Здавалка
Главная | Обратная связь

Детская инвалидность в современном обществе



Прогресс как процесс гуманизации общественных отношений с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых инвалиды являются одной из наиболее многочисленных групп.

В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория «ребенок-инвалид». К ней относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности. Следует отметить, что ограничение статуса детской инвалидности 16 годами не соответствует международным документам и российскому законодательству, где ребенком считается человек в возрасте до 18 лет.

В последние годы отмечается заметный рост числа детей-инвалидов в РФ. На начало 2001 г. их было зарегистрировано 937,4 тыс., что в 4 раза больше, чем в 1991 г. В 2003 г. их насчитывалось около 1210,8 тыс.человек, в 2006 г. около 1489,5. Рост числа детей-инвалидов обусловлен как ухудшением здоровья детей в силу экономических, экологических и других факторов, так и расширением - перечня медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом, и которые были ведены в 1991 году постановлением Совмина РСФСР и приказом Минздрава РФ «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет».

В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Их принято называть «моделями инвалидности». Существует ряд классификаций моделей инвалидности, однако их условно можно разбить на две группы. В одном случае инвалидность понимается как личная проблема (в частности, медицинская, или так называемая «административная» модель). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом. Инвалидность - это медицинская патология, и этим инвалиды отличаются от «нормальных» (здоровых) людей. Все проблемы инвалида - следствие этой патологии. Он должен приспосабливаться к обществу нормальных людей, и задача социальной работы - помочь инвалиду в его адаптации, а основным ее содержанием должна быть социальная защита.

Подходы такого рода в современной научной литературе и соответствующая социальная практика иногда обозначаются термином «disabilism» - «дизабилизм» («инвалидизм»), по аналогии с термином «расизм». Дизабилизм предполагает дискриминацию людей с ограниченными возможностями и отношение к ним как к неполноценным. Ценность человека в данном случае рассматривается с точи зрения его «полезности» для общества. Такое понимание проблемы инвалидности доминировало в общественном сознании до середины ХХ века и являлось характерным для индустриального общества вне зависимости от политического режима, когда человек рассматривался в первую очередь как производитель материальных и духовных благ.

Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема («общественная модель»). Здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой. Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации инвалидов, то есть инвалиды рассматриваются скорее как притесняемая группа, чем как аномальная. И суть проблемы инвалидности - в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав. Содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых человеческих прав. Поэтому в Рекомендации №1185 к реабилитационным программам, принятой на Парламентской Ассамблее Совета Европы в 1992 году, определяется, что: «Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью». Такой принципиально новый взгляд на проблему инвалидности связан, во-первых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а во-вторых, с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства». Этот поворот наметился во второй половине ХХ века. Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Следвоательно, инвалид рассматривается не только как объект социальной работы, но и как активный субъект общественной жизни и творец своей судьбы.

К сожалению, инвалиды, в том числе и дети, - не имеют законной возможности полностью реализовать себя. Очень часто окружающие видят только их недостатки или отклонения и не ценят достоинства.

Иногда, в силу местных обычаев и уклада жизни, инвалидов презирают. Так, в некоторых поселениях существует мнение, что дети рождаются больными или уродливыми потому, что их родители сделали какое-то зло или разгневали богов. Другой вариант - мнение, что уродство ребенка - это расплата за его грехи в прежней жизни. В подобных случаях у родителей может возникнуть ощущение, что попытаться исправить уродство или облегчить страдания ребенка - значит противиться воле богов. Зачастую причина такого отношения кроется в отсутствии сведений. Так, некоторые, считая, что паралич, вызванный полиомиелитом или ДЦП, «заразен», запрещают своим детям приближаться к парализованному ребенку.

Непризнание способностей и возможностей инвалидов может повлечь за собой пренебрежение ими или даже отказ от них. Во многих странах родители отдают своих больных детей на воспитание престарелым родственникам.

Страх перед необычным, непохожим на привычное или непонятным - причина многих случаев отрицательного отношения к инвалидам. Если там, где многие страдают полиомиелитом, хромого ребенка могут принять вполне благосклонно, то там, где лишь немногие дети имеют физические недостатки, такого ребенка дети начнут дразнить и сторониться.

