Здавалка
Главная | Обратная связь

Хроматическая гамма



Гаммы

«Освоить мажорные и минорные звукоряды во всех 24 тональностях, это значит ощутить под пальцами своеобразную фортепианную «топографию» каждой тональности»

С. Савшинский.

 

Гаммынужны пианисту всегда. Они изучаются на всех ступенях музыкального обучения. «Гаммы полезны как начинающему ученику, так и продвинутому пианисту» К. Черни.

Гаммы необходимы для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные варианты фортепианной фактуры, для понимания закономерности аппликатуры, для развития пальцевой техники, для приобретения навыков певучей, выразительной игры legato.

В большей степени качество изучения гамм зависит от дисциплины преподавателя в техническом развитии ученика, так как изучение гамм очень кропотливый труд. Момент начала изучения комплекса гамм зависит от степени подготовленности ученика. Уже с шести-семи лет можно закладывать основу, очень осторожно, начиная путь развития технического мастерства маленькими шагами. В современной методической литературе существуют методики раннего обучения гамм.

 

Клара Грин «Говорящие гаммы» или «Занимательная техника юного пианиста».

Серия из пяти тетрадей, задумана с целью сделать работу маленького музыканта занимательной и эффективной. Гаммы представлены Кларой Грин, как удивительный мир: они умеют разговаривать, могут быть вкусными, ароматными…, конечно в движении, в полёте, в танце.

Тетрадь №1 «Говорящие гаммы»;

Тетрадь №2 «Бемольный городок» (зарисовки бемольных мажорных гамм);

Тетрадь №3-«Бал» (минорные гаммы, гаммы пары);

Тетрадь №4 «Домик с веснушками» (арпеджио и аккорды);

Тетрадь №5 «Всё умею, всё играю, никогда не унываю» (хроматическая гамма, секвенции, кадансы).

Изучая гаммы, учащиеся встречаются с обилием терминов и понятий, которые не складываются в систему и не запоминаются. Клара Грин объединяет гаммы по аппликатурному принципу, что естественно и для знаков альтерации. Открывает ряд закономерностей, которые способствуют появлению ощущения топографии инструмента и правильной аппликатурной интуиции.

И. Ядова «Не хочу играть гаммы».

Сказочное путешествие в музыкальном лесу по дорогам-гаммам. Встречая героев различных сказок, изучаются теоретические азы гаммы в виде творческих испытаний и заданий. Пособие состоит из трёх разделов.

Первый раздел «В музыкальном лесу» – происходит освоение тональностей кварто-квинтового круга, порядок диезов и бемолей, аппликатуру мажорных гамм от белых клавиш.

Второй раздел «Странная сказка» – изучение трезвучий с обращениями, хроматической гаммы, бемольных тональностей.

Третий раздел «Парусная регата» – изучение с последующим конкурсом- состязанием: параллельных тональностей, арпеджио, закономерностей по аппликатурным группам.

Методика изучения гамм Н. Корыхаловой.

Н. Корыхалова рекомендует: сначала научиться свободно исполнять гаммы от любого звука в любой тональности со структурным понимание. Самостоятельно добытое знание по-настоящему прочное. Структуру каждой гаммы, арпеджио и их аппликатуру надо уметь установить самому. Лучше не «вычислять» структуру гаммы по формуле, а внимательно вслушаться в её звучание, запомнить его и подбирать по слуху. А для этого стоит поначалу исполнять гамму поочерёдно двумя руками тетрахордами, с последующим заключением в виде нисходящего трезвучия. Игра в пятнашки: бегу, бегу, догнал и «запятнал».

Для педагогов, занимающихся с малышами, представит интерес способ творческого освоения гамм, разработанный английским педагогом-пианистом Т. Маттеи – в виде уникальной игры в «строительство гамм», в основу которой входит игра блоками, игра позициями.

Продолжая «катить колёсико» по квинтовому кругу тональностей, осуществляетсяпереход к игре уже освоенных в структурном отношении гамм одной рукой, с паузой между двумя её отрезками – тетрахордами. При этом стараться исполнять так, чтобы переход от звука к звуку совершался плавно, движение было непрерывным, текучим.

