Здавалка
Главная | Обратная связь

Все обсуждавшиеся нами экспериментальные схемы можно классифицировать по трем основным параметрам.



§ Первый параметр — это способ сравнения условий, или уровней, независимой переменной: сравнение по каждому испытуемому, межгрупповое сравнение или сравнение по всем испытуемым.

§ Второй — это характер изменения независимой переменной: качественный или количественный.

§ И третий — число независимых переменных: либо эксперимент с одной переменной, либо факторный эксперимент.

Схемы не обязательно должны быть одинаковы (гомогенны) в отношении каждой из независимых переменных. Например, для одной независимой переменной может применяться межгрупповое сравнение, а для другой — интра- или кросс-индивидуальное.

ВОПРОСЫ

С какой целью в эксперименте с рассечением свода использовалось несколько временных интервалов между пробой-образцом и пробой-выбором?

Приведите примеры основных результатов и взаимодействия в факторных экспериментах.

Как измеряются основные результаты действия независимых переменных на графике?

Опишите, как выглядят на графиках основные виды взаимодействия двух независимых переменных (если у каждой из них — по два уровня).

Почему в экспериментах по проверке гипотез о воздействии независимой переменной на определенную базовую переменную часто требуется контрольная переменная?

Расскажите, как использовать несколько уровней второй независимой переменной для повышения внешней валидности.

Почему для проверки закона Йеркса — Додсона был необходим факторный эксперимент?

Каким образом вытекает конкретная комбинированная гипотеза, проверенная в эксперименте Стернберга, из предложенной им модели процесса обработки информации?

9. Изобразите на графике такие экспериментальные результаты, которые могли бы быть получены, если бы приручение крыс в период вскармливания не влияло на успешность их научения в лабиринте, а содержание в просторных ящиках после вскармливания оказывало большую .помощь, чем содержание в тесных клетках.

Придумайте комбинированную гипотезу, которая подтверждалась бы наличием пересекающегося взаимодействия. (Постарайтесь отвлечься от исследования Саймона и Руделла.)

Какое место (и почему) занимает эксперимент Йеркса и Додсона в системе экспериментальных схем?

Глава 9

В тех случаях, когда для проверки некоторых гипотез относительно поведения нельзя использовать активный эксперимент, проводят корреляционные исследования. В двух рассмотренных нами примерах — исследованиях предпосылок оптимальной приспособленности и влияния порядка рождения на интеллект — активный эксперимент был невозможен. В исследовании же по отбору контролеров просто трудно себе представить, какие активные изменения можно было бы внести.

В результате сравнения хорошо и плохо приспособленных испытуемых по ряду параметров было обнаружено, что главный фактор для хорошо приспособленных — это хорошие методы воспитания в детстве. Однако здесь присутствовали также другие переменные, смешивающиеся с методами воспитания. Двумя из них были социоэкономический статус и интеллект родителей. Нельзя сказать, влияли ли они в действительности, так как соответствующий контроль не был организован. Другим источником возможного смешения были субъективные оценки. Поскольку оценки производились не «вслепую», оставалась возможность для предубежденности экспериментатора. Поскольку материал для оценок получился из бесед с испытуемыми, существовала также опасность предубеждения испытуемого — хорошо приспособленные испытуемые могли быть склонны к более благоприятным воспоминаниям.

В исследовании, проведенном почти на 400000 молодых людях, было обнаружено, что показатель интеллекта снижается вместе с порядком рождения. Этот эффект сохранился даже при нивелировании возможного влияния социального положения и размера семьи. В общем, контроль в этом исследовании был достаточно хорошим. Однако было отмечено, что социальные слои состоят из довольно разнообразных групп, которые могут различаться по значимым побочным переменным. Корреляция между показателем интеллекта и порядком рождения может быть объяснена разными причинами; их можно разделить на пренатальные и постнатальные. В этом исследовании не были проконтролированы две переменные: первая — возраст родителей, особенно возраст матери, который может оказаться очень важным; вторая — брачный стаж родителей к моменту рождения испытуемого.

Методы контроля в корреляционных исследованиях могут быть двух видов. Первый — индивидуальный подбор пар испытуемых. Если сравниваются две группы, то каждому индивиду первой группы подбирается индивид второй группы, который имеет тот же уровень определенных побочных переменных. Данный метод связан с двумя трудностями. Первая: чем больше переменных, по которым уравниваются испытуемые, тем меньше испытуемых оказывается в распоряжении исследователя. Отсюда понятно, что много побочных переменных проконтролировать невозможно. Вторая: оставшиеся испытуемые — не совсем типичны для сравниваемых групп, и полученные отношения оказываются непредставительными. Таким образом, имеется опасность как слишком слабого, так и слишком строгого контроля.

