Аудит нематериальных активов
Цель проверки операций с нематериальными активами (НМА) — сформировать мнение относительно правильности их классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности. Для достижения целей аудита операций с НМА аудитор должен решить ряд задач: • изучить состав и структуру НМА; • подтвердить право собственности на них; • подтвердить первичную оценку систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций; • установить правильность отражения в учете операций с НМА; • подтвердить достоверность отражения в учете операций по НМА; • оценить качество инвентаризации НМА. Источники информации: • договоры купли-продажи (создания НМА); • авторские договоры; • акты приема-передачи объектов НМА; • свидетельства на право пользования; • протоколы собраний учредителей о внесении объектов НМА в уставный капитал и согласование их стоимости; • карточки учета НМА; • регистры синтетического и аналитического учета по счетам 04, 05, 08, 19, 20, 25, 26, 60, 76, 91; Главная книга, финансовая отчетность. • положение об учетной политике. Нормативная база • Федеральный закон «О бухгалтерском учете». • Приказ Министерства финансов «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» • Приказ Министерства финансов «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». • Приказ Министерства финансов «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"» (ПБУ 1/08). • Приказ Министерства финансов «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов"» (ПБУ 14/2007). План и программа проверки В начале проверки операций с НМА аудитор должен убедиться, что объекты, отраженные в составе НМА, в действительности являются таковыми, исходя из требований ПБУ 14/2007. Для этого необходимо изучить первичные документы и учетные регистры и сопоставить с перечнем НМА согласно ПБУ 14/2007. Те объекты, которые введены до ПБУ 14/2007, остаются в составе НМА. Следует иметь в виду, что ПБУ 14/2007 распространяется только на коммерческие организации. Далее необходимо изучить правильность оценки НМА и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по их движению. Приобретение и выбытие объектов НМА производится в порядке, аналогичном приобретению и списанию основных средств, — поступление отражается на счете 08, а после того как первоначальная стоимость сформирована, дебетуется счет 04, а выбытие производится с применением счета 91. Далее проверяется соответствие порядка начисления амортизации способам и методам, отраженным в учетной политике. ПБУ 14/2007 дает возможность амортизировать двумя способами: через счет 04 и через счет 05. На заключительной стадии можно проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета НМА записям в Главной книге и балансе. Основными этапами аудита нематериальных активов являются: — ознакомление с учетной и налоговой политикой экономического субъекта в части организации учета нематериальных активов; — проверка результатов последней инвентаризации нематериальных активов; — контроль правильности документального оформления операций по движению нематериальных активов; — определение правильности формирования первоначальной стоимости приобретаемых объектов; — проверка расчетов начисленной амортизации по нематериальным активам и достоверности отражения ее в учете; — проверка правильности заполнения регистров налогового учета; — контроль достоверности и полноты отражения информации о нематериальных активах в финансовой отчетности организации. Выявленные в ходе проверки ошибки фиксируются в рабочей документации аудитора. К наиболее типичным можно отнести следующие ошибки: — неправомерное включение хозяйственных средств в состав нематериальных активов объектов учета; — неправильное формирование первоначальной стоимости объектов нематериальных активов; — необоснованное определение срока полезного использования нематериального актива; — неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов; — отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований. Методы проверки: • сплошная проверка (основные регистры синтетического учета НМА); • выборочная проверка (первичные документы); • опрос; • тестирование; • арифметический пересчет. Обобщение результатов осуществляется в виде рабочих документов, таких как «Таблица выявленных нарушений», «Оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|