Здавалка
Главная | Обратная связь

Деятельность общественных организаций за рубежом и в России



Все нормальные семьи неоднократно сталкиваются с различными видами проблем, но все же в семьях, где есть дети-инвалиды, их гораздо больше:

- социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов;

- при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;

- ведется слабая профессиональная подготовка таких детей;

- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте), что приводит к изоляции инвалида;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

- сформированность негативного общественного мнения п отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид - бесполезный»);

- отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а также слабость государственной политики.

Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов трех-семнадцати лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя.

Такое отношение к детям с ограниченными возможностями свойственно не только нашему обществу. Однако за рубежом делается все возможное для решения этой проблемы. В Великобритании действуют несколько типов дневных центров (центры подготовки, центры социального обучения), деятельность которых направлена на обеспечение возможностей инвалидам жить самостоятельно, то есть, основной упор делается на приобретение навыков самообслуживания, пользования транспортом, осуществления покупок, приготовление пищи. Также центры оказывают помощь инвалидам, нуждающимся в интенсивном медикаментозном лечении, при необходимости их могут поместить в клинику, в которой предоставляются кратковременные и долговременные услуги. Отметим, что создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов подкреплено законодательством и также находится на высоком уровне.

В таких странах, как Швеция, Германия, приняты и действуют нормативные акты, обеспечивающие права каждого человека на жилье, отдых, безопасность и возможность контакта с другими инвалидами.

Важное место занимает сфера досуга инвалидов. Например, в Германии существуют специальные клубы для инвалидов, где они имеют возможность общаться, проводить различные мероприятия, обычно членами таких клубов являются инвалиды со сходными заболеваниями. Также существует множество центров для детей-инвалидов, устраиваются различные праздники и фестивали для детей с их участием, ярмарки-продажи товаров, изготовленных руками инвалидов, собираются средства на нужды данной категории. Вопрос занятости лиц с ограниченными возможностями в Германии решается не только путем выбора подходящей специальности. Большое значение имеет оборудование рабочего места вспомогательными устройствами (компьютеры с двойной клавиатурой и звуковыми сигналами для слепых). В Швеции большое распространение среди инвалидов получил туризм и путешествия, для этого имеются специальные транспортные средства (автобусы, коляски, велоколяски).

В Финляндии выпускаются простые фильмы для умственно отсталых лиц; существует библиотека игрушек для детей-инвалидов, в которой можно не только получить игрушку, но и консультацию по ее применению; существуют такие службы, как доставка книг и видеофильмов на дом.

В Соединенных Штатах Америки и Великобритании большое распространение среди лиц с ограниченными возможностями получила оккупациональная терапия.

Оккупациональная терапия - это терапевтическое использование деятельности самообслуживания, труда и игровой активности для улучшения независимого функционирования, ускорения развития и предотвращения недееспособности детей с ограниченными возможностями.

Данный вид терапии может включать адаптацию задач или окружения к возможностям инвалидов для достижения ими максимальной независимости и улучшения качества жизни.

Сфера деятельности оккупациональных терапевтов - больницы, клиники, дома престарелых, общества инвалидов, семьи инвалидов, школы для детей-инвалидов.

Также в зарубежных странах широко применяется культурно-досуговая работа с детьми-инвалидами, или социокультурная реабилитация. Данное направление заключается в оказании помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Именно за рубежом зародилась и развивается программа «Инклюжен» (Соединенные штаты Америки).

Include (английский) - «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». Inclusion - «включение».

Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования в «массовых» учебных учреждениях, который подразумевает его доступность для учащихся с особыми образовательными потребностями через адаптацию к их уникальным образовательным нуждам.

В Юнеско считают, что проблема инклюзивного образования должна рассматриваться как часть более широкого круга действий и инициатив. Создание специальных условий для детей с особыми потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы, мы видим зарождение концепции инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация школ в соответствии с потребностями всех учеников.

Дакарская рамочная концепция действий и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к две тысячи пятнадцатому году. С другой стороны, Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями все еще представляет собой ценную точку отсчета для всех тех, кто занимается лоббированием в сфере инклюзивного образования.

В частности, в документе сказано, что инклюзивно-ориентированные общеобразовательные школы - это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей». Также, подобные школы «…могут эффективно предоставлять образовательные услуги большинству детей, в также увеличить, в частности, эффективность затрат на образование в рамках всей системы…»

Старт программы инклюзивного образования тесно связан с проектом DANIDA по образованию детей со специальными потребностями 1994-1998, реализованным в трех провинциях страны и двух школах столицы. Программа Великобритании «Спасите детей», реализуемая с 1998 года по сегодняшний день, направлена на интеграцию детей с инвалидностью в общеобразовательные средние и, с недавнего времени, начальные школы.

Успешная реализация программ, направленных на инклюзивное образование, предполагает участие родителей детей-инвалидов на всех стадиях реализации и на всех уровнях. В 1998 году, при поддержке программы «Спасите детей», была образована неформальная организация семей детей-инвалидов, которая сыграла важную роль в реализации программы в стране. К 2000 году организация оформилась в официальную общественную организацию - Ассоциацию родителей детей-инвалидов, целями которой стала защита прав детей-инвалидов и их поддержка.

