Здавалка
Главная | Обратная связь

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда организациями различных форм собственности



БЛОК I

1. Введение в планирование. Функции планирования в рыночной среде.

2. Пределы планирования.

3. Принципы планирования.

4. Типы внутрифирменного планирования.

5. Процесс планирования в экономической организации

1. Введение в планирование. Функции планирования в рыночной среде.

 

С точки зрения экономической теории планирование- это механизм, который заменяет «невидимую руку рынка». Вопрос о необходимости планирования на макроуровне решается в рамках различных научных школ по- разному. Есть как приверженцы политики государственного невмешательства в экономику, так и противники. Противники саморегулирования экономики апеллируют к тому, что существуют не только устойчивый вид равновесия на рынке, но и асимптотически устойчивый, не устойчивый. Кроме того, существует запаздывание реакции рынка (быстрое изменение спроса и медленное предложения), влияние неценовых факторов на точку равновесия и, поэтому, движение к точке равновесия может быть сравнительно долгим, а значит - не рациональным (не эффективным). Планирование в большей мере, чем саморегулирование рынка решает главную проблему экономики - ограниченность ресурсов. Ведь при планировании ресурсы используются максимально эффективно.
Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве. К ним следует отнести:

1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.

2. Систематический рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Так как коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, то увеличивается и доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.

3. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных «внешних эффектов» экономической деятельности.

4. Появление более сложных и чрезвычайно важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения деятельности и развития интеграционных процессов.

5. Обострение глобальных проблем современности (продовольственный кризис, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обуславливает все усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного прогнозирования.

6. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.
С точки зрения менеджмента - планирование одна из функций управления. Большой экономический словарь так определяет планирование:
Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.
Планирование является свойством большинства целеустремленных систем. Под целеустремленными системами в экономической литературе понимают системы, способные распознать свои потребности и выбрать способы их удовлетворения. Планы могут быть комплексными или специализированными на одном из аспектов экономической жизни. Планирование может быть локальным и глобальным; планы могут быть перспективными и оперативными, стратегическими или, напротив, тактическими.
Как говорилось выше, к планированию применим макроподход, выявление общих основ, концепций. В то же время можно говорить о преломлении общих законов и принципов к отдельным сферам разработки планов, а также о планировании на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (планировании на микро- уровне).
Вопрос о необходимости планирования на микро - уровне не возникает, т.к. планирование уменьшает трансакции (затраты на поиск покупателя или продавца, проведение переговоров и т.д.).
Необходимость планирования в экономической организации определяется еще и тем, что планирование выполняет следующие функции:


  • Позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы;

  • Позволяет подготовиться к использованию будущих благоприятных условий;

  • Систематизирует возникающие проблемы;

  • Улучшает координацию между подразделениями и службами экономической организации;

  • Увеличивает проходимость информации;

  • Упрощает и систематизирует выполнение функции контроля за производственно- хозяйственной деятельностью.


Кроме этого, всеобщие формы общественного производства (разделение труда, специализация, кооперация, концентрация) предопределяют дальнейшее укрупнение производств и, следовательно, их усложнение. Значит, будет усложняться производственный менеджмент вообще и планирование, как функция менеджмента, в частности.
Можно сделать следующий вывод:
Сущность планирования на микроуровне заключается в научном обосновании на уровне отдельного экономического субъекта социально-экономических целей, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг; установления показателей их производства, распределения и потребления таких, которые при эффективном использовании ограниченных ресурсов приведут к достижению в заданном периоде поставленных целей.
В общем случае принято различать формальное, инкрементальное и системное планирование:

1. При формальном подходе действительность чрезмерно упрощается, незакоррелированными остаются множество важных факторов воздействия, так как при данном подходе:

- происходит абстрагирование от всего, не поддающегося точному измерению (экологическая цена, политическая приемлемость решений);
- также не учитывается, что планируемые системы и их окружение непрерывно развиваются в условиях неопределенности.
При этом цели и задачи планирования объективно заданы.

2. Инкрементальное (от англ. incrementalion - политика постепенных преобразований) планирование. Основным постулатом данного типа планирования является мысль о том, что способности человека предвидеть будущее - ограничены. Инкрементальное планирование основывается не на точных методах, а на поиске решений, являющихся рациональными при упомянутых выше ограничениях. Данный тип планирования ориентирован на пассивное приспособление к обстоятельствам.
Задача инкрементального планирования - улучшить систему в пределах возможного и последовательно реагировать на новые проблемы и возможности по мере их появления. В общем случае можно говорить о том, что цели и задачи инкрементального планирования зависят от стихийных политических торгов и компромиссов.

