Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация аудита и ее формы



 

Аудиторские проверки в зависимости от их направленности могут быть классифицированы по видам.

По характеру взаимоотношений с клиентами аудит делится на внутренний и внешний.

Внутренний аудит является структурным подразделением банка (предприятия) и подотчетен его руководству.

Внешние, в том числе международные, аудиторские проверки проводятся аудиторскими фирмами или частнопрактикующими аудиторами, которые независимы от акционеров и руководства проверяемого банка (предприятия).

По степени обязательности все аудиторские проверки подразделяются на обязательные и инициативные (добровольные).

Обязательный аудит предусматривает комплексную проверку с целью подтвердить достоверность официальной бухгалтерской отчетности и проводится согласно законодательству. Его разновидностью является аудит по поручению государственных органов (в основном органов дознания) с целью выяснения, как ведется учет на участках, которыми интересуются органы дознания.

Инициативный (добровольный) аудит связан с проверкой финансово-хозяйственной деятельности клиента по его желанию. Если инициируется тематический аудит, то контролю подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Глубина проверки может быть разной.

Следует различать понятия «инициаторы», «заказчики», «пользователи» и «плательщики» аудиторских проверок. Инициаторы — это органы, по инициативе которых заказывается аудиторская проверка. Заказчиками являются хозяйствующие субъекты, заключающие договор и оплачивающие аудиторскую проверку по собственной инициативе или по согласованию с ее инициатором. Пользователи — это субъекты, получающие информацию, необходимую им для принятия какого-либо решения. Плательщиками могут быть различные органы, это устанавливается законодательно или по договоренности между инициаторами, заказчиками, пользователями.

Добровольные аудиторские проверки чаще всего инициируются: учредителями (потенциальными инвесторами), хозяйствующими субъектами, а также партнерами, правоохранительными органами, налоговыми инспекциями и др.

Заказчиками ежегодных обязательных аудиторских проверок являются хозяйствующие субъекты, к которым, относятся:

- организации, являющиеся открытыми акционерными обществами;

- банки и небанковские финансовые организации, биржи, коммерческие организации с иностранными инвестициями, страховые организации, а также страховые брокеры;

- иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро (в эквиваленте).

Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Стоимость проведения обязательного аудита относится на себестоимость продукции и включается в состав затрат в пределах норм, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь. Уклонение от проведения обязательного аудита влечет штраф в размере от 10 до 50 базовых величин.

Сегодня в обязательном порядке аудируется около 10 % юридических лиц, зарегистрированных в республике.

Заказчиками инициативного аудита могут быть:

- собственники (акционеры);

- администрация (для перепроверки налогооблагаемой базы и хозяйственной деятельности, при смене главного бухгалтера или материально ответственных лиц и т.д.);

- вышестоящие организации;

- правоохранительные органы;

- налоговые инспекции;

- государственные органы;

- страховые компании;

- банки;

- клиенты;

- компаньоны (в том числе поставщики или покупатели);

- рабочие и служащие хозяйствующих субъектов и др.

Пользователями результатов обязательных аудиторских проверок являются, как правило, государственные органы, в том числе Национальный банк Республики Беларусь, вышестоящие организации и широкий круг пользователей — вкладчики, акционеры и другие заинтересованные лица, которые могут познакомиться с аудиторскими заключениями в средствах массовой информации (как правило, аудиторские отчеты печатаются в экономической периодической печати).

Если пользователями являются не проверяемые хозяйствующие субъекты, то они получают только краткое аудиторское заключение.

Во всех случаях первоочередными пользователями становятся акционеры и руководители проверяемого субъекта хозяйствования.

Плательщиками аудиторских проверок, как правило, являются заказчики. Стоимость аудиторских услуг по инициативному аудиту относится за счет прибыли.

По объектам применения аудиторские услуги подразделяют на четыре основные группы: аудит общий, банковский, небанковских кредитно-финансовых организаций (инвестиционных институтов, депозитариев и т.д.) и страховой аудит.

Общий аудит проводится на основании лицензии Управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь для юридических лиц всех форм собственности.

Аудит банковский и небанковских кредитно-финансовых организаций проводится на основании лицензии Управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь, а также лицензии Национального банка Республики Беларусь.

