Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления и разделы работы по развитию речи



Развитие речи – процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи (восприятие речи и её выражение в своих мыслях).

Этот процесс протекает при опредёленных условиях:

ü развитие физиологических механизмов речи;

ü потребность в общении, выражении мысли;

ü наличие среды (социума);

ü наличие материала;

ü овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, корректировка речи.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Коммуникативный подход к развитию речи характеризуется тем, что деятельность направлена на развитие всех видов речевой деятельности.

 

Разделы работы по развитию речи учащихся:

Разделы школьной программы по русскому языку Единица языка Разделы работы по развитию речи
фонетика звук работа над языковой стороной речи
словообразование морфема работа над значением части слова
лексика слово работа над словом и фразеологизмом
морфология слово в тексте работа над морфологическими средствами языка
синтаксис словосочетания и предложения работа над синтаксическими средствами языка
связная речь текст работа над связной речью

 

В каждом разделе работа ведётся по направлениям:

ü исправление и преодоление различного вида речевых ошибок

ü обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

 

Следует подчеркнуть, что значение работы по развитию речи детей всегда осознавалось обществом и было предметом особой заботы педагогов в любой цивилизованной стране. В современной отечественной методике выделяются три основных направления в работе по развитию речи:

ü обогащение речи учеников (их словарного запаса, грамматического, интонационного строя речи и т.д.);

ü предупреждение речевых ошибок (в употреблении слов, в построении словосочетаний и предложений и т.д.);

ü формирование коммуникативных умений, известных под названиями «Работа над связной речью», «Работа над изложениями и сочинениями».

Первое направление – обогащение речи– реализуется практически на всех школьных предметах, когда в процессе обучения у школьников формируются предметные (специальные) умения и вместе с ними – интеллектуально-коммуникативные умения. Вопросы и задания к каждой теме по русскому языку, литературе и другим предметам учат школьников говорить на языке этих предметов. Эти задания служат не только усвоению учебного материала, но одновременно и обогащают речь учащихся.

Второе направление – предупреждение и преодоление речевых ошибок– реализуется прежде всего на уроках русского языка, так как именно этот предмет дает представление о нормах литературного языка, когда ученикам говорят: «Так говорят (пишут) – так не говорят (не пишут)».

Третье направление – совершенствование связной (устной и письменной) речи учащихся – предусмотрено программами и реализуется в соответствующих учебниках по русскому языку и литературе. Однако на эту работу отводится недостаточное количество учебного времени, поэтому преподаватель в полной мере не может осуществить целенаправленное обучение умениям создавать текст. Кроме того, работа над изложениями и сочинениями на уроках русского языка, как правило, подчинена изучению текущей темы программы. И в этом смысле она оправдана, так как дети учатся умелому и уместному употреблению в своей речи прилагательных, глаголов, наречий и т.д.

Но в жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому надо учить.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.