Важный момент подкладывание первого пальца. Умело подложить первый палец – непростое дело. Особенно часто встречаются следующие ошибки:

– первый палец подготавливают к подкладыванию слишком рано: уже при опускании второго пальца его сразу глубоко подводят под ладонь. Как результат- напряжение руки и рывок, порождающий ненужный на следующем звуке акцент; – первый палец, наоборот, подкладывают в последний момент. Характерный признак запоздалого подкладывания – резкое движение локтем в сторону;

– кисть при подкладывании остаётся неподвижной, а первый палец «подсовывают» под неподвижную ладонь; как же правильно произвести подкладывание? Первый палец, едва он отыграл, надо сразу же начать подводить к клавише, которую ему следует взять. Локоть и плечевая часть руки при этом отводятся вправо, а кисть постепенно и мягко чуть-чуть приподнимается и одновременно немного поворачивается так, что пальцы как бы слегка наклоняются в указанном направлении. В момент подкладывания, кисть немного опускается. Так в пределах октавы, кисть проделывает два волнообразных объединяющих движения.

Первый палец не должен занимать слишком низкого положения, «лежащий» первый палец – неловок, неуклюж, в движении более напряжён чем «высокий». (Л. Оборин). Играющий опирается на 3-тий палец и затем, как бы соскальзывает на лёгкий и высокий 1-ый палец. Палец ударяет не вертикально, а косым, боковым движением. В целом, рука движется подобно руке скрипача, ведущего смычок. При этом чем дальше от центра, тем больше локоть и плечо отходят от корпуса, а в крайнем верхнем для правой руки положении локоть чуть-чуть приподнимается. Учиться подводить первый палец под ладонь следует сначала без рояля, перевернув ладонь вверх и медленно, без толчков, ведя первый палец к пятому, а затем так же медленно и плавно отводя его обратно.

Сам термин « подкладывание» - несколько неудачен, он вызывает представление о пальце, который кладётся. Термин «подстановка» (В. Лензин) подошёл бы больше. Г. Нейгауз предлагал «понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить более жизнеспособным понятием «перекладывание руки через первый палец».

Для того чтоб воспитать «предусмотрительность» ученика – умение вовремя подготавливать первый палец к подкладыванию и перекладыванию можно воспользоваться упражнением Г Нейгауза и старинными рекомендациями:

– первый палец заранее, как бы форшлагом, легко (можно беззвучно) касается той клавиши, которую ему предстоит взять. Используют не для тренировки, а для того, чтобы осознать необходимость вовремя подвести 1-ый палец к нужной клавише.

– любую гамму играть: 1,2; 1,3; 1,4.

– играть, вычленяя те звуки, на которых происходит подкладывание (Нейгауз).

– по «Новой формуле» Сафонова. Взяв традиционное пятипальцевое упражнение исполнять, последовательно перемещая первый палец. При комбинировании аппликатуры правой и левой рук, достигается независимость пальцев и независимость их координации.

При нарастании темпа две позиционные волны (плавное подведение 1-го пальца тормозит игру, его надо переносить без предварительного приготовления, методом позиционной игры) сольются в единое обобщающее движение, объединяющее максимальное число нот. Как научить объединять? Объединение достигается так, либо ученик дирижирует, либо описывает объединяющие круги во время игры преподавателя. Можно работать с одной октавой – формулой, мыслить октаву как одну крупную временную единицу. Изначально играя гамму на четыре октавы, исполняем каждую тонику как смысловую запятую. После мысль укрупняем по две октавы. Затем набираем дыхание на четыре октавы.