3. Системное планирование, в сущности, представляет собой соединение формального и инкрементального типов планирования. От первого типа на вооружение берутся точные методы исследования. От второго - восприятие целостности системы с включением неформальных факторов.
Задача системного планирования в преобразовании системы и ее среды в направлении определенных идеалов. По определению Рассела Акоффа, планирование - это проектирование желаемого будущего и изыскания путей его построения. Акофф говорит о том, что будущее подвластно нашему контролю.
Планирование на основе системного подхода исходит из того, что рациональное целеполагание невозможно без глубокого структурирования проблемы с точки зрения выявления вовлеченных в нее сил, вскрытия существа конфликтов, выяснения ценностей и мотивов всех их участников, изучения используемых ими критериев, выявления индивидуальных и групповых приоритетов и т.п. В конечном итоге выбор целей и задач плана интерпретируется как органическая часть самого планирования.
В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

 

2. Пределы планирования

Статистические исследования последних лет показали, что только 27% экономических субъектов полномасштабно и на долгосрочной основе используют планирование в своей деятельности. Ранее мы доказали необходимость планирования в деятельности экономического субъекта. Видимо, существуют некоторые препятствия для полномасштабного использования данного механизма.
Объективные и субъективные причины, ограничивающие возможности планирования в экономической организации называют пределами планирования.
Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Неопределенность рыночной среды.
Неопределенность качественных и количественных характеристик рыночной среды имеет различные корни. Основными ее причинами можно считать следующие: стратегические факторы, связанные с характером принятия решений; технологические факторы, обусловленные развитием научно- технического прогресса; политические факторы, вызванные социально- политическими сдвигами; информационные факторы, обусловленные неполнотой, ненадежностью, неточностью имеющейся информационной базы планирования; экологические факторы, вызванные изменениями природной среды, которые заранее не поддаются полному учету.
Если прогноз позволяет в той или иной мере учитывать изменения всех перечисленных факторов, то план- это такой прогноз, когда переменная контролируется самим прогнозистом. А значит, множество факторов влияния остаются неучтенными при планировании.
Экономические субъекты стремятся упорядочить свои внешние отношения путем вытеснения воздействий рынка на свою деятельность. Контроль над рынком обычно осуществляют следующими способами:

· Контроль над спросом.
Можно выделить две формы контроля. Условно назовем их пассивным контролем и активным контролем.
Пассивный контроль- это не попытка изменения спроса под возможности предприятия, а приспособление фирмы к потребительским нуждам и настроениям. Сделать это можно посредством маркетинговых исследований. Но в этом случае силы конкуренции не позволяют установить целиком планируемые и абсолютно устойчивые отношения с потребителями.
Активный контроль- установление монопольного влияния на рынке. Конкуренция между крупными предприятиями может иметь особо разрушительный характер. При больших размерах предприятий и высоком уровне техники самая большая доля средств идет на приобретение машин оборудования, а также зданий и сооружений. Все это не может быть легко извлечено из одной отрасли и перемещено в другие, так что в случае падения цен на товары крупным предприятиям угрожают большие потери. В целях уменьшения конкуренции, установления высоких цен на товары, получения максимальной прибыли и снижения неопределенности рыночной среды крупные предприятия объединяются в монополистические союзы. Для монополии характерны следующие признаки:
1) монополист выступает как единственный продавец, который может диктовать свою волю на рынке;
2) реализуемый товар имеет уникальные характеристики (свойства);
3) монополист обладает рыночной властью - диктует цены, определяет объемы поставок товаров на рынки, условия продаж и т. д.;
4) для сторонних фирм монополист стремится искусственно установить непреодолимые барьеры.
Типичными формами монополистических объединений являются консорциумы, картели, синдикаты, тресты, концерны.
В качестве монополиста может выступать не только крупное, но и любое другое предприятие, которое выходит на рынок с новым продуктом. Свою монополию оно закрепляет путем патентования новшества или просто содержания его в секрете. Наличие патента дает исключительное право на использование данного новшества. Такая монополия обычно длится недолго, примерно 2-3 года, т. к. за это время другие фирмы находят способы раскрыть секреты и “обойти” патент, например, путем разработки схожего продукта, но с какими-то достаточно существенными отличиями.
Монопольная власть над спросом при активном контроле также достаточно неустойчива и недолговечна. Противодействуют монопольному контролю спроса неизбежно возникающие силы конкуренции, с одной стороны, и антимонопольная деятельность государства- с другой.

