Здавалка
Главная | Обратная связь

Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права



 

1. Законодатель вводит единый тип договора для большинства объектов интеллектуальных прав – договор об отчуждении исключительного права, который неприменим к фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товара, коммерческим обозначениям.

2. Выделим квалифицирующие признаки договора об отчуждении исключительного права.

Данный договор является консенсуальным. Консенсуальный договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Реальный договор считается заключенным с момента передачи имущества, если в соответствии с законом для заключения договора необходима передача имущества. В определении договора слова о том, что правообладатель передает или обязуется передать, могут ввести в заблуждение, на их основании может быть сделан вывод, что данный договор может быть и реальным, и консенсуальным. Однако это не так. Права нематериальны, поэтому их нельзя физически передать, а следовательно, передача права не есть какое-либо действие, которое является либо моментом вступления в силу договора, либо действием по исполнению договора. Данный договор вступает в силу с момента его заключения. Законодатель использовал слова «передает или обязуется передать» не для того, чтобы, как это принято в юридической технике, показать момент вступления договора в силу, а чтобы показать, что права от правообладателя к приобретателю могут переходить в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, а могут и в иной срок, который должен быть указан в договоре. Если договор подлежит государственной регистрации, то исключительное право к приобретателю переходит в момент государственной регистрации этого договора. Государственной регистрации подлежат договоры об отчуждении исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, зарегистрированные топологии интегральных микросхем, зарегистрированные программы для ЭВМ и базы данных, товарные знаки.

Договор, как правило, возмездный. Однако стороны могут предусмотреть, что данный договор является безвозмездным. В соответствии со ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, возмездный. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Таким образом, договор является возмездным, если за исполнение обязанностей следует не только плата, но и любое иное встречное предоставление, например оказание услуг, выполнение работ, передача вещи. В связи с этим возникает вопрос: может ли в возмездном договоре об отчуждении исключительного права плата выражаться не только в денежном выражении, но и в другой форме? Представляется, что контекст п. 3 ст. 1234 ГК РФ не позволяет сделать вывод о том, что встречное предоставление может иметь иные формы помимо денежной. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что вознаграждение в договоре должно быть выражено в денежной форме.

Возмездный договор является двусторонним, а безвозмездный – односторонним.

Вместе с тем необходимо отметить, что безвозмездный договор об отчуждении исключительного права не порождает обязательства, так как в силу него происходит только переход права от одного лица к другому.

3. Содержание договора составляют его условия, которые принято делить на существенные, обычные и случайные.

Существенные условия –это условия, необходимые и достаточные для заключения договора. Если соглашение по существенным условиям договора не достигнуто, договор считается незаключенным.

Существенным условием данного договора, как и любого другого договора, является его предмет. В данном типе договора предметом выступает исключительное право, не могут быть предметом другие имущественные и тем более неимущественные права. Предмет договора должен быть максимально определен путем указания на объект права. Если объект права не будет конкретизирован, то не будет конкретизирован и предмет договора.

Если договор является возмездным, а он таким является, если в самом договоре не указано, что он безвозмездный, то существенным условием договора об отчуждении исключительного права выступает размер вознаграждения, который должен быть определенным или определяемым. Согласно ч. 2 п. 3 ст. 1234 ГК РФ при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса, не применяются.

4. Форма договора. Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме. Если заключается договор об отчуждении исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, зарегистрированные топологии интегральных микросхем, зарегистрированные программы для ЭВМ и базы данных, товарные знаки, то договор подлежит государственной регистрации. Правовым последствием несоблюдения письменной формы договора и требования о государственной регистрации является недействительность договора.

5. Кроме того, исключительное право может быть обременено, правообладатель может предоставить право на использование третьим лицам, т.е. заключить лицензионные договоры либо заключить договор о залоге исключительного права. Такое обремененное исключительное право может выступать в качестве предмета договора об отчуждении исключительного права. Исключение составляет только оговорка в договоре о залоге исключительного права о том, что данное право не может быть отчуждено. Если, несмотря на такую оговорку в договоре залога, правообладатель заключит договор от отчуждении этого права, то договор об отчуждении на основании ст. 168 ГК РФ должен быть признан недействительным и соответственно применены последствия недействительности договора. Представляется, что установление в лицензионных договорах условия о невозможности отчуждения исключительного права будет ничтожным в соответствии с п. 3 ст. 22 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 22 ГК РФ полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом. При переходе права по договору об отчуждении исключительного права лицензионные договоры сохраняют силу (п. 7 ст. 1235). При этом в случае заключения договора об отчуждении исключительного права, обремененного лицензионным договором, согласия лицензиата не требуется. В соответствии с п. 7 ст. 1235 переход исключительного права не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем. Однако обладатель должен уведомить лицензиата об отчуждении права, в противном случае согласно п. 3 ст. 382 ГК РФ, если должник, в нашем случае – лицензиат, не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательств прежнему правообладателю будет признано исполнением надлежащему кредитору.

