Тема: Теоретические основы оценки бизнеса
1. особенности бизнеса как объекта оценки 2. цели оценки бизнеса и виды оцениваемой стоимости 3. факторы оценки бизнеса 4. принципы оценки бизнеса 5. технологии оценки бизнеса 1) Особое место среди объектов оценки занимают бизнес и предприятия. П/п являются объектом гражданских прав, вступает в хоз оборот, участвуют в хоз операциях и сделках, сотрудничая при этом с большим количеством контрагентов. В результате возникает необходимость определения его рыночной стоимости. Бизнес –это предприним деят-ть направленная на производство и реализацию, товаров, работ, услуг с целью получения прибыли. Чаще всего для достижения такой прибыли ....
Особенности бизнеса как товара: -полезность -инвестиционный характер -системность -потребность в регулировании купли-продажи -участие гос-ва в регулировании сделок с бизнесом Особенности бизнеса и предприятия как объектов оценки: -предприятие бухучет юр лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом, поэтому при расчете его стоимости необходимо учитывать наличие юр прав -ст-ть предприятия с одной стороны определяется как ст-ть имущественного комплекса для ведения бизнеса (ст-ть материально-вещественной составляющей), с другой стороны учитывают эффективность состояния и прироста капитала (т.е финансовой и управленческой составляющей) -ст-ть бизнеса приравнивается к стоимости которая функционирует как фактор производства и выражает особенности организационно-прав, отраслевые особенности … Выделяют два понятия оценки бизнеса: 1.Оценка имущества предприятия как юрид лица 2.Оценка прав собственности, технологий, конкурентных преимуществ и активов, обеспечивающих получение доходов, которые могут принадлежать как юр так и физ лицам, т.е. предпринимателям.
2 вопрос:Цели оценки. Договариваясь о проведении оценки заказчик должен четко представлять кому и для чего потребуются результаты оценки в будущем. Цель оценки является одним из ключевых моментов, который оговаривается до начала оценочных работ, фиксируется в договоре на оценку, позволяет определить вид оцениваемой стоимости, а также выбрать наиболее подходящие подходы и методы оценки. Оценку бизнеса можно проводить в следующих целях: -купля-продажа предприятия целиком или по частям -купля-продажа акций, облигаций предприятия -инвестиционные цели -реструктуризация -внутренние цели управления компании -специфические цели (цели страхования, налогообложение, для оценки кредитоспособности предприятия, и определения стоимости залога)
В результате проведения оценки оценщик должен определить стоимость этого объекта. Важно различать понятие стоимости и цены т.к. они равны между собой только в условиях совершенного рынка. Стоимость – это объективное общеэкономическое понятие, которое представляет собой ожидаемую наиболее вероятную цену, которая может стать результатом сделки в конкретных условиях. Цена –совершившийся исторический факт отражающий то, сколько было фактически затрачено на покупку сходных объектов в прошлых сделках. Условия, при которых возникает стоимость: 1.Мера полезности объекта 2.Мера спроса 3.Мера овеществленного труда 4.Мера относительной редкости или дефицитности объекта 5.Мера оборачиваемости или ликвидности Виды стоимости. Существует большое кол-во видов стоимости, которые в общем виде могут быть разделены на две большие категории: 1) стоимость в пользовании (потребительская стоимость). Стоимость объекта с точки зрения конкретного владельца использующего объект определенным образом для удовлетворения собственной потребности. Устанавливается одним лицом а потому явл-ся субъективной 2) стоимость в обмене Рассматривается в связи с возможностью отчуждения объекта и проявляется в форме наиболее вероятной цены на свободном открытом конкурентном рынке с учетом спроса и предложения. Является объективной и рассматривается как обобщенная характеристика привлекательности объекта для целей обмена с позиции неопределенного количества потенциальных обладателей, т.е. рынка.
