Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Теоретические основы оценки бизнеса



1. особенности бизнеса как объекта оценки

2. цели оценки бизнеса и виды оцениваемой стоимости

3. факторы оценки бизнеса

4. принципы оценки бизнеса

5. технологии оценки бизнеса

1) Особое место среди объектов оценки занимают бизнес и предприятия. П/п являются объектом гражданских прав, вступает в хоз оборот, участвуют в хоз операциях и сделках, сотрудничая при этом с большим количеством контрагентов. В результате возникает необходимость определения его рыночной стоимости.

Бизнес –это предприним деят-ть направленная на производство и реализацию, товаров, работ, услуг с целью получения прибыли. Чаще всего для достижения такой прибыли ....

 

Особенности бизнеса как товара:

-полезность

-инвестиционный характер

-системность

-потребность в регулировании купли-продажи

-участие гос-ва в регулировании сделок с бизнесом

Особенности бизнеса и предприятия как объектов оценки:

-предприятие бухучет юр лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом, поэтому при расчете его стоимости необходимо учитывать наличие юр прав

-ст-ть предприятия с одной стороны определяется как ст-ть имущественного комплекса для ведения бизнеса (ст-ть материально-вещественной составляющей), с другой стороны учитывают эффективность состояния и прироста капитала (т.е финансовой и управленческой составляющей)

-ст-ть бизнеса приравнивается к стоимости которая функционирует как фактор производства и выражает особенности организационно-прав, отраслевые особенности …

Выделяют два понятия оценки бизнеса:

1.Оценка имущества предприятия как юрид лица

2.Оценка прав собственности, технологий, конкурентных преимуществ и активов, обеспечивающих получение доходов, которые могут принадлежать как юр так и физ лицам, т.е. предпринимателям.

 

2 вопрос:Цели оценки.

Договариваясь о проведении оценки заказчик должен четко представлять кому и для чего потребуются результаты оценки в будущем.

Цель оценки является одним из ключевых моментов, который оговаривается до начала оценочных работ, фиксируется в договоре на оценку, позволяет определить вид оцениваемой стоимости, а также выбрать наиболее подходящие подходы и методы оценки.

Оценку бизнеса можно проводить в следующих целях:

-купля-продажа предприятия целиком или по частям

-купля-продажа акций, облигаций предприятия

-инвестиционные цели

-реструктуризация

-внутренние цели управления компании

-специфические цели (цели страхования, налогообложение, для оценки кредитоспособности предприятия, и определения стоимости залога)

 

В результате проведения оценки оценщик должен определить стоимость этого объекта. Важно различать понятие стоимости и цены т.к. они равны между собой только в условиях совершенного рынка. Стоимость – это объективное общеэкономическое понятие, которое представляет собой ожидаемую наиболее вероятную цену, которая может стать результатом сделки в конкретных условиях.

Цена –совершившийся исторический факт отражающий то, сколько было фактически затрачено на покупку сходных объектов в прошлых сделках.

Условия, при которых возникает стоимость:

1.Мера полезности объекта

2.Мера спроса

3.Мера овеществленного труда

4.Мера относительной редкости или дефицитности объекта

5.Мера оборачиваемости или ликвидности

Виды стоимости. Существует большое кол-во видов стоимости, которые в общем виде могут быть разделены на две большие категории:

1) стоимость в пользовании (потребительская стоимость). Стоимость объекта с точки зрения конкретного владельца использующего объект определенным образом для удовлетворения собственной потребности. Устанавливается одним лицом а потому явл-ся субъективной

2) стоимость в обмене Рассматривается в связи с возможностью отчуждения объекта и проявляется в форме наиболее вероятной цены на свободном открытом конкурентном рынке с учетом спроса и предложения. Является объективной и рассматривается как обобщенная характеристика привлекательности объекта для целей обмена с позиции неопределенного количества потенциальных обладателей, т.е. рынка.

 

 

Международная практика оценки позволяет выделить 10 видов стоимости:

1.Рыночная стоимость

2.Стоимость объекта с ограниченным рынком

3.Стоимость замещения---4.Стоимость воспроизводства

5.Стоимость при существующем использовании ---6.Стоимсоть ликвидационная

7.Стоимость инвестиционная

8.Утилизационная

9.Стоимсоть для целей налогообложения

10.Стоимость специальная

 

Эти виды стоимости можно классифицировать по следующим признакам:

1. по степени рыночности.

