Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Основы аудиторской деятельности 2ч



Этапы развития аудита в России. Цель и задачи аудита. Понятие аудиторской деятельности Классификация аудита и аудиторских услуг. Особенности аудиторской проверки как метода контроля. Экономика аудиторской деятельности. Обязательный аудит. Нормативное регулирование аудиторской деятельности. Система аудиторских стандартов.

1.1. Этапы развития аудита в России

Аудит имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово аудит происходит от латинского «audio», что означает буквально «он слышит». Аудит в классическом понимании этого слова - внешний независимый финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии (фирме, компании). Существует множество определений аудита — одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.

Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.

В Римской империи (1-26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление - предотвращение ошибок.

Родина современного аудита - Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. В Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили житейское приложение к учету экономических явлений.

Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

В истории развития аудита можно выделить несколько периодов:

 

1. до 1500 г.;
2. 1500- 1830 (1860) г.;
3. 1830(1860)- 1905 г.;
4. 1905 - 1933 г.;
5. 1933- 1940 г.;
6. с 1940 г. по настоящее время.

Первый период заканчивался в 1500 г. Эта дата отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает состояние «перелома» в общей экономической ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе.

1500 - 1830 (1860) гг. Цели и приемы аудита не были изменены и состояли и обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. В это время существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о верности и объективности финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время. Пришло понимание необходимости и важности существования системы внутреннего контроля. Причиной, по которой датой окончания данного периода был выбран 1860г., явилось то, что Крымская война вызвала определенные изменения в экономике всех стран, а это привело к изменению целей и приемов аудита.

1860 - 1905 г. Период отличается бурным экономическим ростом. Огромные по своим масштабам сделки привели к созданию корпораций. Этот период отмечен появлением консолидированного баланса (1904 г.). Все это повышало роль и значение института аудиторства. Была признана необходимость внутреннего контроля. Основной акцент был направлен на систему контроля денежных потоков. Цели аудита в это время состоят в обнаружении разного рода ошибок намеренного характера.

1905 - 1933 г. Исторически основным центром развития аудита явились Великобритания и США. Американский аудит стал развиваться независимо, поскольку предпринимателями США была признана невозможность применения целей и подходов английского аудита к особенностям их бизнеса.

1933 - 1940 г. характеризуются тем, что:

• на аудит оказывает влияние Нью-Йоркская фондовая биржа и правительственные организации;

• не было единого мнения относительно целей аудита.

В начале этого периода большинство специалистов сходились во мнении, что задача аудита состоит в обнаружении ошибки. Позже взгляды были существенно изменены, и было установлено, что аудитору не следует концентрировать свое внимание только на обнаружении ошибки.

До конца 40-х годов аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждении записи денежной операции и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был подтверждающий аудит.

С 1940 года до настоящего времени цели аудита претерпели незначительные изменения. Акцент делался на подтверждение верности финансовой отчетности. Официально это положение было провозглашено в документах «Американского Института Присяжных Бухучета»: «Первая цель проверки отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной финансовой отчетности».

В 1961 г. в «Положении об аудиторских процедурах № 30» было установлено, что аудитор определяет ошибку, и в случае, если она может оказать отрицательное влияние на его мнение о верности представленной финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, он должен оценить степень ее вероятности.

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками. Это системно-ориентированный аудит.

• В начале 70-х гг. началась разработка международных аудиторских стандартов.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Однако в основном в России употреблялись понятия «ревизор», «контролер».

В Советском Союзе аудит в чистом виде как таковой отсутствовал, хотя были попытки создания институтов бухгалтеров. Трижды были предприняты попытки организовать профессиональное объединение - в 1889-1899, 1907-1912 и 1928-30 годах, однако по разным причинам эти попытки успехом не завершились.

После революции в период государственного регулирования экономики в СССР аудита не было. Постановлением СНК от 15 апреля 1936г. «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств» были определены функции государственного контроля и внутриведомственных контрольных органов.

При Минфине существовало Контрольно-ревизионное управление (КРУ), такие же управления имели министерства и ведомства. В советское время министерства и ведомства разрабатывали и согласовывали с Минфином отраслевые инструкции о порядке проведения комплексных ревизий.

Уже в 1953 году, КРУ были созданы во всех министерствах. В этих органах работали квалифицированные специалисты, что способствовало быстрому росту аудиторских фирм в начальный момент формирования рынка аудиторских услуг в России в конце 80 - начале 90-х годов.

Начало современного этапа развития аудита в России было напрямую связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. Выявляют три этапа становления аудиторской деятельности в России.

Первый этап (1987—1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций, с другой — стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990—1993 гг.).

8 сентября 1987 г. было принято специальное постановление СМ СССР «О создании советской аудиторской организации», которым было образовано АО «Инаудит» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР. Среди его акционеров были Минфин СССР (55%), Министерство внешней торговли, Госбанк СССР, крупнейшие внешнеторговые всесоюзные объединения. С 1989 г. на базе нескольких вузов началась подготовка аудиторов.

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» — август 2001 г.) — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1996 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

За период 1996—2000 гг. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и методика аудиторской деятельности, составлявшие методологическую основу россий­ского аудита.

Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ). Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

30 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в котором определена законодательная база аудита в России.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, институт аудита занимает твердые позиции и пользуется широким общественным признанием.

 

1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

30 декабря 2008 года был принят закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Настоящий закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности.

Аудит имеет важное значение в системе деловых отношений современного общества. Он полезен не только специалистам, избравшим в качестве профессии бухгалтерский учет и аудит, но и всем пользователям результатов аудиторской деятельности. В современных условиях знаниями об аудите должен обладать любой человек, связанный с бизнесом.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При рассмотрении аудита с современных позиций его увязывают прежде всего с развитием акционерных обществ, когда собственность была отделена от власти и владельцы капитала стали нанимать для управления им специалистов. Сами акционеры взяли на себя функции контроля за движением капитала. В этих условиях аудит принял на себя определенную социальную и общественную функцию, обеспечивая объективное суждение о достоверности отчетных данных.

Цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения ими бухгалтерского учета действующему законодательству.

Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчетности, позволяющая пользователю этой отчетности на основании этих данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Формы аудита: подтверждающий, системно-ориентированный, базирующийся на риске.

Типы аудита:

· Финансовой отчетности;

· На соответствие требованиям;

· Операционный (управленческий);

· Эффективности.

Взаимоотношения государственного финансового контроля и аудита регулируются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», в котором сказано, что аудит не подменяет государственный контроль достоверности бухгалтерской финансовой отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит существует наряду с государственным контролем.

В системе нормативного регулирования аудита в России можно выделить несколько уровней (таблица 1).

Таблица 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.