Здавалка
Главная | Обратная связь

Факторы, порождающие С.С., можно разделить на три группы.



§ Во-первых, это различия уровней необходимых дополнительных переменных: факторов задачи, индивидуальных различий испытуемых и т.п.

§ Во-вторых, периодические или долговременные изменения побочных факторов, входящих в состав факторов времени (например, изменение погодных условий, периодическая регулировка экспериментальной аппаратуры и т.д.).

§ И, наконец, различия взаимных влияний самих условий независимой переменной, приводящие (в индивидуальных экспериментах) к эффектам последовательности.

Совокупность способов контроля С.С. можно описать следующим образом. Во-первых, с усовершенствованием экспериментов появляется возможность полного устранения некоторых (но не всех) источников С.С. Так, в искусственном эксперименте унифицируется ряд важных дополнительных переменных, в групповом — устраняются факторы задачи и эффекты последовательности, в многоуровневом — предубежденность испытуемых. Во-вторых, для усреднения результатов неустранимых влияний применяются различные экспериментальные схемы. В интраиндивидуальных экспериментах, где таких влияний больше всего, наиболее эффективной является схема случайной последовательности (и это понятно, ведь остальные последовательности — систематичны): только она позволяет усреднить эффекты неоднородного (и отчасти — асимметричного) переноса, снять влияния предубеждений экспериментатора и т.п. Схемы межгруппового сравнения позволяют достичь соответствия групп по индивидуальным различиям испытуемых. Кроме того, привлекаются меры для контроля отдельных факторов: подбор и распределение экспериментальных задач, применение косвенных инструкций и т.д.

В специальной литературе термин «confounding» иногда переводят как «смешивание». Предложенный нами вариант выбран не только в силу чуть лучшего звучания по-русски. Ведь постоянное взаимное сопровождение, т.е. смешивание основной и дополнительной переменных происходит в реальности (где, собственно, нет никаких проблем контроля С.С.), а экспериментатор имеет дело с уже совершившимся событием — фактом С., последствия которого ему нужно предусмотреть, устранить или усреднить, т.е. проконтролировать.

СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (associative confounding) — источник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимостью оперировать единичными переменными для проверки точных экспериментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой переменной (например, рассечение свода) необходимо (дословно — «ассоциативно») связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида С.С. — искусственное и естественное. С.С. неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля С.С. возникает также в отношении зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы С.С. являются важными для теоретических корреляционных исследований, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей и т.д.);

§ искусственное (artifactual) С. — сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения. Для контроля искусственного С. независимой переменной (например, введение лекарства — факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специальное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким образом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняется. Контроль искусственного С. базисной переменной (например, нарушения узнавания у животных, требующего для своего исследования привлечения задач на запоминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперименте: используется вторая, контрольная переменная (объекты, не получающие подкрепления либо предъявляются, либо нет), при активном условии которой воздействие испытывает только сопутствующая переменная, а при пассивном --- и сопутствующая и базисная;

§ естественное (natural) С. --- натуральная, не зависящая от методических процедур связь независимой (или базисной) и сопутствующей ей переменных, не позволяющая проверить точную гипотезу в лабораторном эксперименте (например, плач ребенка может быть вызван тем, что из комнаты вышла мать, или же тем, что он просто остался один). Способ контроля естественного С. независимой переменной аналогичен введению контрольного условия, используется расширенная переменная (уход человека): при одном из ее условий (уход матери) сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом (уход ассистента) — нет; при сравнении этих двух условий воздействие сопутствующей переменной можно «вынести за скобки». Естественное С. базисной переменной (например, связь памяти с восприятием) контролируется так же, как и искусственное — привлекается контрольная переменная (здесь — интервал отсрочки выполнения тестовой задачи): «чистое» воздействие основной независимой переменной (рассечение свода) на базисную (нарушение памяти) определяется как разность ее воздействий при одном из условий контрольной переменной (длинная отсрочка), затрагивающем и базисную, и сопутствующую переменные (память и восприятие), и при другом (короткая отсрочка), затрагивающем только сопутствующую (восприятие).

СООТВЕТСТВИЕ (appropriateness) — степень адекватности отражения изучаемой реальности или теоретического представления о ней в проводимом эксперименте. Проблемы С. связаны с обеспечением внешней валидности (и ее безупречный образец не случайно назван экспериментом полного С.), они возникают в отношении всех составных частей экспериментальной гипотезы: независимой, зависимой и уровней дополнительных переменных. Контроль С. обычно представляет собой анализ (предварительный или констатирующий) всех последствий изменения реальности в наличной экспериментальной ситуации. Так, при интерпретации результатов искусственных экспериментов рассматриваются главным образом вопросы о С. значений зависимой переменной, а также уровней ключевых и других дополнительных переменных (например, анализ действий испытуемого, выполняемых одновременно с задачей, снятия напряженности и сжатия (compression) проб во времени. Проблемы С., возникающие в основных видах эксперимента, а также способы контроля и обобщения результатов приведены в табл. 1.