Другим методом является выделение однородных подгрупп, как это делалось в исследовании порядка рождения. Например, была выделена подгруппа испытуемых с семьей из пяти человек, и уже внутри этой подгруппы выяснялось влияние порядка рождения. Число различных подгрупп совпадает с числом уровней побочной переменной. Таким образом, оказывается возможным обнаружить, как и в случае с двумя независимыми переменными в активном эксперименте, существует ли значимое взаимодействие между рассматриваемыми переменными. В корреляционных исследованиях это может, также, помочь пониманию отношений между переменными. Например, небольшое понижение линии тестовых оценок интеллекта для работников сельского хозяйства может быть следствием большего желания завести еще одного ребенка. Если бы имелись данные о таком желании, может, удалось бы показать, что оно лежит в основе влияния порядка рождения. Это следовало бы, во-первых, из понижения линии тестовых оценок интеллекта в зависимости от порядка рождения для однородных подгрупп как городских, так и сельских жителей, не желающих следующего ребенка, и, во-вторых, из отсутствия такого понижения для подгрупп, желающих ребенка.

Однако поскольку доказательство оставалось бы корреляционным, нельзя было настаивать на том, что желание иметь еще одного ребенка — основа рассматриваемого эффекта. Например, желание могло просто коррелировать с физической энергией родителей, и эта последняя могла быть истинной причиной основного эффекта. Таковы корреляционные исследования. Здесь могут быть проверены интересные гипотезы, предложено много разных идей. И все-таки контроль здесь никогда не будет таким же хорошим, как в активном эксперименте.

Последнее исследование приводилось как искусственный пример того, как можно использовать тест на способности, чтобы произвести отбор контролеров. Группа испытуемых проводилась через тест на специальные способности. Затем оценивалось качество их работы. Отношение между этими двумя переменными — тестовыми оценками и оценками работы — было представлено на диаграмме разброса. Форма этой диаграммы может быть отражена в коэффициенте корреляции. Положительные значения коэффициента находятся в пределах от 0 до 1. С помощью диаграмм разброса, представляющих разные значения коэффициента корреляции, было показано, как можно отобрать претендентов согласно заданному правилу решения, например, чтобы, по крайней мере, 80% из всех выбранных оказались удовлетворительно работающими. Чем выше коэффициент корреляции, тем ниже может быть расположена так называемая секущая оценка для теста на способности, что позволяет увеличить число отобранных индивидов при данном правиле решения. Корреляция позволяет также предсказать с помощью линии предсказания, связывающей средние рабочие оценки с тестовыми оценками, какой рабочей оценки может достичь индивид. Чем выше коэффициент корреляции, тем круче эта линия и тем меньше ошибка предсказания.

Были рассмотрены общие черты и различия разных корреляционных исследований. Все эти исследования сходны в том, что переменные в них уже существуют, в отличие от активных экспериментов, где условия независимой переменной активно организуются для выявления влияния последней на зависимую переменную. Различаются же они между собой по многим параметрам. Прежде всего, одна из переменных в них в разной степени приближается к независимой переменной. Например, в исследовании психологической приспособленности факторы-предпосылки вполне могут быть расценены как независимые переменные. Другая крайность представлена исследованием по отбору контролеров, где ни одна переменная не похожа на независимую. Поэтому однонаправленность предсказания определяется только практическими целями. Во-вторых, корреляционные исследования различаются тем, вычисляется ли коэффициент корреляции или нет. Представление степени связи с помощью коэффициента корреляции имеет наибольший смысл в том случае, если значения каждой переменной образуют непрерывное колоколообразное распределение. Этому условию почти всегда удовлетворяют два множества тестовых оценок. Кроме того, такие переменные, как доход или балльные оценки свойств личности, также зачастую достаточно хорошо соответствуют этим условиям. В-третьих, корреляционные исследования различаются по цели: имеет ли оно чисто познавательную цель или предполагает немедленное практическое приложение. Тот факт, что в практическом исследовании, приведенном в качестве примера в этой главе, использовался коэффициент корреляции и соотносились две оценки поведения для каждого испытуемого, вовсе не означает, что исследование такого типа не может служить целям расширения нашего познания.

ВОПРОСЫ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.