Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и признаки субъективной стороны преступления



Преступление, как общественно опасное деяние, совершается при взаимной обусловленности объективных и субъективных признаков. В отличие от объективных элементов, субъективная сторона отражает внут­ренние процессы, происходящие в сознательной и волевой сферах лица, совершающего либо готовящегося совершить преступление. В реальной жизни обе стороны преступления существуют неразрывног обусловливая .само деяние, в одном месте, в одно время, совершае­мое одним и тем же лицом. Однако при теоретическом анализе пред­ставляется возможным рассмотреть объективную и субъективную сто­роны преступного деяния раздельно, не забывая при этом об их внут­реннем единстве.

Содержанием субъективной стороны является психическая дея­тельность лица, связанная с совершением преступления. К признакам,- ее характеризующим, относятся вина, мотив и цель преступления. В совокупности они дают представление о том внутреннем процессе, ко­торый происходит в психике лица, и отражают связь его сознания и воли с совершаемым общественно опасным деянием. К факультативным признакам субъективной стороны относятся также эмоции, т. е. пережи­вания лица. Как обязательный признак они редко указываются в нор­мах закона, но их наличие может повлиять на квалификацию либо на­значение наказания (аффект).

Уголовно-правовое значение признаков субъективной стороны не­одинаково. Вина в форме умысла или неосторожности является обяза­тельным признаком всякого преступления. Без вины нет уголовной от­ветственности, какими бы тяжелыми ни были последствия обществен­но опасного деяния. Факультативные признаки - мотив, цель и эмоции - становятся обязательными при условии, что законодатель включает их в конструкцию данного состава преступления. В остальных случаях они могут влиять на квалификацию деяния либо учитываться при инди­видуализации наказания как обстоятельство, смягчающее или отягчающее ответственность:

С учетом сказанного можно дать следующее определение: субъек­тивная сторона - это элемент состава преступления, отражающий состояние внутренних психических процессов, происходящих в созна­нии и воле лица, совершающего преступление, характеризующийся кон­кретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Правовое значе­ние субъективной стороны состоит в том, что она позволяет:

1) установить основания для привлечения к уголовной ответствен­ности;

2) обеспечивает точную квалификацию преступления;

3) дает возможность разграничить смежные составы преступлений, сходные по объекту и объективной стороне;

4) влияет на установление степени общественной опасности дея­ния и, как следствие, на индивидуализацию уголовного наказания.

Все это, в свою очередь, способствует осуществлению принципов законности, справедливости, гуманизма и вины, прямо зафиксирован­ных в уголовном законе. <

9.2. Вина, ее понятие, формы и виды '

В уголовном праве вина относится к обязательному признаку субъективной стороны, но полностью не совпадает с ней.

Вина, представляющая собойчпсихическое отношение лица к со­вершаемому им общественно опасному действию (бездействию) и его последствиям, включает в себя интеллектуальные, волевые и эмоцио­нальные (чувственные) признаки. Интеллектуальные и волевые при­знаки учитываются законодателем при определении умысла и неосто­рожности как форм вины.

В реальной жизни интеллектуальные, волевые и эмоциональные

;»>' -tM . if»

признаки взаимосвязаны и'образуют единый психический процесс, поэтому выдёление их является условным, необходимым для уяснения содержания и значения вины.

Интеллектуальные признаки отражают познавательные процессы, происходящие в психике лица. Это основанная на мышлении спосОб- нбсть человека понимать (осознавать) как фактические признаки си­туации, в которой он оказался, и последствия своего поведения в этой ситуации, так и их правовой смысл. Кроме того, в интеллектуальный момент вины включается предвидение последствий своего поведения на основании предшествующего социального опыта.

Волевые признаки представляют собой сознательное Направление умственных и физических усилий на принятие решения, достижение поставленных целей, удержание от действия, выбор и осуществление определённого варианта поведения и пр.

Поведение любого вменяемого человека носит сознательный и волевой характер. Возможность господствовать над собой и законами внешней природы человек приобретаем; благодаря своему обще­ственному существованию и опыту.

Поэтому ответственность человека за свое поведение определяется не только тем, что он причинил своим деянием общественно опасный вред правоохраняемым интересам, но и тем, что эти действия (бездействие) предварительно прошли через его сознание и волю, Со­поставлены им с различными аспектами окружающей действительности и явились выражением его субъективных намерений, желаний и инте­ресов. • ,

В действующем уголовном законе понятие вины не раскрывается, указывается лишь, что вина является родовым понятием умысла и не-' осторожности.

Подводя Итог изложенному, можно дать следующее определение вины: вина - это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному действию или бездействию и к наступившим в результате этого общественно опасным последствиям.(ст.24 УК).

Любое явление имеет свои формы выражения и виды.

Форма вины - это установленное законом определенное соче­тание интеллектуальных и волевых признаков, свидетельствующих об отношении виновного к совершаемому им действию (бездействию) и его последствиям.

В действующем УК РФ содержится указание на две формы вины: умысел и неосторожность.

