Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 1. Специфика и формирование имиджа регионального политического лидера



Формирование имиджа регионального политического лидера в Интернет-СМИ (на примере губернатора Калининградской области

Н.Н. Цуканова)

 

 

Выпускная квалификационная работа

студентки 5 курса

исторического факультета

специальность «политология»

Никитиной Александры Всеволодовны

Научный руководитель:

Кандидат социологических наук, доцент

Михаил Владимирович Берендеев

 

 

Калининград

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Специфика и формирование имиджа регионального политического лидера………………………………………………………...10

1.1 «Имидж» как категория политического анализа………………………10

1.2 Проблема формирования имиджа регионального лидера в СМИ……. 34

 

Глава 2. Институт губернаторства в контексте политических процессов в современной России..…………………………………………………………40

2.1 Основные принципы формирования губернаторской власти …………40

2.2 Деятельность Н.Н. Цуканова на посту губернатора

Калининградской области: взаимодействие с местными и федеральными органами власти ………………………………………………………………50

 

Глава 3. Формирование имиджа Н.Н. Цуканова на посту губернатора Калининградской области……………………………………………………65

3.1 Контент-анализ имиджа Н.Н. Цуканова в калининградских региональных СМИ…………………………………………………………...65

3.2 Проблемы формирования позитивного имиджа губернатора ………...72

Заключение……………………………………………………………………75

Список литературы……………………………………………………….…...80

Приложение 1 NewKaliningrad ………………………………………………84

Приложение 2 Клопс………………………………….………………………88

Приложение 3 39.ru………………………………..……….…………………93

Приложение 4 РуГрад.еу……………………………………………………..95

 

Введение

Актуальность темы исследования:Актуальность исследования имиджа регионального политического лидера как социально-психологического феномена обусловлена как важностью проблематики в социальном и политическом смыслах, так и в возрастающем интересе к нему со стороны социальных наук.

Имидж политического лидера в современной России остается не только одним из актуальных направлений в политических исследованиях, но и приобретает новые очертания для анализа. Региональный политический лидер является фигурой публичной, а потому приковывает к себе огромное внимание со стороны населения, экспертов, средств массовой коммуникации. Основными задачами для регионального лидера является усиление позиций региона, а также активизация процесса регионализации через формирование региональной идентичности. Личностный образ – образ лидера является одним из аспектов формирования этой групповой идентичности. То есть имидж регионального лидера важный элементом формирования и воспроизводства групповой идентичности, а политик в контексте осуществления своей деятельности на уровне региона стремится выступать в первую очередь как представитель региональной общности.

Время реформ В. Путина и Д. Медведева заставило региональные элиты, и в первую очередь региональных лидеров, переосмыслить свои стратегии поведения. Данное обстоятельство поспособствовало приобретению региональными лидерами новой политической идентичности. Взаимодействие федеральной и региональных властей все больше стало реализовываться путем неформальных связей, в результате главы регионов были выведены из публичной политики и стали «агентами влияния публичной политики», то есть из субъектов управления превратились в объекты публичной политики. Последнее обстоятельство и является определяющим в выявлении основ конструирования образа регионального лидера.

Требования к имиджу регионального политического лидера в современной России предъявляет не население того или иного региона, а глава государства. Вследствие того, что руководитель региона наделяется полномочиями по представлению президента России, он должен соответствовать всем требованиям последнего.

При создании определенных типологий имиджа политика необходимо учитывать особенности современного политического процесса в нашей стране: какой типаж адекватен и востребован на сегодняшний день.

Актуальность нашего исследования подтверждает и тот факт, что в настоящее время мы сталкиваемся с дефицитом отечественных практических разработок в области политической имиджелогии.

Объектом исследованияданной работы является имидж регионального политического лидера на примере Н.Н. Цуканова.

Предмет исследованияявляется процесс формирования имиджа регионального политического лидера на примере Н.Н.Цуканова в региональных общественно-политических СМИ.

Цельработы состоит в исследовании формирования имиджа Цуканова в процессе его политической деятельности на посту губернатора Калининградской области.

Задачи исследования:

• Рассмотреть имидж как категорию в политической науке и явление в практической деятельности;

• Раскрыть Проблемы формирования имиджа регионального лидера в СМИ.

• Выявить специфику института губернаторства в контексте политических процессов в современной России

• Изучить этапы формирования имиджа Н.Н. Цуканова но посту губернатора

• Рассмотреть политическую деятельность Цуканова на посту губернатора Калининградской области.

• Эмпирически замерить имиджа Цуканова в калининградских региональных СМИ с помощью метода контент-анализа

• Выявить основные тенденции в формировании имиджа губернатора Калининградской

Хронологические рамки:исследование охватывает период с момента вступления Николая Николаевича Цуканова в должность губернатора Калининградской области (28 сентября 2010 года) по 1 мая 2012 года.

Теоретико-методологическая база исследования:

При исследовании данной темы мы опирались на теоретические разработки и практические руководства по имиджелогии, такие как «Имиджелогия» Почепцова Г.Г., «Политическая реклама» Егоровой-Гантман Е.В., Плешакова К.Б. В ходе исследования мы основывались на принципах политической психологии: политическое восприятие, политические стереотипы и механизмы их действия, феномен политического лидерства и т.д. Данные принципы и психологические аспекты политического поведения описаны в таких работах как «Секреты личного обаяния» Шепиля В.М., «Психология имиджа» Перелыгиной Е.Б., «Психология народов и масс» Лебона Г. и других авторов.