Предоставят ли общество и семья инвалиду возможность быть равноправным членом, нередко зависит от степени его беспомощности. Дети, которые страдают полиомиелитом, но могут передвигаться. Хотя бы с помощью фиксирующих устройств или на костылях, имеют возможность быть благосклонно принятыми обществом. Совсем иное ждет детей, так и не сумевших встать на ноги. Хотя многие из них способны обучиться какому-либо ручному ремеслу и даже обеспечить свои минимальные потребности, подавляющее число таких больных умирают уже в детстве от голода и отсутствия ухода.

В нашем обществе в течение длительного времени доминировала установка на воспитание и образование детей с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению специалистов, привело к созданию кризисной ситуации, которая характеризуется следующими обстоятельствами:

- социальная «маркировка» ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектами (неполноценного);

- искусственная изоляция ребенка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в обществе;

- жесткость и безвариантность форм получения образования и обучения и системы специальных учреждений;

- почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями.

В последние годы ситуация стала существенно меняться, однако следует отметить, что раздельное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых детей в его современном виде имеет негативные последствия для тех и других. У детей-инвалидов в условиях сенсорной недостаточности, обусловленной недугом, возможно формирование психической депривации, которая в условиях интернатного учреждения получает дополнительный импульс вследствие еще большей нехватки разнообразия сенсорной стимуляции. Психическая депривация - это психическое состояние личности, возникающее в результате условий, при которых субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени в условиях полной изоляции или частичного ограничения жизненных условий. Она проявляется в задержке и искажении интеллектуального развития, обеднении когнитивной сферы, эмоциональных расстройствах, волевых нарушениях. В последние годы, когда идет речь о положении детей в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания детей обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на детях-инвалидах, менее адаптированных к жизненным трудностям. Инвалидность затрудняет возможности полноценных социальных контактов ребенка, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая, в свою очередь, ведет к еще большей изоляции и, соответственно, к недостаткам развития.

У здоровых детей, не имеющих достаточных контактов с детьми с ограниченными возможностями формируются психологические барьеры, негативные установки по отношению к последним, которые затем сохраняются и в более старшем возрасте.

Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, расходуется немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью, родители страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Нередко возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в руге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию.

Так, одной из многочисленных проблем семей, имеющих ребенка-инвалида, является материальная, поскольку все существующие льготы не покрывают тех материальных затрат и проблем, с которыми сегодня сталкиваются родители больных детей.

Остро стоит проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, неохотно решаются вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида.

Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. Совершенно отсутствуют учреждения воспитательного характера или госпитального типа для кратковременного содержания ребенка (неделя, месяц) с особо тяжелыми формами инвалидности в зависимости от потребности семьи.

В детские санатории не принимаются дети, нуждающиеся в постороннем уходе. В то же время семье, имеющей такого ребенка, необходима хотя бы кратковременная психологическая разгрузка.

Одна из главных проблем ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб и так далее.

Проблемы иного порядка связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных школ, реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, имеющих ребенка-инвалида. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети с ограниченными возможностями часто вынуждены получать образование в специальных школах-интернатах. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка и на его готовности к самостоятельной жизни.

По данным исследований, от 1/3 до 1/4 детей-инвалидов школьного возраста обучаются на дому, многие из них по минимальной образовательной программе. К большей части этих детей приходит педагог из школы, некоторым педагога нанимают родители, остальных обучают родственники.

Следует отметить, что далеко не всегда учителя подготовлены к обучению детей на дому. По отношению к таким детям у учителей часто наблюдается отсутствие толерантности, что нередко становится причиной конфликтов между ними.

В таких случаях у родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и нерешаемости проблемы образования ребенка-инвалида.

По-прежнему остается проблемой получение профессии и трудоустройство по ней для инвалидов с детства. Не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями, не решены вопросы их трудовой занятости. Только 4% инвалидов работают по специальности, полученной в интернате. В целом, не более 30% молодых инвалидов получают профессиональное специальное образование. Работают в соответствии с полученными трудовыми навыками около 20-30%, а в сельской местности - 8-12% инвалидов.

Не решены вопросы доступности архитектурной среды: жилых домов, магазинов, учреждений, больниц и других общественных зданий, культурных и спортивных центров, парков и мест отдыха.

Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного сознания по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качество, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Именно поэтому решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить. С помощью профилактики детской инвалидности, то есть, комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.

Одной из важнейших задач социальной работы является изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе.

Важное значение для создания лицам с ограниченными возможностями достойных условий жизни имеют законодательная база социальной защиты, конституционные нормы, декларация о правах инвалидов и многие другие.

Государство на основе прав должно обеспечить социальную защищенность инвалидов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.