Важно с самого начала работать над интонированием. Сформировать в ученике потребность связывать звук со звуком или «переливать» звук в звук, или передавать... Слышать, как переходит звук с тяготением. Предслышать вершину, к которой необходимо стремиться, точно её обозначая при исполнении. Для ощущения общности замысла полезно пользоваться динамическими оттенками. Для приобретения навыка интонирования, объединения, полезно исполнять «с запятой» во вторую ноту, в третью. (Писаренко). Важно выстроить весь гаммовый комплекс в сознании ученика, для этого его нужно исполнять блоками.

Порядок прохождения структурных компонентов гаммы:Совет Маргариты Лонг – « изучение хроматической гаммы с её близкими интервалами и частыми употреблениями большого пальца должно предшествовать изучению диатонической…» Хроматическая гамма элементарна по своей структуре, подкладывание первого пальца совершается в очень тесной позиции, на самом близком расстоянии, вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость первого пальца.

Однако с точки зрения технического освоения гамм лучше начинать, следуя известному совету Ф. Шопена, вовсе не с до-мажорной гаммы, которую легче всего прочесть и запомнить и труднее всего исполнить. Первая позиции руки, по Ф. Шопену,- это пятизвучная позиция: ми – фа диез – соль диез – ля диез- си. Рука принимает наиболее естественное положение: пальцы слегка закруглены, «рычаги» уравновешенны, и ровность звучания обеспечивается почти сама собой. Эта позиция целиком входит в си-мажорную гамму, с неё и советует начинать изучение гамм Ф. Шопен. Вслед за си мажором осваиваются тональности: фа диез, ре бемоль, ми, ля, ре мажор и т.д.

Минорные гаммы следует изучать почти одновременно с мажорными, лишь с необходимым отставанием во времени.

Об аппликатуре.

Существует два общих правила:

– Не применять первый палец на чёрных клавишах.

– В пределах одной позиции пальцы следуют подряд без пропуска. Исключение – мелодические гаммы: cis; fis; gis.

Группировка гамм по их аппликатурному принципу: C; G; D; E; H (для правой руки) и F (для левой руки) - с одноимёнными минорными тональностями, играются по формуле : 123-1234; правая рука вверх, левая рука вниз.

– H(лев. рука) и F(пр. рука) с одноимёнными минорными играются обратным порядком: 1234-123, пр. рука вверх, лев. рука вниз.

– Мажорные тональности от чёрных клавиш:

4-тый палец пр. руки на b;

4-тый палец лев.руки на VI ступень, или как еще объясняют — на новый знак (исключение - соль бемоль мажор)

Гаммы b и es:

4-тый палец пр. руки на b;

4-тый палец лев. руки на ges;

– Гаммы fis; cis; gis; - объединяются по признаку изменения аппликатуры в мелодическом варианте. Порядок пальцев выучивается отдельно.

Для закрепления в памяти и в мышечном ощущении порядок следования пальцев, полезно играть гамму по позициям – терциями и квартами, либо кластерами.

Полезно поиграть в расходящемся движении те гаммы, в которых порядок следования пальцев совпадает:

мажорные — C; G; D; A; E; Es;

минорные; а; е; с; g; d;

Аппликатуру других гамм, наоборот, легче усвоить при игре в параллельном движении, здесь совпадает момент появления 1-го пальца, остальные по принципу осевой симметрии- H; Fis; Des; h; es; b; f;

Варианты работы над гаммами:

· в различных темпах;

· различными штрихами – от легатиссимо до стаккато

· разной динамикой

· сочетать разные штрихи

· ставить художественные задачи (можно использовать примеры из различных произведений)

· ритмические варианты

С акцентами по 2, 3, 4, 8 исполнять гамму с остановкой на тонике.

· полиритмически между руками.

Для большего развития самостоятельности пальцев, их приспособленности к различным аппликатурным неловкостям, неудобствам помогают упражнения:

· Ф. Бузони « Путь к мастерству»

· К. Таузиг « Ежедневные упражнения»

· И. Брамс « Упражнения»

· Р. Йозефи « Школа виртуозной игры»

· И. Ганон « Упражнения»

· М. Лонг «Упражнения»

· В. Сафонов «Новая формула»

Арпеджио– (как на арфе) – это разложенные аккорды. Изучив аккорды, мы осваиваем структуру арпеджио. Подготовительными упражнениями могут служить коротки лиги; двойные ноты.

