Здавалка
Главная | Обратная связь

Клара Грин Тетрадь 1 «Говорящие гаммы»



Дорогой друг! Изучая гаммы, ты узнаешь закономерности, которые доставят тебе радость. Ты станешь более наблюдательным и увидишь то, что раньше не замечал. С гаммами интересно, потому что они умные. С ними не скучно, так как они озорные. Они весёлые и не любят плакс и лентяев. Гаммы любят порядок, они добрые и ласковые. В гаммах много правил, но они такие логичные и симметричные, что ты можешь сам их «открыть», если подумаешь. Гамма - это звукоряд определённой окраски. У каждого есть имя по-первому, главному звуку. Главный звук - это Тоника, хозяйка дома. Весь звукоряд (дом) - это тональность. Музыкальные произведения живут в тональностях и любят ходить в гости. Тональностей столько, сколько разных звуков на клавиатуре. Посчитай, сколько их? Это будет первое твоё открытие. Гаммы - могут петь, говорить, шелестеть, летать и многое другое, что можно узнать из этой книжки. Учись с радостью. Желаю успеха. Твоя Клара Грин. Образы. Как было бы замечательно, Если бы гаммы стали привлекательными! Вот они не спеша плывут, Шелестят, рассказывают, зовут… У каждой лицо, характер, окраска, Штрихи утончённые, Образы, маски. Вот они вверх ручейком струятся, На вершине лучиками серебрятся, Спускаются, приземляются, К клавишам ласкаются. Гаммы друг в друга влюбляются, Парами соединяются. Устроили весёлый бал Для тех, кто их сыграл. Белогривые лошадки. Гамма До Мажор - лошадка, Посидеть на ней так сладко! Скачет До Мажор - за ней Шесть диезных лошадей. До – Соль – Ре – Ля – Ми и Си (Слово «мажор» пропускаем для рифмы) Все по квинточкам пошли. Квинту строй И пой: До - Соль… Чисто, тоненько тяни: Соль - Ре, Ре - Ля, Ля - Ми, Ми - Си. Квинту строить очень просто Детям маленького роста. Пальцы приложи подряд, И в ладошке – звукоряд. Шесть диезных дружных гамм. Мы сейчас сыграем правой (рукой) Шесть диезных дружных гамм. Первый палец в серединке Делит гамму пополам. Шесть диезных гамм мажорных Как лошадки-жеребцы: Тоники у них от белых (клавиш) Пальцы - словно близнецы. Нет диезов в До мажоре, Ах, как жаль, какое горе. В Си мажоре - целых пять, Может гамма ликовать! Марш диезов. Самый старший в диезном марше Фа диез. Он родился в Соль мажоре И на седьмую ступеньку залез. В других гаммах Фа диез Не исчез, Он всегда первый, как старший, В диезном марше. Гаммы красиво играй, Новый диез 4-м пальцем ласкай. До диез появился, С тоникой Ре подружился. Ля мажор играй красиво, Соль диез укрой игриво… Загадка. Фа диез, До диез, Соль диез - зовут щенят (Слово «диез» в стишке можно не называть), Как зовут их маму - гамму, Спросим у ребят? (Ля мажор) Ми мажор – моя лошадка, В ней с диезами так сладко (Очень удобная гамма, диезы располагаются симметрично) Уточки с гаммой легато плывут Линию лучиков вверх и вниз ткут. (Звук лучистый, красочный) Фа# Соль# До# Ре# Си мажор, как королева, Вся диезами звенит, В Ля диезе всем на диво Яркая звезда горит. (Под звездой имеется ввиду 4 палец) Диезы рождаются, К маме-Тонике устремляются. Мама-Тоника всех любит, Младшего приголубит. Тоника – ступенька Главная в ряду. Ею ты закончишь Песенку свою. Вот таблица, посмотри, Все диезы повтори, Гаммы эти назови И Незнайку удиви! До мажор - диезов нет. Соль мажор - Фа# Ре мажор - Фа# До# Ля мажор - Фа# До# Соль# Ми мажор - Фа# До# Соль# Ре# Си мажор - Фа# До# Соль# Ре# Ля# Всё логично, симметрично, Диезам у ключа уютно и привычно. Песенка диезов. Спой подряд все-все диезы: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си. «Как живёте вы, диезы?» В этой песенке спроси. Вот мы дружно все танцуем - Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си. То притопнем, то воркуем: «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си» Лошадка не скачет, Лошадка летит… Гамма легато, Как песня, звучит. Гамма, как птица, крыло раскрывает, Нитью серебряной к солнцу взлетает. Пять звуков в лукошке. Сыграй-ка левой Сверху вниз - Приятный ждёт тебя Сюрприз (1-й палец в серединке делит гамму пополам) Снизу вверх когда играем, Без сюрприза начинаем. Приложи ладошку – 5 звуков в лукошке, Дальше третий (3-й палец) Тонику встретил. Пошли обратно - 1-й берём аккуратно, И снова в ладошке пять милых матрёшек. У каждой свой голосок (Потому что каждый палец звучит по разному) Диезы - ежи. Вот диезы, как ежи, Прокололи этажи… Кто на пятом? (Фа) Под четвёртым? (До) Маскарад. У лошадок маскарад: Без диезов стали в ряд… В каком порядке бегут лошадки? По какой дорожке с левой ножки? Подумай, догадайся! С диезами в путь отправляйся! Гости шептали: Четвёртый в начале. В зале на маскараде шептали: Слыхали, слыхали? Си мажор узнали? Каким пальцем её начинали? 