1.
| Сведения
о преподавателе
| Мухажанова Нагима Айтмухамбетовна старший преподаватель кафедры «Экономика природопользования» Казахского экономического университета имени Т.Рыскулова, пед.стаж 29 лет. каб. № 327 р.т.: 3771983, д.т.: 3090975, сот.87773655707, nmukhazhanova@mail.ru
|
2.
| Пререквизиты дисциплины
| Экология и устойчивое развитие
|
3.
| Постреквизиты дисциплины
| Глобальная экология
|
4.
| Описание дисциплины
| Геоэкология – одна из ряда частных научных дисциплин, входящих в социальную экологию. Этот раздел географической науки изучает состояние и закономерности пространственной дифференциации природно-антропогенных геосистем (ландшафтов). В основу геоэкологии положен принцип комплексного системного подхода к решению проблемы природного окружения человека. Суть геоэкологического подхода заключается в оценке возможных изменений природы или их последствий с позиции необходимости обеспечения и сохранения здоровой экологической среды в границах определенной географической системы: ландшафта, физико-географического района, округа, провинций, страны, ландшафтной зоны и пр
|
5.
| Цель изучения дисциплины
| Заключается в изучении основ учения об охране природы, изучение основополагающих принципов геоэкологии, как науки о экологическом фоне природно- антропогенных систем Земли, практическое приложение выявленных закономерностей к теории и практике прикладной экологии.
|
6.
| Задачи изучения дисциплины
| - Раскрыть теоретические основы геоэкологии;
- Дать общую характеристику природно-ресурсного потенциала и основных экологических проблем Республики Казахстан;
- Осветить научные концепции и составные части охраны природы;
- Определить проблемы и перспективы развития системы управления в сфере природопользования и ООС РК.
|
7.
| Компитенция
дисциплины
| Должен знать:
- структуру экологических факторов окружающей среды;
- экологические проблемы техногенеза;
- геологические принципы хозяйственного освоения геосистем
Должен уметь:
- рассчитать условия адаптации человека к фону нарушенных геосистем;
- предвидеть экологические последствия влияния антропогенеза на геосистемы.
Приобрести практические навыки:
- составления созологических (природоохранных) карт;
- составления карты типов местообитаний (эдатопов).
|
Недели
| Наименование тем
| Очное отделение
|
Всего
| Лекции
| Практ.
| СРСП
| СРС
|
1.
| Теоретические и методологические основы геоэкологии.
|
|
|
|
|
|
2.
| Экологические факторы и общие закономерности их воздействия на геосистемы.
|
|
|
|
|
|
3.
| Адаптация человека к условиям экологически дестабилизированных геосистем.
|
|
|
|
|
|
4.
| Антропоустойчивость геосистем, критерии и методы оценки экологического качества окружающей среды.
|
|
|
|
|
|
5.
| Экологические проблемы техногенеза.
|
|
|
|
|
|
6.
| Природно-техногенные геосистемы(ПТГС) – как объект системного геоэкологического анализа .
|
|
|
|
|
|
7.
| Проблемы охраны природы в период НТР. *
|
|
|
|
|
|
8.
| Охрана атмосферного воздуха. Гигиенические нормативы – ПДК, ПДВ, ПДЭН.
|
|
|
|
|
|
9.
| Охрана земельных ресурсов и почв.
|
|
|
|
|
|
10.
| Охрана ресурсов недр. Классификация природных ресурсов.
|
|
|
|
|
|
11.
| Водные ресурсы и их рациональное использование.*
|
|
|
|
|
|
12.
| Охрана животного мира и растительности.
|
|
|
|
|
|
13.
| Охрана ландшафтов Классификация антропогенных ландшафтов по Ф.Н. Малькову.
|
|
|
|
|
|
14.
| Охраняемые природные территории.(ОПТ )
|
|
|
|
|
|
15.
| Экономические и эколого-хозяйственные аспекты охраны природы.
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
№
| План лекций
| План практических занятий
|
1.
| Теоретические и методологические основы геоэкологии.
| Тема: Теоретические и методологические основы геоэкологии.
Составить Эссе на одну из этих тем:
1. «Стратегия и структура геоэкологии».
2.. «Теория, объект, предмет обучения геоэкологии».
|
2.
| Экологические факторы и общие закономерности их воздействия на геосистемы.
| Тема: Экологические факторы и общие закономерности их воздействия на геосистемы.
Подготовить презентацию на одну из этих тем:
1. Классификация экологических факторов, закономерности их воздействия.
2. Экологическая дестабилизация как результат воздействия на геосистемы различных экологических факторов.
|
3.
| Адаптация человека к условиям экологически дестабилизированных геосистем.
| Тема: Адаптация человека к условиям экологически дестабилизированных геосистем.
Подготовить доклад на одну из этих тем:
1. Критерии определяющие толерантность человека. Нормативы ПДК.
2. Техногенные аномалии по А.И.Перельману.
3. Биогеохимические эндемии. Болезни вызванные комплексным воздействием загрязнителей.
|
4.
| Антропоустойчивость геосистем, критерии и методы оценки экологического качества окружающей среды.
| Тема: Антропоустойчивость геосистем, критерии и методы оценки экологического качества окружающей среды.
Подготовить презентацию на одну из этих тем:
1. Антропогенные ландшафты- как часть современных ландшафтов.
2. Устойчивость ландшафтов, механизмы ее обеспечения. Критерии антропоустойчивости геосистем.
3. Классификация устойчивости геосистем. Методы оценки экологического качества природной среды
|
5.
| Экологические проблемы техногенеза.
| Тема: Экологические проблемы техногенеза.
Составить Эссе на одну из этих тем:
1. Понятие термина техногенез, техносфера.Классификация всего многообразия антропогенных воздействий, фоново-параметрические воздействия и ландшафтно-деструктивные.
