дверных проёмов. Проверив и уточнив перспективное построение и общие пропорции помещения, намечают различные крупные элементы интерьера в обобщенном виде. Выполняются планы изображаемого помещения. Определяются точка зрения, картинная плоскость, точка схода. Первые рисунки интерьера лучше начинать с угловых с включением в них, подобно натюрморту, не более двух-трех крупных бытовых предметов. Последовательность рисунка: · выбрать формат бумаги в соответствии с масштабом рамки предварительного эскиза (соотношение высоты к ширине); · наметить основные линии стен, пола и потолка; · наметить окна, дверные проемы, балки, конструкции и т.п.; · наметить основные крупные предметы; · построить основные предметы интерьера, проверив их; · уточнить детали, нанести легкую светотень; · в процессе светотеневой проработки форм одновременно выявить их пространственную глубину; · сопоставление переднего и дальнего планов: детали переднего плана прорабатываются более четко, дальнего – мягче и несколько обобщают. При рисовании интерьера могут быть использованы различные изобразительные материалы: простые карандаши, тонированная и простая бумага, мягкие графические материалы, тушь и др.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|