Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды аудита, услуги сопутствующие аудиту



В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.

По юридическому признаку:

· обязательный (по Закону «Об аудиторской деятельности»);

· инициативный (добровольный)

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за год предшествовавший отчетному превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Инициативный (добровольный) аудит - это аудит, который проводится по решению руководства организации или его учредителей. Заказчиками проверки могут выступать, с согласия экономического субъекта, партнеры по бизнесу- поставщики, банки, потенциальные инвесторы и др.

Цель инициативного аудита совпадает с целью обязательного, но при данном аудите нет необходимости в обязательном публичном высказывании аудиторского мнения. Если инициативный аудит проводится с целью привлечения капиталов и расширения бизнеса, он должен быть проведен в полном соответствии с правилами, установленными для обязательного аудита- только тогда его результаты будут приемлемы для потенциальных инвесторов. При проведении инициативного аудита большое внимание уделяется выявлению недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, проведению анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и помощи аудируемому лицу в организации учета и отчетности.

По субъекту, проводящему проверку:

· внешний;

· внутренний.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

Внутренний аудит Внешний аудит
Осуществляется специалистами по учету, контролю и анализу, которые являются сотрудниками данного экономического субъекта Осуществляется в соответствии с договором на проведение аудита профессиональными независимыми аудиторами- сотрудниками аудиторской фирмы
Главная задача - выполнить задание администрации денного экономического субъекта Главная задача – собрать аудиторские доказательства для формирования независимого профессионального суждения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности для заинтересованных пользователей - третьих лиц
Действенность и эффективность внутреннего аудита прямо влияют на объем, содержание и характер внешнего аудита Объем, содержание и характер аудиторских процедур, а также аудиторский риск определяются в зависимости от качества и действенности внутреннего аудита
Хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля проверяются на соответствие установленной учетной политике организации и положениям учетного и налогового законодательства в целом Проверяются состояние учета и отчетности, эффективность использования ресурсов и уровень контроля, чтобы определить масштаб внешнего аудита и уровень первоначального доверия к данным учета и отчетности
Ориентация работы на отношение к функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе Ориентация работы на важнейшие позиции отчетности и источники доходов с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям
Внутренний аудит прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам и хищениям Связь с выявлением фактов мошенничества и хищений, с контролем постановки материальной отчетности, является не прямой, а случайной, т.е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетности
Внутренний аудит должен быть организационно независимым от ревизуемых объектов, а внутренние аудиторы должны удовлетворять потребности руководства данной хозяйственной системы в информации и получать от него заработанную плату Внешний аудит должен быть независимый от клиента не только организационно, но и экономически и институционально
Внутренний аудит есть часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным Внешний аудит является периодическим, аудиторское заключение составляется с годовым интервалом, сбор информации может вестись в течение всего периода

 

С точки зрения развития аудита:

· подтверждающий;

· системно – ориентированный;

· аудит, базирующийся на риске.

 

Подтверждающий аудит характеризуется тем, что при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры.

Системно – ориентированный аудит предусматривает детальное изучение системы внутреннего контроля аудируемого лица. При эффективной системе внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, - это такой аудит, когда проверка может производиться выборочно, в основном - узких мест (критических точек) в работе предприятия. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском.

В зависимости от объекта изучения в практической деятельности принято выделять три вида аудита:

· финансовый;

· аудит на соответствие;

· операционный.

Финансовый аудит (или аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно используют общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес - планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится:

· на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях;

· внешними или внутренними аудиторами;

· в интересах внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают:

· первоначальный аудит;

· периодический аудит.

Первоначальный аудит - это аудит, который впервые проводится на данном предприятии (организации).

Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Данная классификация не является исчерпывающей, расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается ФПСАД N 24. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ МОГУ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И АУДИТОРАМИ

Аудит и сопутствующие аудиту услуги должны быть четко разграничены.

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

а) обзорные проверки (ФПСАД №33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской отчетности)»);

б) согласованные процедуры (ФПСАД №30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»);

в) компиляция финансовой информации (ФПСАД №31 «Компиляция финансовой информации»).

Целью обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Обзорная проверка финансовой или другой информации, составленной в соответствии с надлежащими критериями, проводится для тех же целей.

Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для использования предполагаемыми пользователями.

В случае выполнения согласованных процедур аудитора нанимают для проведения процедур аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими сторонами (например, организацией, являющейся собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.), а также для подготовки отчета об отмеченных фактах. Получатели отчета должны сформировать собственные выводы по данным работы аудитора.

В случае компиляции финансовой информации аудитор нанимается для использования специальных знаний по бухгалтерскому учету (в противоположность специальным знаниям и навыкам по аудиту) с целью сбора, классификации и обобщения финансовой информации. При этом, как правило, подробные данные сводятся в удобную и понятную форму и не требуется проверять предпосылки, лежащие в основе этой информации. Используемые процедуры не предназначены и не предполагают, что бухгалтер будет обеспечивать уверенность в отношении финансовой информации. Тем не менее пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе высококвалифицированного специалиста, поскольку услуги предоставляются с должными профессиональной компетентностью и добросовестностью.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 24 не применяется к другим видам сопутствующих аудиту услуг, предоставляемых аудиторами, При оказании данных услуг аудиторам надлежит выполнять общие требования к их качеству.

В соответствии со ФЗ «Об аудиторской деятельности» Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами, определенными ФПСАД №24, могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.