Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль качества работы в аудите



 

Внутренний контроль качества. Качество оказания аудиторских услуг непосредственно связано с соблюдением всеми сотрудниками аудиторской организации стандартов аудиторской деятельности.

Внутрифирменный контроль качества аудита должен основываться на системе проверки соблюдения стандартов всех уровней на всех этапах аудиторской деятельности. Вопросам организации внутрифирменного контроля качества посвящено Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №7 «Внутренний контроль качества аудита», согласно которому принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита должны быть реализованы как в рамках всей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №7 «Внутренний контроль качества аудита» содержит следующие разделы:

· «Требования по обеспечению качества аудита»;

· «Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки».

Приложение к данному Федеральному правилу (стандарту) состоит из нескольких разделов.

Раздел «Профессиональные требования» содержит некоторые принципы (независимости, честности, объективности и конфиденциальности) и нормы профессионального поведения, а также конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита, осуществляются аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Среди них выделены конкретные процедуры, в частности:

  • предусматривающие периодическую (не реже одного раза в семь лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица;
  • связанные с назначением аудитора и ассистентов аудитора на задание;
  • способствующие соблюдению независимости при назначении аудиторов для работы с аудируемым лицом.

Раздел «Профессиональная компетентность» содержит принципы и конкретные процедуры, обеспечивающие соблюдения квалификационных требований и непрерывное повышение квалификации.

Раздел «Контрольные полномочия» содержит принципы и конкретные процедуры, обеспечивающие организацию контроля на всех этапах аудиторской проверки, начиная с этапа планирования.

Раздел «Консультирование» содержит принципы и основные процедуры, связанные с организацией консультирования работников аудиторской организации по вопросам организации бухгалтерского учета, специфическим отраслевым особенностям, новациям в налогообложении, с обеспечением работников аудиторской организации нормативной базой.

Раздел «Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги» содержит принципы и конкретные процедуры, направленные на организацию процесса оценки потенциальных аудируемых лиц, оценки перспектив дальнейшего сотрудничества с аудируемыми лицами, у которых проводилась проверка.

Раздел «Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества» содержит принципы и основные процедуры, позволяющие организовать наблюдения за уровнем эффективности разработанных в аудиторской организации процедур контроля качества работы.

Внешний контроль качества. Минфином РФ создана целостная система организации и проведения проверок деятельности аудиторских организаций, организована система предупредительного контроля.

Минфин РФ может проводить такие проверки своими силами или делегировать право проведения проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников данных объединений.

В целях реализации требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» были установлены:

· Примерный порядок организации плановых проверок аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), проводимых Департаментом организации аудиторской деятельности Минфина РФ (2002г.);

· Типовая программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена Минфином РФ 2002г.).

Программой проверки предусмотрено раскрытие следующих основных вопросов.

1. Достоверность данных в документах, представленных для получения лицензии, и своевременность внесения в них изменений аудиторской организацией и (или) индивидуальным аудитором.

2. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) лицензионных требований и условий:

· проверка наличия у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

· проверка наличия в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

· проверка осуществления предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудитору услуг;

· проверка обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ;

· проверка фактов сокрытие обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки;

· проверка фактов занятия аудиторской деятельностью до получения соответствующей лицензии;

· проверка фактов осуществления аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной лицензией.

3. Соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований правил(стандартов) аудиторской деятельности:

· анализ видов аудиторских услуг, предоставляемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых аудиторских услуг (по их видам) в общем объеме выручки от реализации платных услуг. Сопоставление выручки, полученной от оказании услуг по проведению аудиторских проверок, полученной от оказания консультационных услуг (консалтинга);

· проверка наличия фактов обоснованных претензией на качество проведенных аудиторских проверок со стороны заказчиков(надлежащих пользователей), налоговых и правоохранительных органов, органов государственной власти;

· проверка качества оказываемых аудиторских услуг и соблюдение требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При оформлении результатов проверки оформляются специальные унифицированные формы, которые позволяют систематизировать результаты проверок.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Внешний контроль, проводимый аккредитованными профессиональными объединениями, не должен дублировать государственный контроль. При проведении контрольных мероприятий, проводимых аккредитованными профессиональными объединениями в отношении аудиторской организации – члена данного объединения, необходимо проверять соответствие стандартов, разработанных аудиторской организацией, стандартам объединения, исполнение требований данных стандартов на практике (в случае, если аудиторская организация состоит в нескольких аккредитованных профессиональных объединениях, установить непротиворечивость стандартов и соблюдения требовании объединения, которое осуществляет проверку).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.