Здавалка
Главная | Обратная связь

Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания. 10 страница



Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, но лишь созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности; о порядке принятия и выхода членов из его состава; о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления; об источниках образования имущества, а также иные сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и пр.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

Все члены общественных объединений имеют равные права, предусмотренные их уставами, обладая одним голосом при решении вопросов их деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользования имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления деятельности объединения все его члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, которые определены уставом объединения. Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены из состава объединения. Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких имущественных последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).

Основными разновидностями общественных объединений являются:

1) общественная организация, т.е. основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (ст. 117 ГК; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; ст. 8 Закона об общественных объединениях);

2) религиозная организация, каковой признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1 ст. 8 Закона о свободе совести);

3) благотворительная организация - неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для социальной поддержки и защиты граждан, охраны окружающей среды и сохранения культурных ценностей, реализации иных предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (ст. 6 Закона о благотворительной деятельности);

4) профессиональный союз, т.е. добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности);

5) политическая партия, представляющая собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 12 Закона об общественных объединениях; Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <1>, далее - Закон о политических партиях);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

 

6) общественное движение, которым признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели (ст. 9 Закона об общественных объединениях);

7) орган общественной самодеятельности не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях).

В крупных общественных объединениях юридическими лицами в соответствии с законом и уставами могут признаваться как объединение в целом, так и его отдельные, как правило, территориальные звенья. Например, юридическим лицом может являться как в целом профсоюз, так и его первичные (профсоюзные) организации. Однако в этом качестве не вправе выступать советы, правления и иные руководящие органы таких объединений. Так, согласно закону юридическим лицом является не профсоюзный комитет (профком), а профсоюзная организация в целом.

Следует отметить, что Закон об общественных объединениях рассматривает в качестве разновидностей общественных объединений общественные фонды и общественные учреждения, что не вполне соответствует нормам ГК, признающего фонды и учреждения самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц.

 

8. Фонд

 

Фондом признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях (п. 1 ст. 118 ГК; п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

Правовое положение юридических лиц, именуемых в законодательстве фондами, отличается большим своеобразием. Классическими разновидностями фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации следует признать благотворительный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности) и общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

В то же время фондами называют некоторые, по сути, коммерческие организации <1>. Так, негосударственные пенсионные фонды, созданные в соответствии с федеральными законами для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондов в соответствии с заключенными между ними договорами, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, признаются законом особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах). Напротив, вопреки названию Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования являются не фондами, а государственными учреждениями (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации <2>; п. 3, 4 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования <3>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.

<2> Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.

<3> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

 

Как и общественное объединение, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели. Поэтому он обязан законом к публичному ведению своих имущественных дел (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности). Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в формах, разрешенных общественным объединениям. Эта деятельность должна непосредственно служить достижению целей фонда и полностью им соответствовать. На тех же условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества в качестве компаний одного лица, будучи их единственными учредителями и участниками (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Для достижения своих уставных целей фонды могут создавать другие некоммерческие организации.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом. Например, органы государственной власти (местного самоуправления), а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия и учреждения не могут выступать учредителями благотворительного фонда, ибо иное означало бы нецелевое использование публичного имущества (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности). Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда. Поэтому в роли учредителей фонда не могут выступать лица, которые только организуют его деятельность, но не внесли вклад в имущество фонда. К сожалению, при создании благотворительных фондов такие лица иногда становятся их руководителями, получая возможность фактически бесконтрольно распоряжаться имуществом, полученным от благотворителей.

Единственным учредительным документом фонда служит устав, утвержденный его учредителями. Помимо обычных сведений в уставе фонда должны содержаться данные:

- о целях деятельности;

- об органах фонда, их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с согласия или после утверждения попечительского совета);

- о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Закон ограничивает возможность внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами, что затрудняет изменение статуса фонда вопреки воле его учредителей. Подобные изменения могут быть самостоятельно внесены органами фонда лишь в случаях, когда это прямо разрешено уставом, утвержденным учредителями фонда, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).

Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное им имущество между своими учредителями или работниками. Учредители вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования имущества фонда. С этой целью в фонде из числа его учредителей или их представителей, а также иных авторитетных лиц создается попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях). Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, работой его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде также образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями либо попечительским советом. При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица фонда в совершении сделки от имени фонда такая сделка подлежит предварительному одобрению попечительского совета под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Фонды могут реорганизовываться на основании решения их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Однако они не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании имущества фондов, особенно при их самоликвидации, перечень оснований ликвидации фондов определяется законом, а не уставом конкретного фонда, причем ликвидация допускается только по решению суда, но не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества фонда направляется на цели, предусмотренные его уставом, или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Фонд может быть объявлен банкротом.