· Вертикальная интеграция.
Вертикальная интеграция означает проникновение предприятий в другие отрасли, которые по отношению к основному их производству выполняют функции последовательных технологических ступеней или связаны с ним по линии снабжении и сбыта.
Вертикальная интеграция является исторически наиболее ранней формой комбинирования. В передовых странах она начала появляться в конце 20-х годов столетия.
В начале 50-х годов доля вертикальной интеграции в слияниях и поглощениях фирм США составила 24 %, а в начале 90-х годов - около 6 %. Вертикальная интеграция укрепляет позиции фирм на рынке, т. к. она гарантирует им поставку ресурсов и сбыт продукции. С другой стороны, в условиях НТР сдерживающее влияние на этот процесс оказывает появление заменителей натурального сырья. Их применение может оказаться дешевле, чем применение натурального сырья, а вертикально интегрированные фирмы могут себя “привязать” к определенным видам сырья. Однако в целом вертикальная интеграция способствует комплексному использованию всех видов производственных ресурсов, рациональному сочетанию последовательных стадий производства, сокращению длительности производственного цикла, снижению в целом издержек производства и, следовательно, снижению рыночной неопределенности.

· Прямые договорные связи.
Прямые договорные связи означают поставку продукции поставщиком непосредственному потребителю. В договорах определяются при этом следующие параметры:

1) объем продукции;

2) сроки и условия поставки;

3) качество продукции;

4) санкции за нарушение договорных обязательств.
Готовая продукция может быть условно подразделена на два важнейших вида. Особенность продукции первого вида состоит в том, что она является узкоспециализированной или технически сложной, число ее покупателей невелико. Сами потребители размещаются на географически компактной территории, четко определяют свои потребности. Они часто имеют длительные связи с изготовителями. Прямые связи необходимы для обеспечения сложного монтажа, отладки, до- и послепродажного обслуживания самим изготовителем. Это особенно важно для строительной продукции которая всегда обладает уникальными свойствами, т.е. является узкоспециализированной.
Ко второму виду относится продукция стандартного, неспециализированного характера. Число потенциальных покупателей этой продукции велико, они пространственно рассредоточены. Обычно такие товары - достаточно широкого производственного назначения, и цена их сравнительно невысока. Снабжение этими товарами обычно происходит через посредников.
В последнее время во многих развитых странах произошли изменения в структуре производимой продукции. Они выразились в увеличении роли технически сложных и наукоемких изделий, а также продукции, специально предназначенной для удовлетворения узких, строго дифференцированных потребностей. Например, для строительной отрасли это готовая строительная продукция, выполненная с использованием новых материалов, технологий, архитектурно-планировочных решений. Многими производителями стала весьма критически оцениваться способность неподготовленных посреднических предприятий оказывать квалифицированные услуги по продаже и техническому обслуживанию готовой строительной продукции. В этой связи прямые договорные связи между поставщиками и потребителями готовой строительной продукции стали иметь большое значение.
Приспосабливаясь к изменившейся на рынке ситуации, независимые посреднические предприятия подвергли пересмотру важнейшие направления своей торговой политики. Они вступили на путь более тесного сотрудничества с производителями. С одной стороны, крупные посреднические фирмы, используя свое знание рынка, начали сами разрабатывать характеристики отдельных видов продукции и размещать (на добровольной основе) заказы на ее производство среди строительных предприятий. С другой стороны, фирмы-производители в ответ на готовность посредников к сотрудничеству стали заключать с ними соглашения о совместной рекламе и правах реализации своей продукции в определенных регионах, предоставлять консультации, осуществлять обучение персонала посреднических фирм на специальных курсах, ликвидируя тем самым пробелы в его квалификации. В целом, как показывает мировой опыт, рациональная доля приобретения потребителями продукции непосредственно у изготовителей составляет 50-70 %. Такое соотношение характерно и для нашей экономики.
Как и другие способы увеличения пределов планирования, прямые договорные связи не устраняют риска, связанного с невыполнением обязательств одной из сторон.

