Здавалка
Главная | Обратная связь

В России и Республике Беларусь



 

В России первое упоминание об аудиторстве было зафиксировано в XVII в. и имело отношение к военному ведомству: аудиторами называли военных следователей. В Уставе генерала Вейде (1698 г.) изложено требование к претенденту на должность аудитора: «Подобает ему правдивому человеку и книг читателю быти» [13, с. 6].

В начале XVIII в. слово «аудит» означало «слушающий». Петр I в 1716 г. ввел в России по примеру Польши должность аудитора, в которой совмещались некоторые обязанности делопроизводителя, ревизора, секретаря и прокурора. Но чаще и в XVIII, и в XIX в. аудиторами называли лиц, занимавших военно-судебные должности.

В 1862 г., когда Россией правил Александр II, была инициирована разработка концепции о государственном контроле, но до завершения дело не дошло. Одной их предпосылок возникновения аудиторской службы в России послужила отмена крепостного права, за которой последовал экономический подъем.

Однако все идеи не были поддержаны государством и обществом.

В период становления советской власти в России стал формироваться институт контроля. В результате многих преобразований к моменту перестройки в СССР были организован партийно-государственный контроль.

С началом «перестройки» начали создаваться предприятия негосударственной формы собственности, и вопрос о необходимости института аудита снова стал актуален. В январе 1987 г. Совет Министров СССР издал постановление об обязательном аудиторском обслуживании совместных предприятий, и в стране были сформированы три первые аудиторские организации. В марте 1991 г. произошло объединение на добровольных началах аудиторских ассоциаций, фирм, банковских и страховых организаций, специалистов в области аудита и финансов, в результате которого была учреждена Аудиторская палата СССР.

В августе 1992 г. при Совете Министров Республики Беларусь на основании постановления правительства Республики Беларусь была образована национальная Аудиторская палата. С 2000 г. ее полномочия переданы Управлению аудита Министерства финансов Республики Беларусь и состоят в следующем:

- лицензирование аудиторской деятельности;

- разработка методологии аудита, в том числе совместно с другими организациями — проектов нормативных правовых актов по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;

- контроль за соблюдением аудиторами (индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями) порядка осуществления аудиторской деятельности;

- ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;

- сотрудничество с международными аудиторскими организациями, сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;

- работа с письмами, заявлениями граждан и юридических лиц в пределах своей компетенции.

В настоящее время в республике зарегистрировано более 1100 аудиторов, более 80 аудиторских фирм, 480 аудиторов — индивидуальных предпринимателей. Отдельные аудиторские фирмы имеют лицензии Национального банка Республики Беларусь на проведение аудита в банковской сфере. Кроме того, в республике работают два представительства международных аудиторских фирм «большой четверки».

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что явилось причиной возникновения контроля?

2. Когда в контроле появились признаки аудита?

3. Чем характеризуются этапы возникновения аудита?

4. Когда и где появился профессиональный аудит?

5. Перечислите методологические стадии развития аудита.

6. Что послужило причиной развития аудита в СССР?

7. Рассмотрите организационную структуру аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

8. Какова роль Управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь в организации аудиторской деятельности?

9. Перечислите законодательные акты аудиторской деятельности и их содержание.

10. Каково место аудита в структуре контроля в Республике Беларусь?

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.