Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика аудиторской деятельности



Содержание аудиторской деятельности Аудит Сопутствующие аудиторские услуги Другие виды проверок Другие сопутствующие работы
Цель оказания услуг Выражение мнения о достоверности отчетности Обзор допущенных предприятием нарушений В зависимости от вида сопутствующих услуг
Степень выборки До 100% с учетом величины (уровня) существенности В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком Не установлена
Доказательства типичных нарушений Аудиторские доказательства на все нарушения Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть — аудиторская информация -
Доказательства отдельных нарушений Аудиторские доказательства Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства -  
Уровень гарантии достоверности отчетности Больший уровень гарантии Меньший уровень гарантии -
Формы отчета Аудиторское заключение аудиторской организации (фирмы) Отчет аудиторской фирмы (аудитора) Отчет аудиторской фирмы (аудитора)
Виды аудиторской деятельности Аудиторская проверка Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка Другие услуги, разрешенные действующим законодательством

 

Основными задачами аудиторской деятельности являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперированным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов [8, С. 182].

Аудиторская деятельность в России осуществляется государственными контрольными органами, общественным и независимым аудиторским контролем, а также самими владельцами капитала, вложенного в предпринимательскую деятельность.

Формами финансово-хозяйственного контроля являются тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы; ревизии – собственники и Государственная контрольно-ревизионная служба; аудит – независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации.

Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окружает объект контроля или его элементы и воздействует на них [7, С. 97].

Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансово-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с вещественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью.

Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы [3, С. 103] :

· экономическая – эффективность, себестоимость продук-ции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль;

· технико-экономическая – производительность труда, надежность работы оборудования;

· технологическая – точность, качество и конкурентоспособность продукции, надежность и прогрессивность технологии.

Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-экономического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью.

 

2. Планирование аудиторской проверки

2.1 Предварительное планирование аудиторской проверки

Это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на необходимости аудитора решить: стоит ли начинать сотрудничество с клиентом; понять причины, побудившие клиента прибегнуть к услугам аудитора; сформировать штат для проведения проверки; заключить договор с клиентом. Упомянутые аспекты – важная составляющая качественной оценки деятельности аудиторской фирмы.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить [2, С. 196]:

-финансовую стабильность клиента;

-положение клиента в экономической среде;

-отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но возможность такого контакта аудитор должен предварительно согласовать с клиентом. В случае если между предыдущим аудитором и клиентом были судебные разбирательства или спорные ситуации, новый аудитор должен быть уведомлен о том, какой информации он будет лишен. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или сам предыдущий аудитор отказался дать информацию.

При необходимости аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями и т.д.

Оценку возможного продолжения сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные коллизии могут привести к прекращению сотрудничества. В случае судебного разбирательства аудитор не может продолжать работать с клиентом из-за потери независимости.

При оценке оснований приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано в ближайшем будущем, аудитор должен собрать как можно больше подтверждений достоверности отчетности.

Российским аудиторским правилом «Планирование аудита» на этапе предварительного планирования предусматривается выполнение ряда важных действий.

До написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На этом же этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию[2, С. 201]:

- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране в целом и ее отраслевые особенности;

- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Большое значение имеет правильный подбор персонала, проводящего проверку. Назначая аудитора на конкретную операцию, целесообразно учитывать сложность работы, наличие специальных навыков (например, в области компьютерного аудита), необходимость привлечения дополнительной экспертизы и т.д. Персонал должен быть ознакомлен с общим планом проверки, целями и сроками работы, кругом своих обязанностей. Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта [6, С. 83-85].

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.

Аудитор должен планировать и проводить аудит в соответствии с МСА, которые содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Каждая аудиторская проверка включает в себя ряд последовательных аудиторских процедур. Можно выделить следующие три основных этапа аудиторской проверки:

-Планирование;

-сбор и анализ информации, которая обеспечивает достоверность финансовой отчетности;

составление отчета (аудиторского заключения).

Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности, устанавливает МСА № 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности».

Целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах, в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности.

Подходы к формированию методики аудиторской проверки представлены в таблице 2.

Таблица 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.