· Выстраивание предпринимательских сетей.
Предприятия могут уменьшить неопределенность внешней среды, используя, помимо прямых договорных связей, такую форму взаимодействия, как предпринимательские сети. Предпринимательские сети объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы друг в друге, на основе гибких взаимоотношений, сотрудничества, построенного на доверии. От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они подкрепляются не силами закона, а морально- этическими нормами, отношениями доверия.
Сети позволяют получить преимущества, которые дает вертикальная интеграция, и вместе с тем дают возможность сохранить выгоды гибкой, хорошо адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры.
К конкретным преимуществам сетей относятся: быстрое распространение и создание новой, необходимой для предприятия информации, ускорение внедрения инноваций, разделение риска между участниками сетей.

2. Издержки планирования.
При планировании фирма несет дополнительные затраты на проведение исследований, организацию структурных подразделений и привлечение дополнительного персонала.
Таким образом, планирование, по определению, минимизирующее неэффективность использования ограниченных ресурсов, в то же время само требует отвлечения части ресурсов на реализацию процесса. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо при организации процесса планирования сравнивать эффект от внедрения и поддержания системы планирования предприятия с расходами ресурсов на данный процесс.
Минимальные затраты на планирование, которые предприятие будет нести всегда - это затраты на трансакции, которые обеспечивают выживание экономической организации. Любые дополнительные затраты должны обеспечивать развитие предприятия.
Трудность при определении оптимального размера затрат на планирование заключается в том, что планирование приносит предприятию все виды эффекта - экономический, социально- экономический и социальный. Как известно последние два не предполагают прямого измерения в стоимостном выражении.

3. Масштаб деятельности фирмы
Чем крупнее фирма, тем больше финансовых возможностей, тем ярче долгосрочные цели и больше высококвалифицированного персонала. Следовательно, только крупные предприятия могут позволить себе исходя из имеющихся специальных ресурсов и в рамках стратегического целеполагания, осуществлять полномасштабное планирование своей деятельности.

Пример (строительная отрасль в период распада – период роста)


Каковы же особенности строительной отрасли России с точки зрения пределов планирования? Важным для нас является ответ на вопрос об экономической стабильности в стране, прибыльности строительного производства, источниках его финансирования и количестве крупных предприятий в отрасли.
Условно рассмотрение тенденций рынка можно разделить на два периода - период спада 1990-1999 гг. и, продолжающийся по сей день, период роста (начало периода 2000г.)
Объем валового внутреннего продукта России в 1990-1999 гг. упал на 40,5 %. Если сравнить объем валовых инвестиций в основной капитал в РФ, то в 1999 г. он составил к уровню 1990г. 22,5 %.
Объем строительных работ в 1990-1999гг. упал в 3,2 раза и составил в 1999г. 31,3 % к уровню 1990г.
Характерной чертой данного периода в России стало не только снижение объемов инвестирования, но и нарастание массы изношенного оборудования и строительных элементов зданий. По оценке специалистов сегодня реально востребовано примерно 55 % основного капитала в промышленности, а остальная часть находится вне спроса и тоже требует замены на новой технологической основе.
При развертывании рыночных реформ возлагались большие надежды на то, что жилищное строительство и связанная с ним социальная сфера (где спад меньше, чем в производственной сфере) послужит мультипликатором экономического роста. Однако, в конечном счете, этого не произошло в 1996-1999 гг. объем ввода жилья сократился к уровню 1995 г. на 22 %, при некотором, правда, росте индивидуального жилищного строительства. Причина - низкая платежеспособность большинства населения, дорогие кредиты и высокие цены на жилье.
Если сравнивать инвестиции в основной капитал в 1999 г., то по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. в среднем по промышленности имел место рост инвестиций в основной капитал на 9,8 %.
Определенное оживление и рост инвестиционной активности в 1999 г. отмечен в сфере жилищного строительства. Так за 1999 г. введено 32 млн. м2 общей площади жилых домов, что на 4,3 % больше аналогичного периода 1998 г. Положительное явление этих лет - стабильный рост ввода жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками за счет собственных средств и кредитов банков.
В то же время следует отметить, что усилился процесс децентрализации финансирования жилищного строительства: Государственная поддержка из Федерального бюджета и доля бюджетных средств на развитие экономики и социальной сферы России в 1999 г. снизились. Бюджетные инвестиции направляются на различные цели, но, прежде всего на поддержку систем жизнеобеспечения, развитие инфраструктуры, перспективных видов производств, но в целом этих средств явно недостаточно, да и используются они часто малоэффективно - без четких приоритетов.
В целом, все же можно констатировать, что 1999 год, по-видимому, стал первым за истекшее 10-летие годом, когда объемы капиталовложений повысились,хотя и в относительно небольших масштабах. Так, объем подрядных работ за год составил 315 млрд. руб. и увеличился против предыдущего года на 5 % (в сопоставимых ценах). Вместе с тем продолжали действовать факторы, сдерживающие наращивание объемов работ, такие как низкая инвестиционная активность, неплатежеспособность заказчиков, рост цен на строительные материалы. Средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций оставался низким - 57 %, а доля строительных машин с истекшим сроком службы достигала 47%.
Данные о технологической структуре инвестиций за 1999 г. в сравнении с 1998 г. показывают некоторый рост доли оборудования в общем объеме капитальных вложений с 29,8 до 36,5 %.
Итоги 2000- 2001 годов подтверждают, что Правительству Российской Федерации удалось добиться последовательности в решении поставленных задач социально-экономического развития, создать условия для притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику России и, в первую очередь, в промышленный сектор экономики, в развитие новых отраслей.
Рост производства, очищенный от сезонной и календарной составляющих, в 2001 году продолжается. В 2000 году произошло кардинальное изменение динамики промышленного производства. В 2000 году начался рост- на 2,1% по сравнению с предыдущем годом. В I полугодии 2001 года физический объем ВВП увеличился, по предварительной оценке, на 5.4% к соответствующему периоду 2000 года.

