Здавалка
Главная | Обратная связь

Общество всеобщего благоденствия»: основные параметры.



Стр. 258(131)

 

После завершения второй мировой войны многие страны Европы нуждались в послевоенном восстановлении экономики. В Швеции ещё в 1930-е гг. сложилась модель экономической демократии, предполагающая отсутствие бедности. Основными чертами шведской модели социализма принято считать сочетание высокоразвитой, высокоэффективной экономики с высоким уровнем потребления, занятости, самой совершенной в мире системой социального обеспечения. Опыт Швеции был использовано при восстановлении и модернизации экономики Западной Германии после второй мировой войны. Реформы, приведшие к сознанию в Германии социально ориентированной рыночной экономики, связывают с деятельностью министра экономики Л. Эрхарда. Правительство исходило из того, что тяготы восстановления должны равномерно распределяться среди всех слоев населения. В 1948г проведена финансовая реформа, стабилизировавшая германскую марку. В 1951г принят закон, внедривший практику социального партнерства: представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии, затем появились рабочие акции, обеспечивающие работникам корпораций долю в прибылях. Принятые меры означали частичную экспроприацию собственности имущих в целях восстановления экономики, создания стимулов для наемных работников к повышению производительности труда. Это заложило основу германского «экономического чуда» - вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике. В США в 1960-е гг при президенте Л.Джонсоне была выдвинута концепция создания «Великого общества», в котором нет бедности.

В рамках социального ориентирования рыночной экономики важнейшая функция власти состояла в создании гарантий реального равенства прав и возможностей граждан за счет перераспределения доходов и государственной поддержки малоимущим. В 20 веке государство тратило деньги на армию и полицию 10-15 % ВВП, к концу века в развитых странах государство распоряжалась 50% ВВП, большая часть доходов уходила на развитие систем образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, создания новых рабочих мест. Социальные права стали рассматриваться как неотъемлемая часть основных прав человека, а их соблюдение как признак правового государства. В государственной социальной политике были предусмотрены стартовые возможности для молодых людей, их уровень дохода определялся в ходе свободной конкуренции на рынке труда. При развитии системы социальной защиты люди, оказавшиеся на нижних ступенях социальной пирамиды, не оказывались в безысходной ситуации. Была введена система налогообложения, для регулирования соотношения доходов бедных и богатых граждан и понижения уровня социальной зависти. Государство признает право трудящихся на забастовку, на заключение коллективных договоров, создает механизм посредничества при решении трудовых задач. Сложилась система местных, национальных, международных организаций, ассоциаций решающих вопросы о содействие людям в решении их проблем в тех сферах, где государство неэффективно, о привлечение внимания общественности, государства к социальным, гуманитарным, экологическим проблемам, организаций кампаний по их решению, сбор дополнительных средств на решение социальных проблем, оказание гуманитарной помощи.

В развитых странах сложилась трехсторонняя модель социальной защиты, эта модель работает при решении конкретных проблем здравоохранения, образования, других социальных вопросов. Часть расходов берет на себя государство, часть благотворительные организации, наниматели, программы социального страхования. Невостребованные средства могут вкладываться в акции, государственные ценные бумаги, что обеспечивает привлечение дополнительных средств.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.