В Монголии был организован семинар «Политика инклюзивного образования детей-инвалидов», и его основными целями были подтолкнуть инициативы инклюзивного образования в стране, помочь участникам поделиться опытом и перенять опыт других стран в вопросах принятия применения политики инклюзивного образования. Участники программы «Спасите детей» считают, что именно продвижение законодательных инициативы способно наиболее эффективно решать большинство проблем. Министерство образования страны изменило свою структуру. При финансовой и технической поддержке программы «Спасите детей» был образован отдел инклюзивного образования.

Очень часто инклюзивное образование называют интегрированным или интегративным. Интеграция - процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

Так как дети с инвалидностью в России ранее никогда по-настоящему не были охвачены общим образованием, то речь идет об их включении в систему, а не об объединении с таковой. В дополнение, во всех международных документах и декларациях, в том числе подписанных Российской Федерацией, имеется формулировка «инклюзивное образование», а не интегрированное. В условиях жесткой образовательной системы России определенная часть детей выбывают, потому что не выдерживает требований установленных стандартов. Это соотношение составляет примерно 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными или исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей.

Однако инклюзивность не означает стремление сделать всех одинаковыми. Ее ключевой компонент - гибкость, признание того, что дети обучаются с разной скоростью и способностью, а учителям необходимы специальные навыки, чтобы поддерживать гибкость процесса обучения. В большинстве случаев детям просто необходимо хорошее понятное, доступное преподавание с использованием различных методов, соответствующих индивидуальным потребностям, способностям и особенностям развития ребенка.

На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей указывал еще в тридцатые годы педагог-теоретик Л.С.Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми», и далее «…Глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обуславливающую недоразвитие его высших функций». Данные слова Л.С.Выготского, несомненно, можно отнести ко всем детям с нарушениями развития.

Помещение ребенка в коррекционную школу или школу-интернат до сих пор расценивается в обществе как стигматизация детей и подростков. На ребенка фактически «навешивается» ярлык девианта. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на устоявшиеся негативные социальные стереотипы и несовершенные методы медико-педагогической диагностики. Такие люди не могут, с точки зрения большинства общества, быть в полной мере дееспособными. Условия окружающего мира не приспособлены к нуждам людей с инвалидностью. Обучение в высших учебных заведениях для подавляющего большинства инвалидов является несбыточной мечтой, их, как правило, стараются не принимать на работу и не рассматривают в качестве партнеров для брака.

Думается, что именно недоступность общего образования для людей с инвалидностью фактически сохраняет для них это неравенство возможностей в выборе жизненного пути и социальных ниш.

Противники инклюзии считают, что появление ребенка-инвалида в среде типично развивающихся детей выступит для них в качестве психотравмирующего фактора. Этот аргумент не только антигуманитарен, но и лишен здравого смысла. Издавна на Руси забота о нетипичном человеке, проявление доброты и внимания по отношению к нему выступало средством нравственного воспитания людей. Надо не жалеть психику детей, а рассказывать им о страданиях других людей и о том, что можно для них сделать и как лучше их узнать.

В последнее время наметилась тенденция, что в связи с падением уровня рождаемости в России многие массовые школы не могут набрать необходимое количество учащихся. Например, по данным исследователя Д.В.Зайцева, к 2008-2010 гг. ожидается сокращение контингента образовательных учреждений общего типа на 30%. Новая государственная политика подушевого финансирования ориентирует на уменьшение бюджета учреждений образования при неполной комплектации учащимися.

Мы думаем, что придерживаться концепции сегрегации лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями в образовании неперспективно не только из-за больших финансовых затрат на содержание двух параллельных систем образования, но и этических психолого-педагогических и общечеловеческих принципов по отношению к детям-инвалидам со стороны государства и общества.

На пути становления инклюзивного образования одной из главных задач является воспитание позитивного отношения к людям с инвалидностью в России, характеризующегося до настоящего времени негативной направленностью. Без грамотного решения данной проблемы, без устранения практик ущемления конституционных прав людей с ограниченными возможностями здоровья, проявлений социальной дискриминации, в том числе в сфере образования, Россия не станет цивилизованным государством.

За рубежом инвалид, ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами. Существует специализированная транспортная сеть, городские рейсовые автобусы оснащены специальными подъемниками. В учреждения соцбыткультуры существуют уборочные со специализированным санузлом для инвалидов. Пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих. В аэропортах подвоз инвалидов к самолету осуществляется подъемником. Библиотеки оснащены литературой со специальным шрифтом для слепых.

Инвалид за рубежом - это такой же член общества, как и любой обычный человек. Ребенок-инвалид в таких условиях не чувствует своей неполноценности. Многие из инвалидов становятся известными деятелями культуры, политиками. Города рассчитаны на полноценную жизнь в них людей-инвалидов. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, инвалидам детства для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, международным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

На сегодняшний день работает механизм согласования проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.