6. Сторонами договора являются правообладатель и приобретатель. В качестве правообладателя выступает лицо, обладающее исключительным правом. Первоначально данное право возникает у автора, однако оно может в силу закона или договоров перейти к другим лицам. Необходимо обратить внимание, что обладать исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации могут несколько лиц, при заключении договора в отношении такого объекта образуется множественность лиц на стороне правообладателя.

7. В пункте 5 ст. 1234 Кодекса предусмотрены два вида последствий нарушения приобретателем обязанности выплатить вознаграждение в зависимости от того, перешло исключительное право к приобретателю или нет, и от характера нарушения права. Если право перешло к приобретателю по договору, прежний правообладатель имеет право при существенном нарушении его права на вознаграждение в судебном порядке потребовать перевода прав приобретателя на себя и возмещения убытков. Это может иметь место в случае, как если право перешло в момент заключения договора, так и если право перешло позднее к приобретателю, но до вынесения решения судом. При решении вопроса о том, какое нарушение следует рассматривать как существенное нарушение, необходимо учитывать положения п. 2 ст. 450 ГК РФ, согласно которым существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Если нарушение не является существенным, а понятие «существенное» в любом случае носит оценочный характер, правообладатель может требовать возмещения убытков в полном размере. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы право не было нарушено (упущенная выгода). Порой доказать наличие упущенной выгоды очень сложно, поэтому вместо возмещения упущенной выгоды можно потребовать выплаты процентов, начисленных на невыплаченную сумму вознаграждения.

Если исключительное право не перешло к приобретателю, то при простом нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Спасибо тем людям, которые вошли в жизнь Львов
и сделали её прекрасной. И ещё, спасибо тем людям,
которые вышли из неё, и сделали её ещё лучше.Спасибо тем людям, которые вошли в жизнь Львов
и сделали её прекрасной. И ещё, спасибо тем людям,
которые вышли из неё, и сделали её ещё лучше.


[1] ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ(фр. droit de suite) – право автора произведения искусства в случае публичной перепродажи его произведения по цене, превышающей предыдущую (на установленную законом величину), на вознаграждение от продавца в виде процентного отчисления от перепродажной цены. П.с. действует в течение того же периода, что и авторское право. При жизни автора П.с. принадлежит автору, после смерти – наследникам. П. с. имеет своим объектом только оригиналы произведений и не распространяется на копии. Положения о П.с. впервые были включены в законодательство Французской Республики (1920). В ряде государств П.с. известно под названием «долевого участия». Статьей 14 Бернской конвенции право долевого участия признается в более широком объеме, чем классическое П.с,, которое применяется к иностранным авторам на основе принципа взаимности. В РФ П.с. имеет своим объектом только оригиналы произведений изобразительного искусства и не распространяется на иные виды произведений. Согласно Закону РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» в каждом случае публичной перепродажи произведений искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Высказывается точка зрения, согласно которой П.с. выходит за рамки авторского права ввиду того. что существование правомочия следования противоречит принципу «исчерпания исключительных прав». При разрешении споров П.с. рассматривается судами как имущественное право, предоставляемое автору с того момента, когда он отчуждает свое произведение.

[2] ПРАВО ДОСТУПА –одно из моральных прав автора; право создателя произведения изобразительного искусства, напр. картины, требовать от ее собственника возможности изготовить авторскую копию. П.д. исходит из факта разрыва между картиной как объектом авторского права и материальным носителем этого произведения – в случаях, когда его собственник не является автором. Автор вправе требовать именно доступа, а не доставки к нему картины.

Права доступа(к информации) — совокупность правил, регламентирующих порядок и условия доступа субъекта к информации и её носителям, установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации.

Права доступа определяют набор действий (например, чтение, запись, выполнение), разрешённых для выполнения субъектам (например, пользователям системы) над объектами данных. Понятно, что требуется некая система для предоставления субъектам различных прав доступа к объектам. Это система разграничения доступа субъектов к объектам, которая рассматривается в качестве главного средства защиты от несанкционированного доступа к информации по руководящему документу «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации»







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.