Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительный анализ видов аудита



Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
1. Постановка задач Определяется руководством, исходя из потребности управления, как подразделения предприятия, так и предприятия в целом Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой
2. Объект Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом, система учета и отчетности предприятия
3. Цели Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов Определяются законодательными или судебными инстанциями
4. Цели Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов Определяются законодательными или судебными инстанциями
5. Средства Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
6. Вид деятельности Исполнительная деятельность Предпринимательская деятельность
7. Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки
8. Взаимоотноше­ния Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
9. Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию
10. Квалификация Определяется по усмотрению руководства предприятия Регламентируется государством
11. Оплата Начисляется по штатному расписанию Оплата предоставляемых услуг по договору
12.0тветственность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами
12. Методы Могут быть одинаковы при решении одинаковых задач Имеются различия в степени точности и детальности
13. Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

 

В зависимости от поставленных целей, аудиторские проверки различают по содержанию рассматриваемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой к анализу информации - это аудит на соответствие требований, аудит финансовой отчетности, специальный аудит, обязательный, инициативный аудит, первоначальный и согласованный аудит.

 

Аудит на соответствие требованиям. Он заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта. В целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

На основе вышеизложенного сформулируем задачи аудита на соответствие:

• проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу;

• правильно ли начисляются средства на заработную плату и другие выплаты работникам;

• обосновано ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (услуг) и не занижается ли при этом прибыль.

 

Аудит финансовой отчетности

Выполняется с целью определения согласованности сводной финансовой отчетности с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и определенными критериями. Данный вид аудита проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией. Отчеты и коэффициенты проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования

 

Специальный аудит - проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйственного субъекта, соблюдение определенных процедур, норм и правил, имеющих целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.

 

 

Обязательный и инициативный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством, или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательной аудиторской проверки регламентируется законодательными нормами. Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

 

Первоначальный и согласованный аудит

 

Первоначальный аудит проводится аудитором (фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.

 

Согласованный (повторный) аудит осуществляется повторно или регулярно. Основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществе согласованного (повторного) аудита. Такое сотрудничество удобно аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированную, всестороннюю, основанную на многолетнем сотрудничестве помощь и оценку. Смена аудиторской фирмы вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

 

1.2.13. Регулирование аудиторской деятельности

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

Основные функции по регулированию аудиторской деятельностью возложены на саморегулируемые организации аудиторов.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Она должна иметь в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, утвержденные правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и кодекса профессиональной этики аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными для ее членов.

Требованиями к членству аудиторских организаций в аморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:

1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;

4)численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами;

5)безупречная деловая репутация;

6)наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

7)уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

8) уплата взносов в компенсационный фонд ^(компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

3. Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:

1)наличие квалификационного аттестата аудитора;

2)безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3)уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

 

Тема 2.Этапы проведения аудита и их общая характеристика

Предварительное обследование. Заключение договора на проведение аудиторской проверки. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа аудита. Существенность ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки. Методы оценки уровня существенности. Аудиторский риск: понятие, модель, алгоритм оценки.

 

2.1. Планирование аудиторской проверки. 2ч/ 1ч

Процесс аудиторской проверки можно представить в виде последовательности определенных этапов. Однако разделение на последовательные этапы в большей степени связано с логикой выполняемых процедур, а не их обособленностью. Работы, отнесенные к отдельным этапам, выполняются, как правило, на протяжении нескольких этапов. Так, планирование аудита начинается на подготовительном этапе, а завершается в процессе обобщения результатов проверки и контроля качества аудита. При этом план проверки может уточняться и корректироваться вплоть до момента подготовки аудиторского заключения. В связи с этим определенные этапы могут повторяться до тех пор, пока не будут достигнуты цели аудита.

В процессе аудита можно выделить следующие этапы:

• подготовительный;

• планирования;

• исследовательский;

• обобщения и контроля качества аудита;

• реализации результатов аудита и завершения договорных отношений с клиентом.

Подготовительный этап. На этом этапе выполняются следующие работы: изучение клиентского рынка, рекламирование услуг, рассылка писем-обязательств потенциальным клиентам, сбор информации и предварительное изучение деятельности потенциального клиента, заключение договора на оказание услуг, формирование рабочей группы аудиторов и назначение руководителя аудита.

Процесс аудита начинается с получения аудиторской фирмой предложения или информации о необходимости аудита клиента. Фирма должна ответить на данное предложение письменным согласием на оказание соответствующих услуг.

До заключения договора на оказание аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объем информации о его деятельности, необходимой для проведения аудита.