Короткие арпеджио учатся сначала с остановками, короткими группами, а затем группы удлиняются. Сохраняя ощущение аккорда во внутреннем представлении, исполнитель должен вовремя уводить отыгравший палец, собирая руку в удобную позицию. Ломаные арпеджио играются вращательным движением предплечья. Пальцы образуют одно целое с ладонью

Длинные арпеджио полезно играть с постепенным добавлением звуков. В быстрых темпах необходима быстрая смена позиций. Путем перекладывания руки через 1-й палец, сразу попадая на всю следующую позицию.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма имеет несколько вариантов аппликатуры:

· немецкая – с господством 2-го пальца, 3-1 на белых полутонах

· французская – с господством 3-го пальца, обеспечивает яркое, сильное звучание (традиционная)

· смешанная – вверх немецкая, вниз французская

· английская аппликатура, включающая одну четырехпалую позицию

· листовская – 5-ти пальцевая аппликатура.

Гаммы в интервалы

В интервалы гаммы играют, когда хорошо выучены гаммы в октаву. Можно начинать одной рукой от тоники раньше другой руки, а потом подхватывать другой рукой.

Игра гамм двойными нотами - сложная задача. Подготовительные упражнения:

· все двойные терции играть сначала 1-3, затем, 2-4, затем, 3-5 в медленном темпе весомым, опертым звуком

· затем одинаковой аппликатурой, но легче и в подвижном темпе

· играть репетицию на каждой двойной ноте по 4 звука. При этом можно менять аппликатуру при репетиции; один голос держать, другой повторять

· игра терций по позициям

· игра ломаными терциям с ощущением самостоятельности пальцев

· один голос легато. другой стаккато

· один голос выдержан, другой играет триолями

· при движении через 5-й палец, движение делать дугообразное, мягкое

Изучение гамм блоками (Позиционный способ изучения гамм)

Практика показывает, что и традиционный путь изучения гамм в младшем возрасте имеет смысл и использование профессиональной терминологии нисколько не отпугивает малышей, а приучает точному логическому мышлению, воспитывает дисциплину технического развития. Как взрослые, всё по взрослому, только дозировка соответствующая индивидуальному пониманию ученика. Если педагог доверяет сам себе и уверен в своих действиях, ему будет верить ученик. Педагогический поиск всегда будет наполнен смыслом и обоснованностью. Важна планомерность и точная дозированность, что возможно при чутком понимании особенностей ученика.

Планирование изучения гамм:

– изучение гамм начинается со звукоряда, отдельно каждой рукой. Сначала одним третьим пальцем, штрихом non legato, обязательно слушать «перенос», «перетекание» звука в звук, словно держишь звук-нить на кончике пальца. Воспитывать «чуткость уха», звуковое тяготение. Не стоит спешить, разъясняя строение звукоряда опираться на логичность построения. На первом этапе усваиваются теоретические понятия: тоника, устойчивые и неустойчивые ступени;

– знакомство с позициями, исполнение звукоряда на одну октаву всеми пальцами. Позиционное изучение гамм доминирует плюсами: доступность материала, уменьшение погрешностей в постановке аппарата. Усваивать позиции необходимо различными штрихами: legato, non legato. Внимательно проследить, прочувствовать погружение первого и пятого пальцев, насколько устойчиво держится свод, сразу обращать внимание на чуткость подушечек, звуковую отдачу, по началу несколько преувеличенную;

– соединение позиций. Подкладывание первого пальца, объяснение зоны подкладывания первого пальца. Большое внимание уделить гибкости и погружению первого пальца. Можно использовать большое количество упражнений для развития первого пальца, на элемент подкладывания. Упражнения носят импровизационный характер, важно отточить высоту и точность погружения пальцев, что в значительной степени будет влиять на формирование постановки аппарата.