 

9. Автономная некоммерческая организация

 

Автономная некоммерческая организация создается на основе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг некоммерческого характера: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и пр. В этой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), адвокатские бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре).

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, в том числе некоммерческого характера, и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако в отличие от учреждений данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не отвечают по ее обязательствам. Однако в порядке, определенном учредительными документами, они обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Не исключено создание автономной некоммерческой организации единственным учредителем.

Учредительным документом данной организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно также заключение между ними учредительного договора, который в этом случае выполняет роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В его состав входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, впрочем, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом. Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа.

 

10. Учреждение

 

Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК; п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждения создаются по решению собственника. Частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, государственное или муниципальное учреждение - Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием. От имени публичных собственников решение о создании учреждения принимается уполномоченным органом государственной власти (местного самоуправления) <1>. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным либо автономным учреждением (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК; ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации <2> (далее - БК); Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <3>, далее - Закон об автономных учреждениях).

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" // СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 537.

<2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

<3> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

 

Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также государственные (муниципальные) и частные организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.

Правоспособность учреждений носит узкоспециальный характер, в рамках которого законом и учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов предпринимательской (либо иной приносящей доходы) деятельности. Обычно речь идет о сдаче в аренду имущества учреждения, о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Если иное не предусмотрено законом и (или) учредительными документами, учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы распоряжение имуществом собственника без его согласия.

Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которой имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296, 298 ГК). Учреждения полностью или частично финансируются их учредителями - собственниками, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями распоряжения своим имуществом. Права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом. Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, но не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК). Автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК; ч. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Как правило, учредительным документом данного юридического лица является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например, воинская часть внутренних войск МВД России может действовать на основании Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден Приказом МВД России от 15 ноября 2003 г. N 884 <1>).

--------------------------------

<1> БНА. 2003. N 52; 2007. N 40.

 

Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Так, в соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителями (ст. 11 Закона об общественных объединениях).

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер сумм, выделяемых ему собственником. Кроме того, учреждение может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (п. 1 ст. 43 Закона об образовании). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

В отличие от других видов юридических лиц частные и бюджетные учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств наступает неограниченная субсидиарная ответственность их учредителей-собственников (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК; абз. 2 п. 4 ст. 19 Закона о некоммерческих организациях) <1>. Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации"; Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

 

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника его имущества (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК; п. 5, 6 ст. 2 Закона об автономных учреждениях) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Витрянский В.В. Некоторые проблемы применения законоположений о правовом статусе государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12; Суханов Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. 2006. N 12.

 

11. Государственная корпорация

 

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

Несмотря на это, законодательное определение, почти полностью соответствующее определению учреждения, в действительности государственные корпорации не являются таковыми, ибо в большинстве случаев предназначены для осуществления предпринимательской деятельности, имеющей важное публичное значение (корпорации "Олимпстрой", "Роснанотех", "Ростехнологии", "Внешэкономбанк" и др.) <1>. Они не относятся к числу корпораций, ибо не имеют членства, и являются частными собственниками имущества, безвозмездно или на особо льготных условиях полученного от федерального государства. Главная особенность их правового статуса состоит в том, что он каждый раз полностью определяется специальным федеральным законом, всегда содержащим существенные изъятия из общих правил законодательства о юридических лицах (отсутствие учредительных документов, особый порядок реорганизации и ликвидации, изъятия из сферы финансового и налогового контроля и т.п.).

--------------------------------

<1> Федеральные законы от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562; от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3753; от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799; от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5415; от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" // СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 5814; от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

 

Обладая таким исключительным статусом, они вместе с тем не составляют единой по правовой природе разновидности юридических лиц, ибо среди них находятся как коммерческие (Внешэкономбанк), так и некоммерческие (Фонд содействия реформе ЖКХ) организации, некоторые из которых обладают к тому же публично-правовыми функциями (Росатом, Олимпстрой). Поэтому госкорпорации следует считать не самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а специальным способом создания государством особых, уникальных по своему правовому статусу субъектов права, предназначенных для решения особо важных государственных задач <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о статусе госкорпораций см.: Концепция развития законодательства о юридических лицах: Проект. С. 64 - 69.

 

Дополнительная литература

 

Авилов Г.Е. Хозяйственные товарищества и общества в Гражданском кодексе России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник статей памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998.

Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. N 1.

Дубовицкая Е.А. Европейское корпоративное право. 2-е изд. М., 2008.

Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М., 2003.

Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005.

Концепция развития законодательства о юридических лицах: Проект // Вестник гражданского права. 2009. N 2.

Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.

Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях (серия "Классика российской цивилистики"). М., 2000.

Шапкина Г.С. Применение акционерного законодательства. М., 2009.

Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели (серия "Классика российской цивилистики"). М., 2003.

Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица. Органы и представители юридического лица // Труды по гражданскому праву (серия "Классика российской цивилистики"). М., 2001.

 

Глава 6. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.