2. Концепция ресурсного цикла по И.В.Комара.
|
6.
| Природно-техногенные геосистемы(ПТГС) – как объект системного геоэкологического анализа .
| Тема: Природно-техногенные геосистемы(ПТГС) – как объект системного геоэкологического анализа .
Составить Эссе на одну из этих тем:
1. Понятие терминов : геосистема, интегральная геосистема, природно-технические геосистемы.
2. Основные этапы во взаимоотношениях науки и техники с начала ХХ века.
3. Основные принципы проектирования ПТГС. Критерии и методы оценки экологического состояния технических ландшафтов.
|
7.
| Проблемы охраны природы в период НТР.
| Тема: Проблемы охраны природы в период НТР.
Подготовить доклад на одну из этих тем:
1. Анализ антропогенного влияния на природную среду с момента возникновения первобытного общества.
2. Антропогенное воздействие как мощный фактор, меняющий коренным образом облик планеты.
3. Проблемы нарушения экологического равновесия. Деятельность «Римского клуба»
|
8.
| Охрана атмосферного воздуха. Гигиенические нормативы – ПДК, ПДВ, ПДЭН.
| Тема: Охрана атмосферного воздуха. Гигиенические нормативы – ПДК, ПДВ, ПДЭН.
Подготовить доклад на одну из этих тем:
1. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнений.
2. Гигиенические нормативы – ПДК, ПДВ, ПДЭН. Методы контроля за соблюдением нормативов.
|
9.
| Охрана земельных ресурсов и почв.
| Тема: Охрана земельных ресурсов и почв
Составить Эссе на одну из этих тем: 1. Анализ состояния земельного фонда планеты. Основные фонды использования земельных ресурсов.
2. Структура земельного фонда Республики Казахстан. Эрозия почв и борьба сней. Мероприятия по защите почв. Применение биометодов как альтернативы пестицидам. Охрана земель. Земельный кадастр.
|
10.
| Охрана ресурсов недр. Классификация природных ресурсов.
| Тема: Охрана ресурсов недр. Классификация природных ресурсов.
Подготовить презентацию на одну из этих тем:
1. Топливно-энергетические ресурсы Казахстана.
2. Принципы рационального использования и охраны богатств недр.
|
11.
| Водные ресурсы и их рациональное использование.
| Тема: Водные ресурсы и их рациональное использование.
Подготовить презентацию на одну из этих тем:
1.Виды и источники загрязнения акваторий. Самоочищение водоемов.
2. Водоохранные мероприятия.
|
12.
| Охрана животного мира и растительности.
| Тема: Охрана животного мира и растительности.
Подготовить доклад на одну из этих тем:
1. Биологические ресурсы планеты. Значение растительных ресурсов для живых организмов и человечества.
2.Применение биотехнологических разработок для повышения биопродуктивности растений.
3. Ресурсы животного мира. Мероприятия по охране биоресурсов.
|
13.
| Охрана ландшафтов Классификация антропогенных ландшафтов по Ф.Н. Малькову.
| Тема: Охрана ландшафтов Классификация антропогенных ландшафтов по Ф.Н. Малькову.
Подготовить презентацию на одну из этих тем:
1. Антропогенные ландшафты – современное направление в географической науке.
2. Классификация антропогенных ландшафтов по Ф.Н. Милькову.
3. Мероприятия по улучшению нарушенных земель. Охрана ландшафтов.
|
14.
| Охраняемые природные территории.(ОПТ)
| Тема: Охраняемые природные территории.(ОПТ)
Подготовить презентацию на одну из этих тем:
1.Природно-заповедный фонд. Классификация и категории ОПТ. 2.Охраняемые природные территории мира. Определение, задачи, пространственная и организационная структура заповедника.
3.Обзор заповедников в РК.
|
15.
| Экономические и эколого-хозяйственные аспекты охраны природы.
| Тема: Экономические и эколого-хозяйственные аспекты охраны природы.
Подготовить доклад на одну из этих тем:
1. Экономическая оценка стоимости мероприятий направленных на поддержание оптимального состояния геосистем. Внеэкономическая оценка.
2. Балансы как один из путей прогноза будущих тенденций изменения природной среды.
3. Географический прогноз и принципы природно-хозяйственного районирования. 4. Природоохраняемые организации ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ.Международный союз охраны природы. Об охране биоразнообразия
|
№
п\п
| Задание СРСП
| Форма проведения СРСП
|
1.
| Определение уровня знаний студентов в начале академического периода
| Тест
|
2.
| Эколого-географическое положение Казахстана
| Доклад
|
3.
| Экологические следствия орографии, рельефа и геологического строения РК
| Эссе
|
4.
| Геоэкологическое районирование Казахстан
| Составление таблицы по А.В.Чигаркину
|
5.
| А. Восточно-Европейская (Русская)страна
| Доклад и картография
|
6.
| Б. Уральско-горная страна
| Доклад и картография
|
7.
| В. Западно-Сибирская страна
| Доклад и картография
|
8.
| Определение уровня знаний студентов в середине академического периода
| Тест
|
9.
| Г. Сарыарка (Казахский мелкосопочник)
| Доклад и картография
|
10.
| Д. Туранская равнина (степная и полупустынная)
| Доклад и картография
|
11.
| Д. Туранская равнина(пустынная)
| Доклад и картография
|
12.
| Е. Алтайская горная страна
| Доклад и картография
|
13.
| Ж. Саур-ТарбагатайскоДжунгарская
| Доклад и картография
|
14.
| З. Тянь-Шаньская горная страна
| Доклад и картография
|
15.
| Определение уровня знаний студентов в конце академического периода
| Тест
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.