– расширение диапазона на 2 октавы. Расширение по тяготению, стремлению к вершине и основанию; соединение двумя руками на одну октаву, с логическими пояснениями пальцевых совпадений. Объяснение понятия вершина, стремление к вершине. Очень полезно все действия ученику озвучивать вслух, по началу вместе с педагогом, незаметно самостоятельно. Рассказывать, пояснять необходимо своими словами, своего рода изучение «дороги»;

– соединений двумя руками на две октавы; Не торопиться при переходе к этому этапу, так как возникают проблемы с координацией, пробовать незаметно, всё время подбадривать, подчёркивая малейшие достижения маленького ученика.

– изучение гаммы в противоположном движении, диапазон одна октава (тональности с зеркальной аппликатурой);

– знакомство и изучение хроматической гаммы, с логическим объяснением заполнения «белых полянок»;

– отдельно уделяется внимание устойчивым ступеням, которые постепенно по мере усвоения превращаются в тоническое трезвучие; Для начинающих есть хорошие упражнения В. Золотницкой, в сборнике «Упражнения для начинающих». Арпеджио в разных видах со словами:

«Утром в саду расцветают цветы.

Ночью они отдыхают как ты»

«Высоко над землёй загорелась звезда.

Нежный отсвет её отразила вода»

– сказка с двумя превращениями тонического трезвучия, перемещения-превращения; Внимание уделить объединению трёх звуков, словно трёх бусинок, передаче последнего звука в первый. Работаем в диапазоне двух октав. Перерастёт ли арпеджио в аккорд, зависит от особенностей ученика, но пробовать и пытаться можно с любым учеником. Сразу хорошо не получается ни у кого, степень «созревания» различна, и скорость не имеет принципиального значения.

У всех учащихся возникают затруднения при запоминании аппликатуры в арпеджио и аккордах. Прежде вводиться понятие – «палец серединки». Как это не парадоксально, но пальцевая закономерность лучше усваивается двумя руками, при этом отлично работает аппликатурная формула с номерами автобусов: 33,32,23, то есть совмещение «пальцев середин»; постоянно необходимо помнить об аккордовой звучности, точности погружения «до дна» и сразу, если возможно с педалью. С педалью исполнять маленьким ученикам особенно нравиться, это придаёт значимость и весомость изучению гаммового комплекса, а вместе с тем приобретаются первоначальные педальные навыки

Скорость усвоения индивидуальна, «оплетающие» сказки импровизационно индивидуальны. Ни в коем случае никакого давления, утрирования, психологического давления, только по мере усвоения. Не стоит «засиживаться» долго на одной тональности, допустим переход на новый уровень, так как на следующей тональности будут оттачиваться те же задачи и закономерности. Не перегружать ученика по времени.

Таким образом, изучение гамм превращается в занимательное действие по преодолению серьёзных трудностей. Мудрый педагог обыграет деятельность так, что преодоление трудностей будет увлекательным и добровольным, совместным творчеством. Хорошо работает представленная методика в комплексе с оригинальными упражнениями Эдной-Майе Барнем.

Чаще равнодушие и нежелание заниматься кропотливой работой над развитием технических навыков приводит к плачевному состоянию аппарата ученика. Педагог сам не горит желанием, идеей научить ребёнка исполнять гаммы с желанием. Стереотип, что можно обойтись без гамм, неправильный. У ребёнка, даже слабого, не должно возникать мысли, что урок может начаться без гаммы. Это как минутка чистописания по русому языку, таблица умножения по математике.

«Хорошо исполненная гамма – поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман, – только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре».

Обязательные комплексы упражнений: гаммы, арпеджио, аккорды. (По методике В.В.Листовой)

В.В. Листова придерживается принципа прохождения гамм как звукоряда мажора и минора с первых лет обучения. Сначала ученик играет гаммы одним пальцем, non legato, без аппликатуры, внимательно слушая звучание. Попутно происходит знакомство с трезвучиями четвёртой и пятой ступеней. Количество гамм, изучаемых в первом году, обычно бывает очень ограничено, - только те, что встречаются в обиходе, в пьесах, играемых учеником.