Законодатель, установив, что вина возможна в двух формах (умы­сел и неосторожность), пошел дальше, подразделив каждую из указан­ных форм на виды. Умысел, согласно ст. 25 УК, может быть прямым или косвенным. Неосторожность (ст. 26 УК) - легкомыслием или небрежно­стью. Это деление форм вины на виды явилось новеллой УК РФ 1996 г. Однако в теории уголовного права такое подразделение существова­ло давно.

Умысел

Умысел, как форма вины, гораздо чаще предусматривается за­конодателем, чем неосторожность. Это обусловлено прежде всего тра­диционным представлением о большей тяжести умышленных деяний, которые криминализировались законодателем. Действующее уголов­ное законодательство характеризует умысел как психическое отношение, при котором лицо сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Осознание общественной опасности означает, что лицо имеет представление об оценке данного деяния обществом и государством, осознает, насколько его деяние вредно для общественных отношений. Предвидение же последствий означает факт осознания яйцом законо­мерностей развития причинной связи, т. е. совершая деяние, лицо за­действует такие механизмы, которые должны привести к определен­ным, осознаваемым им изменениям. Можно сказать, что предвидение - это построение образной модели развития действительности. При этом субъект предвидит последствия не «вообще», а последствия опреде­ленного характера, которые являются признаком преступления.

При умысле предвидение последствий может носить характер пред­видения неизбежности и реальной возможности их наступления. Лицо предвидит неизбежность последствия, когда между ним и деяниями имеется однозначная причинная связь, развитие которой осознает ви­новный. При предвидении реальной возможности наступления послед­ствий субъект сознает, что своими действиями он создает такие усло­вия, которые могут повлечь, но могут и не повлечь последствия.

Волевое содержание умысла в действующем законодательстве определяется как желание или сознательное допущение последствий преступления.

Желание, как признак умысла, заключается в стремлении к опре­деленным последствиям, которые могут быть конечной целью, проме­жуточным этапом, средством достижения цели и необходимым сопут­ствующим элементом деяния. Сознательное допущение предполагает, что виновный своими действиями обусловливает определенную цепь событий и при этом сознательно, т. е. намеренно, допускает объектив­ное развитие вызванных им событий и наступление последствий.

Прямой умысел. В соответствии с действующим законода­тельством, если лицо, совершившее преступление, сознавало об­щественно опасный характер своего действия или бездействия, пред­видело возможность или неизбежность наступления общественно опас­ных последствий и желало их наступления, то оно действовало С пря- ' мым умыслом. Примером такого умысла может служить отйошение лица к содеянному в случае нанесения ножевого ранения в область сердца.

Косвенный умысел. Основное различие между прямым и кос­венным умыслом коренится в волевом элементе. Для прямого умысла характерно желание, а для косвенного - сознательное допущение пре­ступных последствий. Действуя с косвенным умыслом, лицо сознатель­но допускает преступное последствие, но это последствие - не цель, не средство ее достижения, не этап на пути достижения цели. Виновный в этом случае занимает пассивную позицию по отношению к последстви­ям, поэтому преступления с косвенным умыслом (при прочих равных условиях) принято считать менее опасными, чем преступления, совершаемые с прямым умыслом. В качестве примера можно привести психическое отношение лица к причинению вреда здоровью в том случае, когда оно, совершая грабеж в отношении лица, находящегося в сильной степени опьянения, оставляет его раздетым в 30-градусный мороз в безлюдном месте.

В формальных преступлениях последствия не входят в число обяза­тельных признаков объективной стороны и для-решения вопроса о юридической оценке (квалификации), об ответственности не играют никакой роли. Следовательно, и не требуется установления к ним пси- хическрго отношения.

Что же касается вины в отношении самого действия, составляющего объективную сторону формальных преступлений, то она может быть выражена только в прямом умысле, так как воля лица в этих случаях Направлена на совершение действий. В данных ситуациях лицо желает соверш ить эти действия.

В теории уголовного права прямой и косвенней умысел в за­висимости от содержания интеллектуального и волевого элементов делят на определенный, неопределенный и альтернативный; в зависимости от момента формирования выделяют умысел, заранее обдуманный, и умысел, внезапно возникший. Эти виды умысла не являются самостоя­тельными и не образуют каких-либо новых форм вины, они дают воз­можность в большей степени раскрыть содержание прямого и косвен­ного умысла.

Внезапно возникшим называется такой умысел, при котором наме­рение совершить преступление возникло у виновного сиюминутно и сразу же приводится в исполнение. Такой умысел может возникнуть вследствие сильного душевного волнения, вызванного неправомер­ными действиями потерпевшего. Особенностью заранее обдуманного умысла принято считать предварительную психическую деятельность лиц до момента начала преступления (возникновение побуждения, выра­ботка цели и т.д.). В этих случаях возникновение умырла отделено от совершения преступления промежутком времени, в течение которого субъект укрепляется в решимости совершить преступление.