Также, в исследовании использовался функциональный подход, с точки зрения которого, целесообразно разделить имидж лидера на компоненты. Специфика разделения на компоненты будет определена тем обстоятельством, что исследованию подвергается тот информационный импульс, который возникает в СМИ по поводу отслеживаемого ними объекта. В основу работы положены социологические принципы: статистика, социологические опросы и исследования; контент-анализ интернет-СМИ.

В ходе исследования использовался институциональный метод, с помощью которого мы смогли выявить специфику губернаторской власти в регионе и рассмотреть институт губернаторства как явления. Система губернаторской власти складывается из двух компонентов: а) институциональной подсистемы (аппарат губернатора); б) общностно-клановой подсистемы (окружение губернатора, агенты влияния в аппарате). В рамках институциональной подсистемы реализует свои функции и социальные ожидания часть местной элиты, приближенной к губернатору. В общностно-клановой подсистеме действуют субъекты, связанные с бизнесом и составляющие социальную базу губернаторской власти и ее несущую конструкцию.

Степень разработанности проблемы:

Проблема имиджа политического лидера получила свое развитие и активно представлено ещё в античной политко-философской мысли. Однако, концептуальное оформление данное направление в политических исследованиях получило с момента институционализации политической науки, с формированием немецкой и итальянской школ. Изучением данной тематики занимались такие классические и современные авторы, как Аристотель, Платон, Макиавелли, В. Парето, Р. Михельс, Ж. Блондель и др., в работах, которых, формировались преимущественно типологии политических лидеров государств, в строгом соотношении с формами государственного управления и устройства. Сама же по себе проблема имиджа, её теоретическое и практическое обоснование, является достаточно молодым предприятием, и связано, в большей степени, с развитием таких отраслей политического знания, как политическая имиджелогия, политический маркетинг, теория управления и политический менеджмент, а также с развитием прикладных технологий в политике, связанных с созданием и воспроизводством политических имиджей лидеров в условиях динамичного развития средств массовой информации.

В изучении имиджа политического лидера следует выделить следующие направления:

Направление, посвященное разработке теории имиджа (В.М Шепель[1], Г.Г. Почепцов[2], Е.Г. Морозова[3] и др.)

Другое направление посвящено комплексу прикладных аспектов политической имиджелогии (Е.В. Егорова-Гантман[4], С.Ф. Лисовский[5], Н.С. Жмыриков[6]).

Необходимо отметить, что большинство работ по практической имиджелогии носит характер психологических исследований (Е.В.Егорова-Гантмам[7], Е.Б. Шестопал[8], Г.Г. Почепцов[9]).

Следующее направление посвящено электоральным технологиям, рекламистике и PR-коммуникациям, использующихся в процессе формирования и продвижения имиджа политика. В данной литературе анализируется роль СМИ в процессе формирования и продвижения имиджа политического лидера, механизмы воздействия на избирателей. Работы таких авторов как (Г.Г. Почепцов, Е.А. Блажнов, С.Ф. Лисовский и др.)

Деятельность губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова активно освещается в СМИ, также существует ряд статей экспертов и аналитиков, работающих в сфере политических процессов, также деятельность губернатора отражается в нормативно-правовых актах.

Эмпирическую базу составляетколичественныйконтент-анализ интернет-порталов Калининградской области.

Структура исследования:дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обозначается тема работы, раскрывается актуальность поставленной проблемы, раскрываются объект, предмет, цель и задачи исследования.

Первая глава «Специфика и формирование имиджа регионального политического лидера» состоит из двух параграфов. В параграфе «Имидж» как категория политического анализа» подробно рассматриваются функции, классификации и структура политического имиджа, содержит анализ специфики имиджа политического лидера с точки зрения разработанных в политической науке и прикладной имиджелогии типологий. Второй параграф «Проблемы формирования имиджа регионального лидера в СМИ» представляет специфику процесса создания имиджа регионального политического лидера посредством информационных ресурсов, также представлены компоненты необходимые для формирования успешного имиджа с помощью СМИ.

Вторая глава «Институт губернаторства в контексте политических процессов в современной России» состоит также из двух параграфов. В параграфе «Основные принципы формирования губернаторской власти»предлагается анализ института губернаторства в современной России, его места и значения в политической системе нашей страны. Также рассматривается роль губернатора в системе административного управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Второй параграф «Деятельность Цуканова на посту губернатора области: взаимодействие с местными и федеральными властями» представляет краткую биографию Николая Цуканова, а также анализирует административную деятельность Н.Н. Цуканова на посту губернатора Калининградской области.

Третья глава «Формирование имиджа Цуканова на посту губернатора Калининградской области» представляет собой анализ политической деятельности губернатора в регионе со дня вступления в должность по 1 мая 2012 года. Первый параграф «Контент-анализ имиджа Цуканова в калининградских региональных интернет-СМИ» представляет собой исследование деятельности губернатора, посредством контент-анализа наиболее популярных интернет ресурсов. Второй параграф «Проблемы формирования позитивного образа губернатора» представляет собой подробный анализ проведённого исследования и ряд рекомендаций по проблеме формирования позитивного образа регионального лидера.

В заключении подводятся итоги работы, исходя из поставленных цели и задач.

 

Глава 1. Специфика и формирование имиджа регионального политического лидера







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.