Гаммам В.В. Листова старается дать названия, подчеркнув этим присущий им выразительный смысл, заимствованный из классической и романтической литературы. Так, До мажор называется «солнечной», Фа мажор – «зелёной» и т.д. Одновременно ученик знакомится и с параллельным минором. Это тень от мажора, его печальное отражение.

В.В. Листова говорила своим ученикам: «Мы живём в мире гамм», подразумевая под этим – в мире тональностей. Тональности неотделимы от нашей жизни. Смена сезонов – осень, зима, весна, лето, смена состояний суток – день, ночь, сумерки, рассвет; возраст человека – детство, юность и т.д. – всё это отражается в музыке в различной тональной окраске. А наши переживания, настроения, как передать их смены, переходы, постепенные изменения без помощи тональностей?

К работе над гаммами В.В.Листова приступает когда ученик уже знает, что значит тон и полутон; на примере первой гаммы происходит знакомство с мажорным ладом. Рисуется звукоряд и разбивается на две части и подрисовываются очки. Смотрим одним глазом – тон, тон, полутон, а затем другим – тон, тон, полутон.

Принцип аппликатуры. В.В. Листова обращает внимание на то, что все 12 мажорных гамм играются правой рукой аппликатурой До мажора. Это положение требует разъяснения, так как приходится производить энгармоническую замену диезных гамм с большим количеством знаков. Если просмотреть в правой руке аппликатуру гамм ре, ми, соль, ля, и си мажора, то порядок пальцев в правой руке в них будет тот же, что и в до мажоре.

В бемольных гаммах аппликатура до мажора используется с точки зрения «верности» первого пальца клавишам до и фа. Если фа-диез мажор и до-диез мажор заменить соответственно на соль-бемоль мажор и ре- бемоль мажор, то в них сохраняется принцип употребления пальцев, характерный для бемольных гамм. Метод этот прост, и ученики обычно его легко усваивают.

Игра гамм и арпеджио каждой рукой крайне полезна, так как в художественной литературе эти последования чаще встречаются в партии одной руки.

При изучении коротких арпеджио В.В. Листова пользуется системой аппликатуры, в которой, как и при игре гамм, внимание, прежде всего, направлено на освоение задания каждой рукой в отдельности. Прежде должна быть твёрдо усвоено правило, а затем уже поняты исключения. В мажорных коротких арпеджио правая рука во всех тональностях пользуется одной и той же аппликатурой.

При игре коротких мажорных арпеджио левой рукой возникают два варианта пальцев. В отношении левой руки говорится о правиле и исключениях (второй вариант аппликатуры требуется лишь в трёх тональностях).

В коротких минорных арпеджио возникает обратная картина. Здесь изменения аппликатуры относятся к партии правой руки.

 

Аппликатурная схема В.В.Листовой: Схема 2

 

Аппликатура коротких мажорных арпеджио
Трезвучие Секстаккорд Квартсекстаккорд Правая 3 4 4 Левая 3 4 3 До мажор ля минор Исключение 4 Соль мажор Исключение 4 ми минор Фа мажор ре минор   Правая 3 4 3 Левая 3 4 3 Трезвучие Секстаккорд Квартсекстаккорд
Аппликатура коротких минорных арпеджио

 

Цифру 4 дети раскрашивают в красный цвет, а цифру 3 в зелёный.