4-м, 4-м, 4-м… Четвёртый вначале, четвёртый… шептали. Чтобы лошадки скакали гладко, Не спотыкались, а чуть-чуть удивлялись, Начинай её 4-м, Фа диез - опять 4-м. 1-палец на белой, Он ей улыбнулся: «Всё в порядке, не волнуйся» (1-й палец нужно поставить легко, без напряжения, слова этому способствуют) Правило для смелых. 1-й палец всегда на белых. 1-й палец – толстячок Мы положим на бочок, И легко-легко сыграем, Гамму пиано начинаем… 2-м сыграем остро, Хотя это не просто. Есть подарок - шпага, Нужна ещё отвага, 3-й ловок и силён, Украшенье гаммы он. Чтоб 4-й прозвучал, Вводный тон покрепче взял, (Вводный тон - новый диез, рядом с тоникой) Его нужно чуть встряхнуть, Так как может он вздремнуть И испортить гамме путь (Испортить линию звука или не прозвучать) 5-й милый малышок, Ты поставь его, дружок. Как солдатик оловянный, Он победой окрылён, Прислони его к ладошке, Он слегка в неё влюблён. (5-й палец у детей слабый, а опора на ладонную мышцу делает его сильным. Умение ставить 5-й палец - большая трудность для малышей) Рядом с Тоникой живут. Руки в стороны плывут, Пальцы все-все совпадут. И четвёртые, как видишь, (червёртые пальцы) Рядом с Тоникой живут. 4-й - мамин сын любимый, Он озорник неутомимый. Зовут его все - «Вводный тон», Из братьев самый смелый он. (Слова помогают сделать активным 4-й палец, чтобы ощутить напряжение вводных тонов-доминанты) Вводный тон всегда четвёртым В этих гаммочках дружок, За хороший звук 4-й Получает пирожок. Вкусно вводный тон сыграй! Где 4-й - Не зевай! Руки волшебство творят… Гаммы с нами говорят. Си мажор. Пальцы здесь не совпадают, Но наощупь все играют, Чёрненькие помогают. Королева хороша, Все играем не спеша. (Си мажор - королева, а ключевые знаки - её украшения) Играем в две октавы правой рукой. (Октава - интервал через 8 звуков: 8-й такой - же как и 1-й) Три-четыре, три-четыре, Так играют в целом мире. Помни это правило, 1-й в срок подкладывай. И поставь его бочком, Чтоб он не был толстячком. 1-й палец чуть согнём И в ладошку повернём, Точкой лёгкой прикоснёмся, «Каблучком» на миг упрёмся, В лёгкой дымке пронесёмся. (1-й палец от природы тяжёлый, а в гамме он выполняет функцию объединения. Умение легко его подкладывать под ладошку очень важно. Благодаря 1-му пальцу гамма становится бесконечной. Важно играть без толчка) Два ручейка. Два ручейка журчат: В две октавы гаммы звучат. Самая удобная Гамма – чемпион! Кто она?... И почему Ты в неё влюблён? (В этой гамме совпадают не только пальцы, но и белые, и чёрные клавиши, поэтому она самая удобная для игры) Гамма-озорница. У этой гаммы-озорницы Очень длинные ресницы. Третьи пальцы совпадают, Все друг друга уважают. Пять и три, пять и три, Подушечки заостри, (Важно пальцы-подушечки сделать острыми, а руку мягкой, лёгкой, свободной от напряжения) Пять и три, пятьи и три - С гаммочкой поговори. Гаммы в две октавы играются, Кто правила знает, тот справится. Четвёртые (пальцы) рядом с Тоникой стоят, «Не забуть нас», - говорят. Соль и Ре (мажор - пропускаем для рифмы) В две октавы играем, Лошадок причёсываем и наряжаем. «Ля» и «Ми» запишешь сам: Знаки, пальцы - по местам! Гаммы скачут с ленточкой красной, «Дорога» может быть очень опасной. В Си мажоре всё иначе. Первые пальцы совпадают И только на белых играют. Третьи здесь не совпадают, Но не унываю, не плачут, А сами на место скачут. Весь рояль пустился в пляс. Умчались в поле лошадки белогривые, И стали тональностями этюдов шаловливых. Тональность До мажор. Здесь До мажор не просто гамма - Это тональность, знатная дама. (Тональность носит то же имя, что и гамма, но это уже не просто ряд звуков, а «Дом», в котором живёт музыкальное произведение. Тоника – 1-я, главная ступень тональности) Гамма. Мы гамму быстро узнаём По знакам у ключа, А если Тонику найдём, Тональность всем ясна. Тональность Ля мажор. Колокольчиком звенит: Ми мажор сюда спешит. Появился Ре диез Ля мажор пока исчез. Ненадолго, не волнуйся! В повторении он нам скажет: Я вернулся. (Смена тональности - важное событие, к нему нужно привлечь внимание ученика) Тональность Ми мажор. Гамма Ми мажор летит И усами шевелит… Пальцы-усики смешные Умные и озорные. (Ученикам здесь предлагается самим продумать и проставить пальцы) Прощальная песенка. Умчались лошадки белогривые, До свидания, этюды шаловливые И диезы игривые.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.