В зависимости от степени конкретизации винрвным преступных последствий совершаемых деяний умысел делится на определенный (конкретизированный), неопределенный (неконкретизированный) и альтернативный.

Определенный (конкретизированный) умысел характеризуется на­личием у лица представления о характере и объеме возможного вре­да. При неопределенном умысле наступившие последствия хотя охваэ тывались сознанием виновного, но индивидуально они не были опре­делены, не была конкретизирована величина причиненного ущерба. Д случаях, когда лицо предвидит возможность наступления нескольких конкретно определенных последствий и воля его направлена на дос­тижение не одного из этих последствий, а в равной степени любого из них, необходимо говорить об альтернативном умысле.

Неосторожность

Преступлением, совершенным по неосторожности, Признается дея­ние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 26 УК).

По общему правилу преступление с неосторожной формой менее опасно, чем умышленное. Зачастую происходит нарушение каких-либо инструкций (по технике безопасности, противопожарных, обращения с оружием, безопасности движения на автотранспорте и т.п.), которое влечет общественно опасные последствия, превращающие проступок в преступление.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опас­ных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Интеллектуальный критерий преступного легкомыслия состоит из:

- осознания виновным общественной опасности совершаемого действия (бездействия);

- предвидения абстрактной возможности наступления обществен­но опасных последствий. Абстрактное предвидение означает, что лицо сознает неправомерность своих действий, понимает (предвидит), что такие действия в принципе могут повлечь за собой общественно опас­ные последствия, но считает невозможным их наступление в данном конкретном случае.

Волевой критерий заключается в том, что лицо не желает наступ­ления последствий, более того, стремится не допустить их с помощью каких-то реально существующих факторов (сил). Прежде всего винов­ный имеет в виду собственные личные качества - опыт, мастерство, силу, ловкость, профессионализм; далее - действия других лиц, меха­низмов, даже силы природы. Однако расчеты его оказываются легко­мысленными, самонадеянными. Виновный либо не знает законов раз­вития причинной связи между деянием и грозящими последствиями, либо, что чаще встречается в судебной практике по делам с этим видам вины, не учитывает каких-то привходящих обстоятельств, которые су­щественно меняют развитие причинной связи.

Преступная небрежность как вид неосторожной вины в за­коне характеризуется тем, что лицо не предвидит возможности наступ­ления общественно опасных последствий своих действий (бездей­ствия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Таким образом, интеллектуальный критерий преступной небрежности состоит в том, что лицо не сознает общественной опасности совершаемых им действий (бездействия). Про­исходит это потому, что оно не намеревается совершать преступление. Оно нарушает какие-либо нормы, запреты либо всем понятные житейс­кие правила предосторожности. Отсюда - лицо не предвидит обществен­но опасных последствий своего деяния, причем непредвидение вовсе не означает отсутствия всякого психического отношения к происходя­щему, а представляет особую форму этого отношения. Непредвидение последствий при небрежности свидетельствует о пренебрежении лица к требованиям закона, правилам общежития, интересам других лиц.

Волевой критерий преступной небрежности заключается в том, что лицо при необходимой внимательности и предусмотрительности долж­но было и могло предвидеть эти последствия.

Обязанность предвидеть последствия своих поступков теоретически является характерным признаком для всех дееспособных здравомыс­лящих людей. Но, коль скоро в законе говорится об уголовной ответ­ственности за проявленное кем-то преступно небрежное отношение к объектам, охраняемым именно уголовным законом, то и условия ответственности следует оговорить с предельной точностью.

Вопрос о возможности человека сознавать факт нарушения им ка­ких-то правил и предвидеть наступившие в результате этого общественно опасные последствия должен решаться с учетом конкретной обстанов­ки и индивидуальных особенностей лица, привлекаемого к уголовной ответственности. В соответствии с этим в законе и науке уголовного права выделяются два критерия преступной небрежности: объективный и субъективный.

Объективный критерий носит нормативный характер и означает, что обязанность предвидеть общественно опасные последствия воз­лагается на определенных лиц, которые должны выполнять свои обя­занности, строго соблюдая предписанные правила поведения, прояв­ляя должную внимательность и предусмотрительность. Обязанность предвидеть основывается на прямом указании закона либо вытекает из профессиональных обязанностей лица, договорных, семейных от­ношений, правил общежития.

Субъективный критерий преступной небрежности означает инди­видуальную способность лица по своим личностным качествам предви­деть наступление общественно опасных последствий. Личностными (сугубо индивидуальными) качествами виновного считаются образова­тельный, интеллектуальный уровень, наличие или отсутствие отклоне­ний в психике, профессиональный и жизненный опыт, состояние здо­ровья на момент выполнения данных действий, состояние опьянения и другие. Выяснение названных качеств и сопоставление их с особенно­стями ситуации, в которой совершается деяние, позволяет установить, могло ли данное лицо предвидеть общественно опасные последствия.

Согласно ч.2 ст.4 УК деяние совершенное только по неосторожнос­ти, признается преступлением лишь в случае, когда это специально пре­дусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Ко­декса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.