Аппликатуру коротких арпеджио трудно запоминается. Изучать её надо с малых лет. Системы помогают понять аппликатурные принципы и тем самым облегчают работу ученика. Задача педагога в том и состоит, чтобы все время думать об облегчении труда учащегося. Тщательное отношение к аппликатуре должно быть воспитано с детских лет обучения. Если ученик ежедневно будет менять пальцы, он привыкнет к неизбежности. «Берегите спокойствие пальцев, следите за тем, чтобы они лишних шагов не делали». В.В. Листова [63.c.75]

Помимо гамм и арпеджио серьёзную тренировку надо проводить над аккордовыми комплексами. Но прежде чем переходить к ним, следует научить ученика работать над каждым аккордом в отдельности. Начинать эти упражнения рекомендуется, отделив один звук аккорда от остальных, затем аккорд разбивается на две части – по два звука. В аккорде надо добиваться контроля за каждым звуком, следя за самостоятельным движением каждого пальца. Когда рука ведёт линию меняющихся аккордов, то исполнителю надо «легко содержать» пальцы, для того чтобы мягко передавать клавиатуре вес руки. Необходимо вести руку в свободном состоянии и брать аккорды сверху. Ученики же обычно, взяв аккорд, отдёргивают руку от клавиатуры. У них активное движение от рояля и пассивно – к роялю. В.В. Листова даёт понятия staccato – «положительно» и «отрицательное», то есть staccato исполняемое приёмом «в рояль» и «от рояля». Аккорды на первых порах полезнее учить приёмом «положительного» staccato. При работе над аккордовой техникой надо учитывать момент, когда есть скачок, то есть перенос аккорда из одного регистра в другой, обычно рука плавно описывает дугу перелёта. Но модно использовать и другой приём, оборвав дугу в высшей точке прицела. Это делается для того, чтобы быть над нужным клавишами заранее.

Техническое развитие. Концепция М. Лонг

Элементы мастерства, которые принято считать техникой, М. Лонг называет «элементарным словарём пианиста». «Элементарный словарь» - основа, фундамент, начальная ступень большой и сложной технической иерархии. Недооценивая роль «словаря», пианист «затрачивает на технику значительно больше времени, чем это необходимо, накапливает беспорядочные противоречивые приёмы с сомнительным практическим результатом». Над своим «словарём» пианист должен работать всю жизнь.

Основные технические упражнения М. Лонг делит на четыре класса:

· Задержанные ноты, пятипальцевые упражнения, репетиции и трели;

· Двойные ноты, терции, кварты, квинты, сексты;

· Гаммы и арпеджио;

· Кистевые упражнения, октавы, аккорды, тремоло, глиссандо, упражнения на перемещение руки и охват инструмента.

Изучение гамм и арпеджио освобождает и делает руку гибкой, дают её невидимые крылья, расширяют «горизонт руки». В гаммах усложняются художественные задачи – владение динамикой, туше, появляется специальная забота о левой руке. М. Лонг требует, чтобы не правая, а левая рука была в гаммах ведущей. «Именно ей нужно поручить задачу увлекать за собой правую руку; в противном случае левая будет отставать. В гаммах, левая рука должна пользоваться ритмическим приоритетом и быть, как сказал Ф. Шопен, «регентом хора»».[107,c.61]

Гаммы, помещённые в третий класс техники, завершают большой круг технических упражнений. В то время, как задержанные ноты и пятипальцевые упражнения укрепляют и освобождают пальцы, но не учат играть на фортепиано. Гаммы и арпеджио обучают игре на фортепиано, давая пианисту его «словарь».

Именно на этапе гамм ученик получает, по мнению М. Лонг, возможность на основе независимость пальцев, выявить их «индивидуальное лицо», развить их индивидуальные особенности. Большой палец, плотный и сильный, помогает перемещению руки вдоль клавиатуры. Высвобождается сила и формируется стабильность мизинца, важного в аккордах и мелодических линиях. Безымянный, помогает устойчивость всей руки. Третий и второй пальцы уравниваются по силе, причём указательный палец становиться, по мнению М. Лонг, «рулём», управляющим рукой.

Аккорд. «Аккорд формирует владение клавиатурой. Здесь удар предплечья сочетается с ударом пальцев, которые «кусают» клавиши. В аккордах «плечо, а также предплечье получают в звукоизвлечении роль более активную, экспрессивную, преобладающую».[107,c.62] В отдельных случаях М. Лонг допускает преувеличение амплитуды колебаний руки, которые дают «запас свободы» и полноту ощущения.

 

Приложение:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.