Здавалка
Главная | Обратная связь

Термин «развитие речи»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Методика работы над изложением

Выполнила студентка IV курса

Руководитель:

Мурманск, 2005


Оглавление

Введение.. 3

1. Развитие речи учащихся как метод работы по русскому языку. 3

1.1. Термин «развитие речи». 3

1.2. Особенности речи. 4

1.2.1. Внутренняя и внешняя речь. 4

1.2.2. Устная и письменная речь. 6

1.3. Речь и её функции. 6

1.4. Работы по развитию письменной речи учащихся и их специфика. 7

1.5. Основные направления и разделы работы по развитию речи. 9

Теоретическая часть.. 11

1. Навыки, необходимые для написания изложения. Их формирование. 11

2. Изложение. Виды изложений. 13

3. Ведущие методисты – о работе над изложениями. 14

3.1. Общие положения. 14

3.2. Подбор текстов. 15

3.3. Предварительная беседа и чтение текста. 16

3.4. Вопросы по содержанию текста. 17

3.5. Работа над заголовком.. 17

3.6. Осознание логики построения текста. 17

3.7. Пересказ текста. 18

3.8. Повторное чтение и написание изложения. 18

4. Обучение изложению.. 19

4.1. Пересказ. 19

4.2. Работа над содержанием, логикой и заглавием текста. 19

4.3. Отбор текстов. 19

4.4. Работа над изложениями разных видов. 20

4.5. Подготовка к работе и собственно работа над изложением в разных классах. 20

Практическая часть.. 24

1. Основные установки. 24

2. Цели и задачи исследования. 24

3. Объект и предмет исследования. 24

4. Констатирующий эксперимент. 25

4.1. Подготовка к эксперименту. 25

4.2. Критерии анализа. 25

4.3. Результаты эксперимента. 26

5. Выводы эксперимента. 27

Выводы по итогам работы... 31

Список использованной литературы... 32

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 33

Таблицы.. 33

Тексты.. 35


Введение

Развитие речи учащихся как метод работы по русскому языку.

Термин «развитие речи»

Сам термин «развитие речи» не всегда употребляется в методической литературе и не всегда одинаково понимается. В дореволюционной методической литературе этого термина мы почти не встречаем, хотя в конце XIX в. появились книги Е. Соловьевой, М. Лопыревой, Е. Ционглинской, которые получили название «Развитие речи». Под развитием речи здесь подразумевалась преимущественно работа над связной речью. Книги включали в себя интересные тексты для чтения, наблюдений, заучивания наизусть. Тексты сопровождались заданиями для пересказов, изложений, сочинений; изредка встречались задания по словарю (работа со словами-синонимами, эпитетами и др.).

В других же методических работах старого времени (К.В. Ельницкого, П.Н. Солонины, Н.Ф. Бунакова, Д.И. Тихомирова) мы чаще встречаем, вслед за К.Д. Ушинским, термин «устные и письменные упражнения». И надо сказать, что методика устных и письменных упражнений, понимаемых в известном смысле, была разработана в дореволюционной литературе достаточно тщательно. В области обучения пересказам, изложениям, некоторым видам сочинения к советскому периоду сложилась уже довольно прочная традиция.

Что же такое развитие речи? Если иметь в виду работу по русскому языку, то развитие речи означает практическое усвоение учеником различных сторон языка: произношения, словаря, синтаксического строя, связной речи. С точки зрения учителя, работа над речью означает применение таких методов и приемов, которые помогли бы учащимся активно овладеть указанными сторонами языка. Таким образом, занятия по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грам­матической теорией и орфографическими навыками, но в про­цессе речевой практики овладели и умением правильно произ­носить слова, выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. В целом развитие речи — это и есть работа над речевой культурой учащих­ся в ее устной и письменной форме.

Школа должна научить своих питомцев свободно и пра­вильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Речь не только средство для выражения мыслей, но и ору­дие формирования их. Вместе с развитием речи учитель разви­вает и мышление учащихся. Как известно, К. Д. Ушинский го­ворил, что «развивать в детях дар слова — значит почти то же самое, что развивать в логичность мышления», предупреж­дая при этом, что «развить речь отдельно от мысли невоз­можно, а развивать ее преимущественно перед мыслью поло­жительно вредно». Поэтому развитие речи — это задача не только уроков русского языка, но и всех других предметов учебно­го плана школы. Однако на уроках русско­го языка эта задача является центральной. Каж­дый урок русского языка в то же время является уроком раз­вития речи, на каждом уроке учитель работает над произношением детей, заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пере­сказывать, излагать чужие и свои мысли.

Особенности речи







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.