Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 3. Древняя Вавилония. Вавилонское царство



Общественный строй. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы- - вар­дум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными свободные.

Рабы подразделялись на:

· царских;

· храмовых;

· частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб­ственности хозяина; рабов могли продать, заложить, сдать в аренду и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждени­ем имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: с разрешения господина они мог­ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности гос­подина и переходило к нему после смерти раба.

Всёсвободное населениеДревнего Вавилона делилось на:

· полноправных (авилум);

· неполноправных (мушкенум).

Основную массу населения составляли полноправные свободные гражда­не - - авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности и т.п. Полноправные граждане отнюдь не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники со временем становились более самостоятельными, а на­ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долго­вую кабалу.

Таблица 2.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и обла­стей, не являвшиеся членами древневавилонской общины - - мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую были собственные рабы. Распределение земель в Вавилоне показано в табл. 2).

Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

· первое место занимали придворные служащие - - царские телохранители и высшее жречество;

· далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум - - различного рода военнослужащие;

· в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители;

· высокое положение в обществе занимало чиновничество;

· низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Государственный строй. По своему государственному строю Древневавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

Царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение ими родовой знати. Особо ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, также занимали и высшие должности в госу­дарстве. К высшим сановникам государства относились: визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть (сх. 4.).

 

Схема 4.

 

В вавилонском государстве до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществлении правосудияпринадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органоввыступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные судысостояли из членов совета старейшин; руко­водство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - - он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии (сх. 5).

 

Схема 5.

 

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие су­дебные функции, включались представители народных собраний горо­дов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия.

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечи­вал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из имущественного оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно­стям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам­мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.

Законы Хаммурапи. Первая компиляция законов Вавилонии, предположительно относившаяся к началу прав­ления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм рабовладельческого права был составлен по указанию и, возможно, с участием самого Хам­мурапи. Его обнаружили французские археологи в 1901 г. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохра­нил изображение Хаммурапи.

Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамашу - - богу Солнца и Правосудия (рис. 6).

По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя.Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные, К тому времени язык древних шумеров вышел из употребления, его мало кто знал, кроме жрецов и писателей. Им пользовались, как в средние века латинским - - официаль­ным языком католического духовенства.

Верхняя часть столба Хаммурапи Рис. 6.

Законник отражает многовековой итог юридической мысли и прак­тики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он со­стоит из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Известные нам Законы Хам­мурапи были созданы предположительно в конце этого правления (табл. 3).

Сборник законов был выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, сто­ящего перед богом Солнца Шамашем - - покровителем суда. Изложение законов произведено в казуистической фор­ме: тексты не содержат общих принципов, практически не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Таблица 3.

Ученые выделили в своде законов 282 параграфа
Преступления За убийство, кражу, грабеж, укрывательство беглого раба - - смертная казнь. За членовредительство – по обычаю талиона «око за око». Люди несли материальную ответственность за нерадивую работу (воз­мещение убытков)
Положение подданных Рабы рассматриваются как объект правоотношений – вещь, которую можно продать и купить. Защита свободных вавилонян от обращения в рабство (например, если человек не может вернуть долг, он отдает в долговую кабалу свою жену, сына или дочь, но не более чем на три года)
Отношения между людьми Устанавливаются правила заключения брака, усыновле­ния, основания для развода, порядок наследования имущества. Оговариваются размеры платы за услуги (лекарю, плотнику). Определяются условия получения во временное пользование дома, поля, сада, животных

 

Текст сборника состоит из трех частей:

· введения, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему цар­ство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также пере­числяет благодеяния, которые были им оказаны городам своего госу­дарства;

· 282 статей законов;

· обширного заключения.

Источниками при составлении сборника послужили:

· обычное право;

· шумерские судебники;

· нововавилонское законодательство.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.