Термин «развитие речи»Стр 1 из 14Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Методика работы над изложением Выполнила студентка IV курса Руководитель: Мурманск, 2005 Оглавление Введение.. 3 1. Развитие речи учащихся как метод работы по русскому языку. 3 1.1. Термин «развитие речи». 3 1.2. Особенности речи. 4 1.2.1. Внутренняя и внешняя речь. 4 1.2.2. Устная и письменная речь. 6 1.3. Речь и её функции. 6 1.4. Работы по развитию письменной речи учащихся и их специфика. 7 1.5. Основные направления и разделы работы по развитию речи. 9 Теоретическая часть.. 11 1. Навыки, необходимые для написания изложения. Их формирование. 11 2. Изложение. Виды изложений. 13 3. Ведущие методисты – о работе над изложениями. 14 3.1. Общие положения. 14 3.2. Подбор текстов. 15 3.3. Предварительная беседа и чтение текста. 16 3.4. Вопросы по содержанию текста. 17 3.5. Работа над заголовком.. 17 3.6. Осознание логики построения текста. 17 3.7. Пересказ текста. 18 3.8. Повторное чтение и написание изложения. 18 4. Обучение изложению.. 19 4.1. Пересказ. 19 4.2. Работа над содержанием, логикой и заглавием текста. 19 4.3. Отбор текстов. 19 4.4. Работа над изложениями разных видов. 20 4.5. Подготовка к работе и собственно работа над изложением в разных классах. 20 Практическая часть.. 24 1. Основные установки. 24 2. Цели и задачи исследования. 24 3. Объект и предмет исследования. 24 4. Констатирующий эксперимент. 25 4.1. Подготовка к эксперименту. 25 4.2. Критерии анализа. 25 4.3. Результаты эксперимента. 26 5. Выводы эксперимента. 27 Выводы по итогам работы... 31 Список использованной литературы... 32 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 33 Таблицы.. 33 Тексты.. 35 Введение Развитие речи учащихся как метод работы по русскому языку. Термин «развитие речи» Сам термин «развитие речи» не всегда употребляется в методической литературе и не всегда одинаково понимается. В дореволюционной методической литературе этого термина мы почти не встречаем, хотя в конце XIX в. появились книги Е. Соловьевой, М. Лопыревой, Е. Ционглинской, которые получили название «Развитие речи». Под развитием речи здесь подразумевалась преимущественно работа над связной речью. Книги включали в себя интересные тексты для чтения, наблюдений, заучивания наизусть. Тексты сопровождались заданиями для пересказов, изложений, сочинений; изредка встречались задания по словарю (работа со словами-синонимами, эпитетами и др.). В других же методических работах старого времени (К.В. Ельницкого, П.Н. Солонины, Н.Ф. Бунакова, Д.И. Тихомирова) мы чаще встречаем, вслед за К.Д. Ушинским, термин «устные и письменные упражнения». И надо сказать, что методика устных и письменных упражнений, понимаемых в известном смысле, была разработана в дореволюционной литературе достаточно тщательно. В области обучения пересказам, изложениям, некоторым видам сочинения к советскому периоду сложилась уже довольно прочная традиция. Что же такое развитие речи? Если иметь в виду работу по русскому языку, то развитие речи означает практическое усвоение учеником различных сторон языка: произношения, словаря, синтаксического строя, связной речи. С точки зрения учителя, работа над речью означает применение таких методов и приемов, которые помогли бы учащимся активно овладеть указанными сторонами языка. Таким образом, занятия по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова, выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. В целом развитие речи — это и есть работа над речевой культурой учащихся в ее устной и письменной форме. Школа должна научить своих питомцев свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Речь не только средство для выражения мыслей, но и орудие формирования их. Вместе с развитием речи учитель развивает и мышление учащихся. Как известно, К. Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова — значит почти то же самое, что развивать в логичность мышления», предупреждая при этом, что «развить речь отдельно от мысли невозможно, а развивать ее преимущественно перед мыслью положительно вредно». Поэтому развитие речи — это задача не только уроков русского языка, но и всех других предметов учебного плана школы. Однако на уроках русского языка эта задача является центральной. Каждый урок русского языка в то же время является уроком развития речи, на каждом уроке учитель работает над произношением детей, заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пересказывать, излагать чужие и свои мысли. Особенности речи ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|