а)Рыночная стоимость это наиболее вероятная цена объекта для цели продажи в условиях «чистой сделки»

-Открытость рынка

-Конкурентность рынка

-Разумная информированность сторон

-Типичная мотивация сторон

-Достаточное время оферты

-денежное выражение стоимости

-отсутствие форс-мажора

Если в договоре об оценке не определен конкретный вид стоимости то оценке подлежит рыночная стоимость объекта

б)Стоимость объекта с ограниченным рынком –это стоимость объекта продажа которого на открытом рынке невозможно или требует дополнительных затрат (объекты гос имущества, природные ресурсы, и объекты с ограниченной оборотоспособностью)

2. в зависимости от порядка оценки и уровня восстановления (для недвижимости, транспортного оборудования)

а)стоимость воспроизводства – это стоимость создания точной копии объекта с применением идентичных материалов и технологий, но с учетом рыночных цен, а также износа объекта

б)стоимость замещения – это стоимость создания объекта аналогичного по функциональным признакам но с применением современных материалов и технологий, а также с учетом рыночных цен и износа

3. в зависимости от перспектив развития объекта (применяется для оценки бизнеса п/п)

а)стоимость объекта при существующем использовании (стоимость действующего п/п)

Это стоимость сформировавшегося работающего предприятия как единого целого. При этом стоимость отдельных элементов или активов определяется на основе их вклада в доходность бизнеса и рассматривается как потребительная стоимость для конкретного владельца. Если отдельные активы не участвуют в генерации дохода то они рассматриваются как неработающие или избыточные.

Стоимость избыточных активов оценивается отдельно и используется как поправка при расчете рыночной стоимости предприятия.

б)ликвидационная стоимость в общем виде отражает разницу между выручкой от реализации имущества предприятия и обязательствами с учетом расходов на ликвидацию

Подвиды ликвидационной стоимости:

-упорядоченная ликвидационная стоимость применяется в рамках добровольной ликвидации и отражает реализацию активов в течение разумного периода времени с целью получения максимальной выручки (результата)

-принудительная ликвидационная стоимость применяется в рамках законодательства о банкротстве и предусматривает быструю реализацию имущества независимо от цен на них с учетом ограничений и коротких сроков

-утилизационная (ликвидационная стоимость прекращения существования активов) – это не продажа а списание утилизация и ликвидация активов с целью освобождения земельного участка под новое строительство

 

4. в зависимости от конкретных целей и ситуаций.

а)инвестиционная стоимость определяется исходя из доходности объекта при определенном уровне риска для конкретного лица при заданных инвестиционных целях является более субъективной и индивидуальной по сравнению с рыночной

б)стоимость для целей н/о. Стоимость объекта определяется для исчисления налоговой базы, рассчитывается в соответствии с нормативно-правовыми актами

в)утилизационная – стоимость материалов из которых состоит объект с учетом затрат на утилизацию

г)специальная. применяется в отдельных случаях в которых рыночная стоимость применяться не может или же для ее определения оговариваются специальные условия (страховая, залоговая, таможенная и т.д.)

В современной оценочной практике в соответствии с ФСО №2 выделяют 4 вида стоимости:

1.рыночная

2.инвестиционная

3.ликвидационная

4.кадастровая

Кадастровая стоимость определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости для целей гос учета и управления, н/о, сдачи в аренду и т.д. осуществляется как правило в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком является неисторическим фактом а оценкой конкретного объекта на определенный момент времени в соответствии с конкретной целью при этом она действует в пределах установленного срока (срок годности)

3 вопрос:факторы оценки бизнеса

На стоимость любого объекта оказывает влияние многообразие факторов внешней и внутренней среды. В процессе оценки важно выявить именно те факторы, влияние которых наиболее значимо. В практике выделяют следующие группы факторов:

1.общие факторы, т.е. характерные или воздействующие на любой объект оценки

а)физические факторы – характеристика самого объекта, характеристика земельного участка, характеристика местоположения

б) экономические: общее состояние экономики, факторы спроса и факторы предложения

в)социальные: мотивация и потребности приобретения различных объектов, потребности в общении с окружающими и соседними объектами, демографические показатели, показатели образовательного уровня, уровня преступности, стиля жизни и уровня благосостояния

г)политические и юридические: общая политика гос-ва, степень вмешательства гос-ва в экономику, уровень развития законодательства в том числе оценочного, контроль землепользования, зонирование и строительные нормы и правила – специфические т.е. характерные для оценки бизнеса:

-фактор спроса

-доходы

-расходы

-контроль

-ликвидность

-риски

-ограничения

-квалификация персонала

-интеграция

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.