Международная практика оценки позволяет выделить 10 видов стоимости: 1.Рыночная стоимость 2.Стоимость объекта с ограниченным рынком 3.Стоимость замещения---4.Стоимость воспроизводства 5.Стоимость при существующем использовании ---6.Стоимсоть ликвидационная 7.Стоимость инвестиционная 8.Утилизационная 9.Стоимсоть для целей налогообложения 10.Стоимость специальная
Эти виды стоимости можно классифицировать по следующим признакам: 1. по степени рыночности. а)Рыночная стоимость это наиболее вероятная цена объекта для цели продажи в условиях «чистой сделки» -Открытость рынка -Конкурентность рынка -Разумная информированность сторон -Типичная мотивация сторон -Достаточное время оферты -денежное выражение стоимости -отсутствие форс-мажора Если в договоре об оценке не определен конкретный вид стоимости то оценке подлежит рыночная стоимость объекта б)Стоимость объекта с ограниченным рынком –это стоимость объекта продажа которого на открытом рынке невозможно или требует дополнительных затрат (объекты гос имущества, природные ресурсы, и объекты с ограниченной оборотоспособностью) 2. в зависимости от порядка оценки и уровня восстановления (для недвижимости, транспортного оборудования) а)стоимость воспроизводства – это стоимость создания точной копии объекта с применением идентичных материалов и технологий, но с учетом рыночных цен, а также износа объекта б)стоимость замещения – это стоимость создания объекта аналогичного по функциональным признакам но с применением современных материалов и технологий, а также с учетом рыночных цен и износа 3. в зависимости от перспектив развития объекта (применяется для оценки бизнеса п/п) а)стоимость объекта при существующем использовании (стоимость действующего п/п) Это стоимость сформировавшегося работающего предприятия как единого целого. При этом стоимость отдельных элементов или активов определяется на основе их вклада в доходность бизнеса и рассматривается как потребительная стоимость для конкретного владельца. Если отдельные активы не участвуют в генерации дохода то они рассматриваются как неработающие или избыточные. Стоимость избыточных активов оценивается отдельно и используется как поправка при расчете рыночной стоимости предприятия. б)ликвидационная стоимость в общем виде отражает разницу между выручкой от реализации имущества предприятия и обязательствами с учетом расходов на ликвидацию Подвиды ликвидационной стоимости: -упорядоченная ликвидационная стоимость применяется в рамках добровольной ликвидации и отражает реализацию активов в течение разумного периода времени с целью получения максимальной выручки (результата) -принудительная ликвидационная стоимость применяется в рамках законодательства о банкротстве и предусматривает быструю реализацию имущества независимо от цен на них с учетом ограничений и коротких сроков -утилизационная (ликвидационная стоимость прекращения существования активов) – это не продажа а списание утилизация и ликвидация активов с целью освобождения земельного участка под новое строительство
4. в зависимости от конкретных целей и ситуаций. а)инвестиционная стоимость определяется исходя из доходности объекта при определенном уровне риска для конкретного лица при заданных инвестиционных целях является более субъективной и индивидуальной по сравнению с рыночной б)стоимость для целей н/о. Стоимость объекта определяется для исчисления налоговой базы, рассчитывается в соответствии с нормативно-правовыми актами в)утилизационная – стоимость материалов из которых состоит объект с учетом затрат на утилизацию г)специальная. применяется в отдельных случаях в которых рыночная стоимость применяться не может или же для ее определения оговариваются специальные условия (страховая, залоговая, таможенная и т.д.) В современной оценочной практике в соответствии с ФСО №2 выделяют 4 вида стоимости: 1.рыночная 2.инвестиционная 3.ликвидационная 4.кадастровая Кадастровая стоимость определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости для целей гос учета и управления, н/о, сдачи в аренду и т.д. осуществляется как правило в соответствии с нормативно-правовыми актами. Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком является неисторическим фактом а оценкой конкретного объекта на определенный момент времени в соответствии с конкретной целью при этом она действует в пределах установленного срока (срок годности) 3 вопрос:факторы оценки бизнеса На стоимость любого объекта оказывает влияние многообразие факторов внешней и внутренней среды. В процессе оценки важно выявить именно те факторы, влияние которых наиболее значимо. В практике выделяют следующие группы факторов: 1.общие факторы, т.е. характерные или воздействующие на любой объект оценки а)физические факторы – характеристика самого объекта, характеристика земельного участка, характеристика местоположения б) экономические: общее состояние экономики, факторы спроса и факторы предложения в)социальные: мотивация и потребности приобретения различных объектов, потребности в общении с окружающими и соседними объектами, демографические показатели, показатели образовательного уровня, уровня преступности, стиля жизни и уровня благосостояния г)политические и юридические: общая политика гос-ва, степень вмешательства гос-ва в экономику, уровень развития законодательства в том числе оценочного, контроль землепользования, зонирование и строительные нормы и правила – специфические т.е. характерные для оценки бизнеса: -фактор спроса -доходы -расходы -контроль -ликвидность -риски -ограничения -квалификация персонала -интеграция
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|