Информация может быть получена от следующих источников:

- предыдущего опыта работы с данным клиентом;

- от сотрудников аудируемого лица;

- от внутренних аудиторов и из отчетных документов;

- от других аудиторов, которые оказывали подобные услуги;

- от специалистов других организаций (поставщиков, покупателей, банков, государственных органов и т.д.);

- из публикаций, относящихся к этой сфере деятельности;

- нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность данной сферы;

- из документов, содержащей внеучетную информацию, но оказывающих влияние на составление финансовой отчетности;

- их финансовой бухгалтерской отчетности и учетной политики организации.

Аудитор и аудируемое лицо должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре на оказание аудиторских услуг либо в письме о проведении аудита.

Письмо о проведении аудита направляется в исполнительный орган клиента до заключения договора на проведение аудита. Согласно ГК РФ если это письмо составляется для разовых соглашений оно является офертой – предложением одной из сторон заключить договор. Ее акцепт – принятие предложения другой стороной. Поэтому клиент, получив письмо о проведении аудита, должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией.

Если между клиентом и аудиторской организацией существует долгосрочный договор, в котором определены цель и масштаб аудита, письмо можно не составлять.

Основные условия, которые требуют согласования, следующие:

- цель аудита финансовой бухгалтерской отчетности;

- ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой отчетности;

- объем аудита со ссылкой на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- аудиторское заключение или любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

- информация о том, что в связи с применением выборочных методов тестирования и др. свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими СБУ и СВК аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в т.ч. существенные, искажения финансовой отчетности могут остаться необнаруженными;

- обеспечение свободного доступа ко всей бухгалтерской и другой документации и информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

- цена проведения аудита.

Этап планирования. Планирование является важным элементом организации проверки, так как способствует эффективной реализации целей аудита и организации самой проверки. Планирование означает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемым характеру, временным рамкам и объему аудита. В рабочих документах аудитора должны присутствовать рабочий план и программа аудита.

Для разработки плана и программы аудита необходимо: на основании предварительного плана собрать сведения о деятельности клиента; провести предварительную оценку существенности, аудиторского риска; ознакомиться с системой внутреннего контроля и оценить риск контроля.

Общий план аудита должен описывать предполагаемый масштаб и содержание проверки.

Планирование аудита – один из обязательных этапов аудита, на нем определяются стратегия и тактика аудита, объем аудита, составляется общий план аудита, разрабатывается программа и конкретные аудиторские процедуры.

Планирование аудита проводится в три этапа:

1. предварительное планирование проводится на этапе выбора клиента;

2. разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;

3. составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур.

Планирование является достаточно трудоемким процессом и может занимать около 30% времени проведения всей проверки.

В процессе планирования аудитор делает запросы руководству аудируемого лица об оценке риска существенных искажений, о состоянии системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, о наличии существенных ошибок в учете и отчетности.

При разработке общего плана аудита аудитор должен принимать во внимание:

1. деятельность аудируемого лица;

2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

3. риск и существенность;

4. характер, временные рамки и объем процедур;

5. координацию и направления работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;

6. прочие вопросы.

 

2.2. Содержание этапа «планирование аудита»

В аудите большое внимание уделяется предварительному планированию, которое начинается на подготовительном этапе. В этом случае аудитор имеет возможность ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта; об организационно-управленческой структуре экономического субъекта; о видах производственной деятельности; об уровне рентабельности и прочей подобной информации.

 

2.3.Общий план аудита

Примерное содержание общего плана аудита содержится в ФПСАД 3 «Планирование аудита». Как правило, он содержит следующие разделы:

1. вводную часть, в которой отражаются общие параметры проверки по срокам проведения, составу аудиторской группы, существенности и аудиторским рискам;

2. организационный план проверки, в котором отражается календарный план-график мероприятий по организации и проведению проверки;

3. план аудита по объектам и исполнителям, в котором планируемые виды работ закрепляются за конкретными исполнителями и по срокам их проведения.

 

Общий план аудита является частью рабочих документов и должен описывать предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита согласно стандарту необходимо рассмотреть следующие вопросы: деятельность аудируемого лица; системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность; характер, временные рамки и объем аудиторских процедур; координация и направление работы, текущий контроль и направление выполненной работы; прочие аспекты.

 

2.4.Программа аудита

Программа аудита представляет собой набор конкретных инструкций для аудитора (или его ассистента), выполняющего работу. Кроме того, программа выступает средством контроля и регистрации выполненной работы.

Программа аудита конкретизирует общий план и является набором инструкций для -аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые пред­посылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита должны учитываться полученные оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу. Программой устанавливаются сроки выполнения тестов средств контроля и процедур проверки по существу с учетом выбранной стратегии проверки. Программа должна обеспечивать координацию работы аудиторов, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Программа аудита содержит набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, и служат средством контроля и проверки надлежащего исполнения работы.

В программу аудита включаются тесты внутреннего контроля и процедуры проверки по существу.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.