Аудит страховых организаций проводится на основании лицензии Управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь, а также лицензии в области страхования Министерства финансов Республики Беларусь.

По формам различается аудит финансовых отчетов, аудит на соответствие установленным требованиям и аудит хозяйственной деятельности.

Аудит финансовых отчетов заключается в проверке их соответствия установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета, которую проводят независимые аудиторы по приглашению компании. Результаты аудита рассылаются заказчикам и широкому кругу пользователей (акционерам, кредиторам, государственным органам и т.д.) и публикуются в печати. Таким образом аудитору предоставляется возможность подтвердить, что финансовая отчетность составлена с освещением всех существенных аспектов, в соответствии с основными требованиями.

Целями аудита финансовых отчетов являются:

- подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;

- проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности за проверяемый период;

- контроль за соблюдением законодательных нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, рассмотрение методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Аудит на соответствие установленным требованиям основывается на рассмотрении деятельности субъекта хозяйствования с точки зрения ее согласованности с предписанным условием, правилом или законом. Целью аудита данного вида является проверка соблюдения хозяйствующим субъектом предписанных норм. Критерии берутся из различных источников: государственных нормативных актов; внутренних правил контроля, установленных дирекцией компании; правил кредитования, установленных кредиторами; положений и инструкций хозяйствующего субъекта (например, из положения о кредитовании, штатного расписания, должностных инструкций и др.).

Чаще всего аудит на соответствие требованиям проводится для проверки следования критериям, содержащимся в государственных нормативных актах или ведомственных инструкциях. Например, проверяются законность и своевременность формирования уставного фонда банка; правильность определения налогооблагаемой базы в банке, своевременность и полнота уплаты налогов; соблюдение банком экономических нормативов и т.д.

Аудит на соответствие установленным требованиям может осуществляться внешними аудиторами, государственными и ведомственными органами, а также внутренними аудиторами.

В международной практике не принято, чтобы независимые аудиторы в период проверки финансовой отчетности обращали внимание на соблюдение проверяемой организацией требований политики, договоров, законов и правил, не оказывающих прямого материального воздействия на финансовую отчетность. Если же подобное воздействие имеется и влияет на степень материальности, то проверка на соответствие становится неотделимой частью проверки финансового отчета. Однако чаще всего каждая из них проводится самостоятельно. Такая форма аудита может практиковаться неоднократно в течение года. Результаты обычно докладываются органу, установившему критерии.

Наиболее сложен аудит хозяйственной деятельности, который заключается в исследовании административного управления и (или) эффективности работы хозяйствующего субъекта. Его иногда называют операционным, или управленческим, аудитом. Предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и дать всестороннюю оценку определенных видов деятельности всей организации либо ее подразделений, предоставив управленческому персоналу рекомендации по совершенствованию их работы. Данный аудит охватывает вопросы менеджмента, маркетинга, ценовой и кадровой политики, процесса производства, акцентируясь на моментах, от которых зависят улучшение организационной структуры, повышение производительности и эффективности производства, а также доходности предприятия.

Таким образом, цели аудита хозяйственной деятельности состоят в том, чтобы:

- оценить эффективность работы компании, предприятия или их подразделения;

- выявить возможности ее улучшения (сокращение затрат, изменение организационной структуры или направления деятельности, замена партнеров, переориентация выпуска продукции и т.д.).

По периодичности проведения аудит подразделяется на первоначальный и согласованный.

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудиторской проверки, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно, поэтому проверяющие знакомы со спецификой клиента, сильными и слабыми сторонами в организации его бухгалтерского учета, могут воспользоваться результатами сотрудничества с клиентом, полученными в ходе консультирования, участия в организации системы внутреннего контроля и др. Это в значительной степени придает определенность риску проведения аудиторской проверки, подкрепляет объективность мнения по проверяемому вопросу.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Проанализируйте определения аудита.

2. Каковы задачи и цели аудиторских проверок?

3. Чем отличается аудит от ревизии?

4. Чем объясняется требование конфиденциальности полученной аудиторами информации?

5. Перед кем аудитор несет ответственность?

6. Приведите классификацию аудита.

7. Перечислите объекты обязательного аудита.

8. Определите особенности понятий «инициатор», «заказчик», «пользователь», «плательщик».

9. Назовите особенности проведения каждой из форм аудита.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.