Здавалка
Главная | Обратная связь

Критические и стабильные периоды развития. Проблема возрастных кризисов.



Периодизация Эльконина.

Эпохи Раннее детство Детство Отрочество
Возраст   Периодизация Младенческий (0-12 мес) 2-6 7-12 Ранний возраст 1-3 лет Дошкольный 3-7 лет Младший школьный 7-12 лет Младший подростковый 12-15 лет Старший подростковый 15-18 лет
Линия развития Мотивационно-потребностная сфера - ситуативно-личностное - ситуативно-деловое общения Операционально-техническая   -предметно-орудийная Мотивационно-потребностная Операционально- техническая Мотивационно-потребностная Операционально- техническая
Социальня ситуация развития Противоречие: беспомощность-зависимость Взрослый является образцом, практическое сотрудничество с взрослым, взрослый как носитель культурно-исторического опыта Взрослый как носитель социальных и личностных отношений Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий Сверстник как объект и субъект отношений Взрослый как старший соратник
Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым Предметно-орудийная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера) Интимно-личностное общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность
Проблема возраста, решаемая через ССР Разрешить задачу как общаться с взрослым, развить способы общения Раскрытие социальных функций предметов; осознание того, что можно сделать с предметами Соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка Овладение системой научных понятий Самоопределение себя в системе отношений со сверстниками Профессиональный выбор; автономность
Психическое новообразование - индивидуальная психическая жизнь - комплекс оживления - речь - восприятие - самосознание - формирование внутренних позиций - произвольность мышления(логический тип обобщения) - внутренний план действий - рефлексия -внутренняя опосредованность всех психических процессов - самооценка - чувство взрослости - рефлексия - система ценностей - формирование логического интеллекта - гипотеко-дедуктивное мышление - стиль мышления
Результат Разрушение симбиотической ситуации Я сам - самосознание - перем. Гордост. - самостоятельность Собственная позиция к системе социальных отношений (зачатки мировозренческих социальных отношений) - собственная познавательная активность - кооперация со сверстниками - самоконтроль - формирование системы «я» развитие самосознания - развитие мировозрения и философского мышления - формирование системы теоретических знаний Самостоятельность, вступление во взрослую жизнь

Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития.

Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.

Особенности кризиса (по Выготскому):

А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка.

Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться , конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)

В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

Кризисы бывают:

ü Кризис новорожденности

ü Кризис 1 года

ü Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)

ü Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.

ü Кризис 13 лет

ü Кризис 17 лет

ü И другие: середины жизни, см. взрослую периодизация

Динамика изменений:

1)стабильные возраста (микроизменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются)

2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличии от стабильных возрастов носят переходный характер)

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.

Особенности:

Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды.

Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.

Теории периодизации:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.