Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ АУДИТА



Понятие аудита

 

Аудит в любой стране — элемент ее финансово-экономической системы, что определяет его содержание и функции. Наличие различных трактовок аудита говорит о том, что процесс его становления еще не закончен. В то же время, если внимательно рассмотреть определения аудита, существующие в странах, где он имеет достаточно глубокие корни, можно прийти к выводу, что его суть сводится к предоставлению обществу информации о степени возможного доверия к той или иной деятельности хозяйствующих субъектов.

При толковании этого понятия за основу принимаются объекты аудита, его назначение, фактор независимости и другие обстоятельства. К аудиту часто относят различные виды деятельности, связанные с независимой проверкой, оценкой данных, экспертизой.

Аудит — это независимая лицензионная деятельность, основанная на договорных платных условиях, предпринимаемая с целью выявления дальнейшего мнения аудитора по поставленному вопросу.

Независимость аудиторской проверки связана с тем, что в своих суждениях аудитор не зависит от государства, различных партий и течений, от проверяемого субъекта хозяйствования и т.д. Он руководствуется в работе нормативно-правовой базой, действующей в государстве, применяемыми в аудиторской практике стандартами, Кодексом этики аудиторов Республики Беларусь и т.д.

Аудиторская деятельность во всех странах является лицензионной. Порядок лицензирования аудиторов каждая страна устанавливает самостоятельно. В Беларуси он определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Аудиторские проверки осуществляются на договорной, платной основе. Только по инициативе заказчика и по установленным им вопросам может проводиться аудиторская проверка. Размер оплаты аудиторских услуг отражается в договоре.

В результате проведенной работы аудитор должен выразить мнение по поставленным вопросам (проблемам), в том числе вопросам бухгалтерской и финансовой отчетности, налогообложения, приватизации, формирования уставного фонда, составления бизнес-проектов, консультирования и т.д. В конечном счете все это является целью любой аудиторской проверки. Аудитор должен стремиться быть объективным и давать пользователям достоверную информацию.

В зарубежной литературе наиболее популярно определение; «Аудит как деятельности, направленная на уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов». Это значит, что аудитор, составляя отчет о качестве работы фирмы (банка), снижает риск получения недостоверной информации. На основании результатов его работы делаются выводы и принимаются решения об инвестициях, рентабельности, эффективности менеджмента и т.д. [28, с. 5].

Информационный риск — это вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения. Инвесторы, кредиторы, профсоюзы, правительственные и частные аналитики хотели бы полагаться на информацию, на основании которой они принимают экономические решения, однако всегда приходится помнить о том, что она не застрахована от определенного риска, и делать поправку на это. От аудитора ждут подтверждения достоверности публикуемых сведений. Снижение риска появления неточных сведений в отчетности — одна из его главных задач. Наибольшее значение придается рассмотрению внешним аудитором релевантной информации, т.е. особо значимой, способной влиять на принятие управленческих решений (акционирование, инвестирование, приватизация предприятия, его закрытие или присоединение и т.д.).

Целью внешнего аудита (audit objective) является проверка в интересах внешних пользователей финансовой отчетности, а руководство компании при этом выступает исключительно как их агент, исполнитель их воли. Аудитор самостоятельно (независимо от руководства компании) определяет объем аудита, избирает аудиторский подход и руководствуется только стандартами аудиторской деятельности, профессиональной этикой, своим опытом и знаниями.

Ревизия — это составная часть системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Между ревизией и аудитом имеются и другие характерные отличия:

- аудиторская проверка является добровольной (при обязательном аудите это проявляется в отношении выбора аудиторской организации; при инициативном аудите — в части необходимости ее проведения и выбора аудиторской организации);

- аудитор в своих суждениях остается независимым;

- аудиторская деятельность подлежит лицензированию;

- аудиторская проверка не ставит целью обнаружение ошибок для последующего наказания;

- аудиторы проводят консультации;

- аудиторская проверка направлена в большей степени на рассмотрение рисков деятельности клиента, платежеспособности, ликвидности, финансового состояния субъекта хозяйствования, т.е. на проверку качества его работы, в то время как ревизия — на проверку соблюдения законодательства;

- экономия средств государства;

- доброжелательность и квалификация аудитора «работают» на его престиж (аудиторы должны стремиться к росту своего мастерства и совершенствованию методов работы, способствовать росту авторитета своей профессии);

- аудитор может снизить риски между партнерами в их обоюдной деятельности; перед ревизором такая задача не стоит;

- в отличие от ревизора, аудитор должен подтверждать не одну-две хозяйственные операции, а общие результаты финансово-хозяйственной деятельности клиента за значительный период.

Конфиденциальность — одна из основных отличительных черт в отношениях аудитора с клиентом, диктуемая интересами общества, поскольку, если это требование не будет выполняться, клиент может отказаться от аудиторской проверки. Соблюдение конфиденциальности — неотъемлемое условие договора между аудитором и его клиентом.

В международной практике бухгалтер или аудитор, которому стало известно о совершенном клиентом нарушении или противозаконности его действий, обычно не обязан информировать внешние (по отношению к клиенту) властные структуры. Однако в международных актах оговариваются отдельные случаи, допускающие раскрытие информации.

Раскрытие информации обязательно:

если существует подозрение о вовлечении клиента в террористическую деятельность;

клиент подозревается в государственной измене;

это диктуется ходом судебного разбирательства (например, по указанию суда);

раскрытие информации требуется или разрешается законодательными актами.

Раскрытие информации может быть сделано добровольно:

- если затронуты интересы общества. При принятии решения о раскрытии информации аудитор должен учесть: сумму, о которой идет речь, в сравнении с размером вероятного финансового ущерба; действительно ли и в каком размере будут затронуты интересы общества; вероятность повторения события или причины, по которой клиент не хочет сам раскрывать эту информацию; серьезность вопроса. Перед принятием решения о раскрытии информации аудитор должен непременно обратиться за консультацией к юристу. Все решения такого рода должны быть полностью отражены в рабочих документах;

- раскрытие информации необходимо для защиты интересов аудитора или бухгалтера. Например, раскрытие информации может потребоваться для защиты от претензий (уголовных или связанных с нарушениями в уплате налогов), или правовых преследований третьих лиц, или в целях избежания профессиональных дисциплинарных взысканий, или как обеспечение возможности обращения в суд по поводу взыскания гонорара.

Одна из основных отличительных черт профессионального аудитора — его понимание ответственности перед обществом. За проведенную работу аудитор несет ответственность перед заказчиком и пользователем информации. Причинами предъявления претензий к аудитору могут быть невыявление злоупотреблений, ошибок или нестабильности финансового состояния либо небрежное отношение аудитора к своим обязанностям. Степень виновности определяется судом.

В международной практике ответственность аудитора может рассматриваться с двух позиций:

а) нарушения требований законодательства;

б) в соответствии с общим правом — за не проявление должной тщательности и мастерства при проведении аудита.

В первом случае ответственность возникает перед государством, во втором — перед клиентами или лицами, пострадавшими от результатов недобросовестно проведенного аудита. Ответственность перед государством определена системой штрафов и наказаний, в то время как размер ответственности перед клиентами и третьими лицами устанавливается в судебном порядке.

Во многих странах предусматривается ответственность аудитора за небрежность, допущенную при выполнении им своих обязанностей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.