СОСТОЯНИЕ, или УСЛОВИЕ (treatment) — форма предъявления независимой переменной. Независимая переменная имеет обычно два или несколько С. (например, два метода заучивания фортепьянных пьес — целостный и частичный), причем С. всегда различается качественно. Содержание термина «treatment» в данном контексте, т.е. «форма, или способ, предъявления, действия», трудно передать на русский язык одним словом. Выбор термина «С.» связан, прежде всего, с конкретной спецификой первых экспериментов в книге (скажем, использование и неиспользование наушников). Среди возможных его синонимов автор указывает термин «У.» (condition), и именно он оказывается удобным для описания большинства приводимых экспериментов. Поэтому термин «С.» встречается главным образом в первой главе, а далее заменяется более нейтральным — «У.».

 

Таблица 1

Проблемы соответствия (достижения внешней валидности) и возможные способы их решения (контроля) в различных видах эксперимента

Вид эксперимента Проблемы соответствия Способы контроля Достигаемая цель
Естественный (индивидуальный) Соответствие уровня ключевой дополнительной переменной Подбор задач, соответствующих изучаемой деятельности Обобщение результатов на изучаемую деятельность и рекомендации для каждого из испытуемых
Искусственный Соответствие всех переменных, вошедших в гипотезу, их реальным аналогам Выбор адекватных условий независимой переменной, измеряемых показателей деятельности испытуемого и способов их представления; анализ возможных влияний имитации реальности Обобщение результатов на изучаемые практические ситуации
Групповой Соответствие исследуемой выборки и изучаемой популяции Схемы отбора испытуемых Распространение результатов на популяцию
Лабораторный Соответствие методических процедур и теоретических понятий; проблема универсальности результатов Выбор методических процедур Проверка и уточнение теоретических моделей
Факторный (и корреляционное исследование) Интерпретация характера полученного результата действия независимой переменной (установленных корреляций) Проведение серии экспериментов при разных уровнях дополнительной переменной (в корреляционных исследованиях подбор групп по этим уровням и статистический контроль) Наиболее широкое обобщение результатов; выявление простого (или комбинированного) действия независимой переменной; (в корреляционных исследованиях выявление базовых факторов)

СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, или результатов (combining the assessments) — способ количественной обработки измеряемых показателей поведения испытуемого в эксперименте, применение которого окончательно определяет конкретный вид зависимой переменной. Итоги применения С.П. (или обработки) данных — значения зависимой переменной — представляются обычно в таблицах или на графиках.

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ (constructing) ГРУПП — адекватный способ организации испытуемых для участия в групповом эксперименте, позволяющий усреднить их индивидуальные различия в различных группах (внутренняя валидность) и адекватно представить изучаемую популяцию (внешняя валидность). Выделяют три основных С.П.Г. —

  • случайную (random, или randomization, «рандомизация»),
  • попарную (matching, «подбор пар») и
  • случайную с предварительным выделением слоев (stratified random) (комбинация первых двух).

Каждая из них применяется для распределения испытуемых по группам, а первая и третья — для отбора испытуемых из популяции. Это дает пять эффективных схем — схем межгруппового сравнения. Отсутствие специальной С.П.Г., т.е. использование реально существующих (existing) групп, является неудачной схемой, неизбежно порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными различиями испытуемых. Для достижения внутренней валидности в лабораторных экспериментах (в том числе — с небольшим количеством испытуемых) применяются следующие С.П.Г.:

    1. предварительные меры — случайное распределение или отбор;
    2. сериальное решение — достижение соответствия групп по ходу эксперимента (в частности, с помощью предварительной проверки испытуемых по значимым характеристикам) и
    3. использование максимально сходных индивидов (например, животных одного помета).

Попарная С. и выделение слоев (stratification, «стратификация») используются также как способы контроля в корреляционных исследованиях: это С. попарного подбора испытуемых (в разные группы) и построение однородных подгрупп, т.е. подбор пар или групп таких испытуемых, которые уравнены между собой по всем переменным, кроме интересующей исследователя.

СХЕМА (desigh) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — определенный план предъявления испытуемым (или их группам) разных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы. С.Э. классифицируются по трем основным параметрам:

1. основание сравнения условий (или уровней);

Тип изменения и







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.