Таблица 1.1.

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда организациями различных форм собственности

(в фактически действовавших ценах, млрд.руб.; с 1998 г. – млн. руб)

1993. 1994 г 1995 1996 . 1997 . 1998. 1999 . 2000 .
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда – всего в том числе по формам собственности: 17082 61847 153369 225802 242613 240895 329943 530300
- государственная 4857 11227 19325 27861 31055 30646 38814 -
- муниципальная 199 706 1829 2101 2217 2834 3331 -
- частная 4162 21526 65928 109004 120093 129525 189717 -
- смешанная российская (без иностранного участия) 7104 27467 64748 84422 86239 71654 90911 -
- прочие 760 921 1539 2414 3009 6236 7170 -


Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2000 г. составил 530,3 млрд. рублей, или 111,5% к уровню 1999 г. За период 1993-2000 год объем работ по договорам строительного подряда представлен в таблице 1.1.
При отмеченных благоприятных тенденциях, рост производства в России все же отстает от темпов, достигнутых в 2000 году. Это объясняется тем, что воздействие посткризисных факторов, продолжавшееся в течение двух лет, в основном уже исчерпано. Имеется в виду прежде всего эффект девальвации рубля, улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и снижения издержек производства за счет падения реальной заработной платы.
С 2000 года вступают в действие другие источники роста, условия для которых формировались в последние годы. Они непосредственно связаны с намеченными и предпринимаемыми мерами Правительства России.
Во-первых, это потребительский спрос населения, (в особенности на непродовольственные товары, спрос на которые возрос по сравнению с I полугодием 2001 года на 12,8%).
Во-вторых, это инвестиционный спрос, который заметно активизировался во втором квартале текущего года. Темпы роста инвестиций в 2001 году (при устранении сезонных факторов) сопоставимы с инвестиционным бумом первого полугодия 2000 года. Причем особенностью нынешнего инвестиционного подъема является ускоренный рост вложений в машины и оборудование, что благотворно сказывается на динамике отечественного машиностроения.
По состоянию на 1 января 2000 г. в строительном комплексе функционировало 136,7 тыс. организаций, в том числе с численностью работников до 100 человек – 131,0 тыс. организаций (на начало 1997 . – соответственно 134,6 и 125,0 тыс. организаций). В 1999 г. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, выполнили 25,3% от общего объема подрядных работ (в 1996 г. – 20,3%). Изменяется структура собственности- государственных предприятий в отрасли всего 3,3 тыс. и они выполняют 12% всего объема подрядных работ.
Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли начался и продолжается процесс интеграции, создания новых типов ассоциаций, концернов, акционерных объединений, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний. В 2000 г. в Российской Федерации насчитывалось 85 финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные образования, которые включают в себя строительные подразделения, могут способствовать возрождению инвестиционной деятельности, стабилизации хозяйственных связей, развитию рынка строительных работ в России.

Таблица 1.2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.